Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

01.06.2021 10:41 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 01.06.2021 г.

Границу охранять – не песни петь!

Автор: Виктория КУДИНОВА

Ветеран пограничных войск Сергей Лобанов служил в легендарном отряде имени В.Р. Менжинского, бойцы которого в марте 1969 года дважды вступали в бой с пытавшимися занять остров Даманский китайскими войсками и ценою собственных жизней отстояли границы СССР. 

Путевка в армию

В погранвойска Сергей попал по комсомольской путевке. Была в советские годы такая практика — давать гарантийное письмо, путевку в определенные рода войск проверенным партией людям – активистам, передовикам производства, общественникам, комсомольцам. Погранвойска – это щит страны, поэтому туда всегда набирали только надежных и положительных со всех сторон парней. Любитель походов, обязательный участник всех городских праздников и смотров художественной самодеятельности ПТУ-31, душа любой компании, гитарист Сергей Лобанов был именно таким – надежным и положительным, и комсомол за него поручился.

О том, в какие войска идти служить, даже не сомневался. Сидевший с ним за одной партой друг грезил службой в ВДВ, а сам Сергей видел себя только пограничником. Он с детства любил природу, вырос практически в палатке, на печеной картошке и тушенке, а потому его влекли бескрайняя тайга, многокилометровые походы, служебные собаки. Нравились фильмы про пограничников и песни про службу на границе. Поэтому, прося путевку, был категоричен: только погранвойска.

К «зеленым»!

Призвали в армию Сергея осенью 1986 года. На сборный пункт он прибыл в канун 7 ноября рано утром. «Покупатели» из разных войск приезжали друг за другом – пушкари, ракетчики, «медики». Едва глянув на комсомольскую путевку парня, все звали поехать с ними. И только пограничников все не было. Сергей с тремя другими ребятами сидели на сборном пункте и уже потихоньку начинали волноваться. «Если к вечеру, — объявили им, — «покупатели» за вами не приедут, на праздники поедете домой». Возвращение домой для Сергея было подобно пытке: снова прощание с родными, слезы мамы, переживания… Был соблазн не рисковать и гарантированно уехать в этот же день в другие войска, но Сергей взял себя в руки и решил: «Буду ждать своих, «зеленых»! «Зелеными» погранцов прозвали за цвет формы, и Сергей уже мысленно давным-давно примерил эту форму, потому и ждал. И погранцы не подвели, к вечеру приехали.

Когда сели в поезд, куда везут, ребятам, конечно, не сообщили. Но за окном поезда день ото дня становилось теплее. К тому же кругом все дымилось, на каждом шагу были пожары – горели торфяники. «Было ощущение, что едем через огненную землю», — вспоминает Сергей Николаевич. Предположили, что везут их на юг. Однако спустя несколько дней приехали они на восток, в город Дальнереченск.

Загадочная «А»

Пока ехали в поезде, некоторые ребята обнаружили у себя в документах рядом с номером команды букву «А». «А» — значит автомобилисты, буду водителем», — обрадовался кто-то из ребят. «А у тебя права-то есть?» — уточнил Сергей, у которого такой буквы не было. – «Нет, но, наверное, там учить будут».

Отгадка нашлась сразу по приезду. Всех новобранцев построили на площади около казармы и объявили, что команда 220 направлена служить в погранвойска, а команда 220А — в морчасть погранвойск, что автоматически означало, что служить они будут не два, а три года. Литера «А» в документах говорила о принадлежности к морфлоту, хотя служили ребята практически бок о бок.

Все дело в слухе

Сергея распределили в связисты. В его обязанность входило обеспечение бесперебойной связи в отряде. Чтобы воспринимать передаваемые по радиосвязи сигналы морзянки, требуется отличный слух, поэтому на эту специальность отбирали только тех, кто обладал талантом «слухача».

А спустя неделю к ним в учебку из Владивостока приехал представитель Краснознаменного хора Комитета госбезопасности. Они набирали талантливых ребят для своего хора. Предложили исполнить какую-нибудь песню и Сергею. Он спел «Катюшу» и тут же получил приглашение войти в состав знаменитого хора. Перспективы такое предложение, конечно, сулило отличные. Вместо ежедневных занятий и изматывающих тренировок можно было заниматься любимым делом. А после службы можно было остаться в хоре работать, лет в 40 уйти на льготную пенсию. Сергей все просчитал, подумал над заманчивым предложением и… отказался. «Я сюда не песни петь приехал, а границу защищать», — ответил он.

Зачем пограничнику

бегать быстрее лошади

Сергей пришел в армию хорошо подготовленным, но большинству новобранцев в учебке приходилось нелегко. Ежедневная пробежка 3 километра, марш-бросок 10 км до стрельбища плюс изматывающие физические упражнения очень быстро делали из мальчишек настоящих мужиков. Чуть позже, покинув учебку и придя на службу в отряд, они поймут, насколько важна для пограничника физподготовка. В их отряд входило 16 застав, рассредоточенных вдоль реки Уссури. Общая протяженность границы с Китаем, которую охранял их отряд, составляла 250 км. На каждую заставу в среднем приходилось около 15 км. Если заступали в наряд, то запросто «наматывали» за время дежурства пешком до 20 км. А после, если была сработка на КСП (контрольно-следовой полосе), их могли еще запросто поднять по тревоге. И тут уж преодоленные бегом километры и вовсе никто не считал. Среди пограничников даже ходила такая шутка: «Пограничником может быть только тот, кто стреляет как ковбой и бегает быстрее своей лошади».

Сработки на КСП случались довольно часто. На полосу регулярно заходили дикие звери – то заяц, то волк, то кабан. А однажды забрел медведь! Запутался в колючей проволоке, разодрал ее в клочья и ушел до того, как к месту сработки по тревоге с двух сторон прибежало сразу две заставы.

Вообще на территории, патрулируемой их отрядом, разного зверья было много. Поскольку в пограничной зоне охотиться было запрещено, животные, словно на Ноев ковчег, стягивались поближе к этому месту. За годы службы Сергею удалось увидеть столько зверей, сколько он не увидел за всю оставшуюся жизнь, видел и медведя, и кабана, и уссурийского тигра, и фазанов, запросто мог отличить, какой прошел зверь, не только по следам, но и по звуку.

А вот реальных нарушителей границы со стороны Китая Сергею задерживать не доводилось, хотя ребята из их отряда китайцев ловили не раз. Те пытались разузнать укрепрайоны советских войск.

О чем поется

в старой песне

Были, конечно, у пограничников и минуты отдыха, во время которых они частенько пели под гитару. Инструмент брали в красном уголке. Бывало, не выдерживал и брался за семиструнную и Сергей. Песен он знал много. Среди них была и знаменитая «Я ухожу, сказал мальчишка ей сквозь грусть. Ты только жди, я обязательно вернусь…», которая рассказывала о погибшем во время службы парнишке, так и не встретившем в армии свою первую весну. «А ты знаешь, что эта песня написана про наш отряд? — сказал однажды кто-то из сослуживцев Сергея. — Только вместо слов «Развеет ветер над могилой серый дым…» в оригинале было «Развеет ветер над Даманским серый дым…». Сергей этого не знал. Вариантов исполнения песни много, он до службы пел тот, где о Даманском не было ни слова.

А между тем оказалось, что песня посвящена событиям, произошедшим в марте 1969 года на участке 2 заставы их отряда – в районе острова Даманский. Тогда на границе СССР и Китая произошел вооруженный конфликт – китайцы попытались прорваться на территорию СССР и спровоцировать международный скандал. За несколько дней, защищая наши границы, погибло около 60 советских пограничников. Некоторые погибли, так и не увидев свою первую армейскую весну… Много лет прошло, а в отряде, в котором служил Сергей Лобанов, из уст в уста передают эту трагическую и одновременно героическую историю, а песню «Я ухожу» исполняют, словно гимн.

Исполняет теперь ее по-другому и сам Сергей. Проходя службу в легендарном отряде, чести сибиряков он не уронил, и доверие комсомола, выдавшего ему путевку в погранвойска, тоже оправдал — вернулся домой с двумя значками «Отличник погранвойск» I и II степеней.

Он и сегодня все такой же активист и общественник, душа любой компании и непременный участник всех мероприятий, организуемых ветеранами пограничной службы района. С гитарой не расстается, говорит, что границу охранять — это, конечно, не песни петь, но если песни о патриотизме, мужестве и подвиге наших ребят, то они достойны того, чтобы их помнили. Помнили и пели даже на границе.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27