Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

04.10.2021 14:46 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 04.10.2021 г.

Спой мне, бабушка, песню...

Автор: Клара СЕЛЕЗНЕВА

Хочу рассказать о своих бабушках Розе Васильевне Кушвид и Галине Павловне Зиновьевой, которых уже нет на этом свете, но память о которых останется со мной навсегда.

Мне с бабушками повезло. Они жили на одной улице, ходили в гости друг к другу, помогали, чем могли, и одинаково любили нас, внуков, несмотря на то, что были абсолютно разные.

Я уже как-то писала о своей бабушке Розе Васильевне Кушвид. Она родилась в 1932 году в Карело-Финской ССР, до войны успела поучиться в школе — научилась читать, писать и считать. Считать она очень любила, всегда вела свою домашнюю бухгалтерию — подсчитывала все свои доходы и расходы.

Во время войны ее семью эвакуировали в Кемеровскую область, где они прожили все военные годы, а после победы приехали на родину. В школу бабушка уже не вернулась, так как надо было помогать маме. В 18 лет встретила моего дедушку, который служил в Карелии в армии, и вышла за него замуж. Дедушка был родом из Алтайского края и не мог жить без Сибири, поэтому они переехали в Кузбасс и всю жизнь прожили в Гурьевске, на улице Чернышевского.

Дедушка умер еще до моего рождения, а вот бабушка прожила долгую жизнь. Бабушка была очень доброй. «Баб, дай я тебе помогу», — просила я, а она мне всегда говорила: «Я все сама. Ты еще наработаешься». Она была немного глуховата, потому что много лет отработала на швейной фабрике, и от шума швейных машин пострадал ее слух. А еще она говорила на карельском языке (он такой смешной, чем-то на финский похож) и любила петь песни, которые они пели с подружками на родине. «Баб, ну спой, спой еще», — просила я. «Да я уже стала забывать свой язык», — грустно говорила бабушка, но несколько строчек все равно напевала.

Она всегда много готовила, когда ждала нас, внуков, но сама ела мало. К Новому году, бывало, налепит штук триста пельменей и вареников. Какие же они были вкусные, ее пельмени! Или нажарит блинчиков. Блинчики у бабушки были маленькие, тоненькие и все в дырочках. Это были самые вкусные блины из тех, что я пробовала!

Она никогда не болела, не лежала в больницах, а когда стало подниматься давление и приходилось вызывать врача, плакала и говорила: «Я здоровая, я не хочу болеть. Я же никогда не болела и ни разу в жизни не пила таблеток. Наверное, пришла старость!» Ей тогда было уже далеко за 70. Она умерла у себя дома в 2017 году в возрасте 85 лет. Мы были рядом с ней в последние минуты ее жизни. Когда бабушка умерла, я была беременна своей доченькой. Моя дочь родилась 19 января, в Крещение и в день рождения бабушки.

Вторая моя бабушка — Галина Павловна Зиновьева, 1936 года рождения. Родилась она в Кемеровской области. Бабушка очень много рассказывала о своих родителях, которые перебрались в Сибирь из г. Щучинска (Казахстан). Прадедушка Павел Трофимович Иванов строил Новокузнецкий КМК, а потом услышал, что в Гурьевске есть такой же завод, только поменьше, и рядом много свободной земли. Вот так они переехали в Гурьевский район, построили дом, который по-прежнему стоит, и в нем живет их внучка — моя мама.

Бабушку в детстве звали не Галя, а Галина Павловна, потому что девочка росла не по годам смышлёная и любила командовать, а еще она была немножечко шкодливая. Один раз соседской девочке подарили резиновый мяч (в те времена это было в диковинку). Галина Павловна попросила мяч поиграть и запульнула его куда-то в кусты, от сильного удара о ветки он порвался. Соседская девочка стала плакать, а бабушка, чтобы как-то ее успокоить, натянула этот разорванный мяч ей на голову и сказала: «Что ты плачешь, смотри, какая у тебя теперь есть красивая шапочка!»

Все выходные и каникулы мы проводили у бабушки. Она нас всему научила: готовить, работать в огороде, кормить и ухаживать за домашними животными, даже учила доить корову. Без дела мы не сидели. Она нам доверяла полоть грядки с луком. Их было так много! Помню, прополем и бежим на речку. А вечером — поливка огорода. Он у нас был очень большой. Зимой, бывало, приедешь к ней на выходные, вечером ложимся спать, а постель холодная. Бабушка тогда говорила: «Представь, что мы плывем на льдине». Я ложилась и представляла, как мы плывем, видим китов, пингвинов и белых медведей. Она меня укутывала одеялом, и я засыпала.

День рождения у бабушки был 1 января. И каждый год после встречи Нового года мы неизменно приезжали к ней. Вся большая семья собиралась за столом, приходили ее подруги, и мы праздновали.

Еще бабушка у нас была дипломатом. Если надо было что-то достать или «добыть» (особенно во времена СССР), с кем-то договориться, что-то у кого-то узнать, мы отправляли нашу Галину Павловну. Ее знали и уважали многие.

Модница она у нас была, любила наряжаться: каблучки, нарядная одежда, всегда красила губы. Когда у нее случился первый инсульт, и ее положили на носилки, чтобы увезти в больницу, она остановила всю эту процессию и сказала: «Без платка на голове и ненакрашенных губ не поеду!»

К сожалению, бабушек уже не вернуть, и детства тоже. Но память о бабушках останется со мной навсегда. Я расскажу о них своим детям, а они — своим. И в нашей памяти они по-прежнему будут такими, какими мы их знали — труженицами, дипломатами, немного фантазерками и большими модницами. Такими разными, и в то же время такими похожими в одном — в своей любви к нам, внукам.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16