Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

16.12.2016 08:57 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 15.12.2016 г.

Восхищайтесь - и будете счастливы!

Автор: Елена Беседина

Наша встреча с преподавателем теоретических дисциплин – музыкальной литературы и сольфеджио — музыкального отделения Детской школы искусств №22 Натальей Николаевной Санниковой очень знаменательна: во-первых, школа искусств отмечает 60-летний юбилей, а во-вторых, в этом году сама Наталья Николаевна отметила 40-летие своей творческой деятельности в музыкальной школе г. Гурьевска и ДШИ №22. Эта встреча была необычной – эмоциональной, теплой и очень-очень познавательной. Я с невероятным удовольствием опять
почувствовала себя ученицей музыкальной школы и оказалась во власти какого-то, на мой взгляд, потустороннего мира искусства, музыкальных звуков и безграничного обаяния Натальи Николаевны. Она мне играла на пианино, показывала фотографии своих родителей, смеялась, рассказывала стихи, включала магнитофонную запись выступления выпускников школы и даже читала наизусть «Трех мушкетеров»… 

– Наталья Николаевна, музыка стала частью Вашей жизни. Насколько велика эта часть в Вас?


– Музыка и я неразделимы. Я очень счастливый человек, потому что я занимаюсь любимым делом. Настолько любимым, что не представляю, что может быть больше мне по душе. Моя работа замечательна тем, что я всегда вижу плод своего труда. Я вижу, какими дети приходят и какими становятся в стенах нашей школы. А еще я все время восхищаюсь! И это восхищение дает мне жизненные силы. Сколько раз я слышала музыку Моцарта, Баха… Но когда я ее включаю детям, каждый раз переживаю ее по-новому. Я ощущаю такую благодать и повторяю снова и снова: Боже, какое счастье, что я могу ее слушать и открывать в ней все новые грани! Мне, признаться, совершенно нет дела до того мира, который за окном, потому что здесь – мир идеала. В реальном мире столько всего противоестественного, а здесь удивительный мир красоты. Я рассказываю ребятам о великих людях – композиторах, художниках. И это для них не только знания, но и сильные эмоциональные переживания. Чайковский – какой был патриот и какая сильная у него музыка! Рахманинов – его музыка будоражит сознание! Бетховен – он же учит быть сильным! А Бах! Это вообще потрясающе! Когда я слушаю его второй концерт для клавесина с оркестром фа-минор, я представляю себе песочные часы – с одной стороны, время вроде бы течет, а с другой – я как будто вне времени, я как часть Вселенной, а Вселенная – часть меня. Уже даже учеными доказано, что в музыке Баха заложена философия мироздания, это прямая связь с космосом.


– От этого не возникает диссонанс: здесь идеальный мир, а там, в реальной жизни, драма?


– Есть такое, но я больше живу здесь. Мне действительно порой бывает непросто. Я очень жалостливый человек, даже когда вижу бездомную собаку, говорю ей: «Стой здесь» и бегу за сосиской в магазин. Мне от некоторых реалий становится плохо, но я прихожу сюда и с удесятеренной силой рассказываю детям об искусстве, музыке, которой нужно восхищаться. Восхищайтесь! Не будьте как Пачкуля Пестренький из «Незнайки», у которого было два правила в жизни: никогда не умываться и ничему не удивляться. Удивляйтесь! Мне порой говорят: «Сними розовые очки, в жизни все не так». Я не спорю. Я просто знаю, что я нашла для себя то время, то место и ту профессию, в которой чувствую себя гармонично. И в этом моя сила. Музыка – это отражение жизни… И великие умы так отразили эту жизнь, что она задевает самые тонкие струнки души.


– Когда Вы впервые почувствовали, что музыка задела струнки Вашей души?


– Вообще, в моей семье сильно связаны музыка и педагогика. Мама, дедушка и тетя были учителями. Дедушка играл на скрипке, мандолине и балалайке. Мама играла на гитаре и фортепиано. Папа нот не знал, но был хорошим гармонистом. Мои родители для меня всегда были примером образованности, интеллигентности, стремления к совершенству. Я хотела быть на них похожей. Сколько я читала! Только «Трех мушкетеров» я прочитала 14 раз!


Изначально я собиралась поступать на иняз, но в моей жизни появился человек, который в выборе профессии сыграл для меня решающую роль. Это Елена Алексеевна Палепа – основатель и первый директор музыкальной школы в Гурьевске. Она была моим преподавателем всего полтора года, но я получила от нее столько, что хватит на целую жизнь! Во-первых, она родилась и выросла в Ленинграде и привнесла в нашу жизнь культуру этого города. Во-вторых, она имела прекрасное образование и была профессионалом высочайшего уровня. Образное мышление, воображение, фантазия – все это пришло ко мне от нее. Из девочки крайне робкой, неуверенной в себе я превратилась в человека, который любит сцену. Когда пришло время выбирать профессию, Елена Алексеевна мне сказала: «Твое место здесь, в музыкальной школе».


Ей удалось создать в музыкальной школе удивительный творческий дух и сплотить коллектив единомышленников. Жизненный принцип «Прежде думай о Родине» живет внутри меня с того времени, как я оказалась в этом коллективе. Отдавать себя другим, помогать всем стало моим жизненным кредо. У нас с детьми есть любимая поговорка: утаишь – то потеряешь, что отдашь – тебе вернется. Эта самоотдача, энтузиазм, горение, ответственность и уважение к детям и коллегам идут еще оттуда, из той музыкальной школы, которую создала Елена Алексеевна в 1956 году.


– Ваши первые шаги в профессии были трудными?


– Когда я пришла работать в музыкальную школу, у меня было ощущение, что меня там очень ждали. Директором в то время была Нина Михайловна Цыбина – удивительно творческий человек. Она мне сказала: «Наташа, делай, что хочешь!» Мне в работе была предоставлена абсолютная свобода, но я понимала, что эта свобода неразделима с ответственностью: если мне разрешили делать все, значит, я должна сделать что-то особенное. Мне это помогло выработать свой творческий метод, по которому я работаю уже много лет.


– В чем секрет Вашей методики?


– Зачем музыка нужна ребенку? Не для того, чтобы он определял терции и сексты, она нужна для того, чтобы у ребенка было чуткое ухо. Наше ухо связано с внешним миром, и чем оно лучше слышит, тем тоньше становится эта связь с миром, а значит, человек больше открыт ему и начинает различать больше оттенков жизни, проникать в ее глубину. А это путь к милосердию и состраданию. И когда мы начинаем развивать слух, мы обращаемся к образному мышлению. Кварта у нас созвучна со словом «вставай», квинта – «ложись».

Придумываем всевозможные сказки, диалоги между звуками, потому что они у нас живые. У детей в процессе такой игры появляется азарт, они увлекаются, и главное – они хотят слушать музыку.


– Значит, слух можно развить, даже если, как говорят, медведь на ухо наступил?
– Можно развить. Правда, есть дети, которым это дается с большим трудом. Но все же можно! Мы, например, сравниваем: малая секунда «хрюкает», а большая «квакает». Неужели мы не услышим «хрюкает» или «квакает», если Моцарт слышал даже одну восьмую тона? Детей, у которых очень хорошие способности, учить просто. Гораздо интереснее заниматься с детьми, у которых способности средние. Когда видишь, как эти ребята меняются, такой испытываешь восторг! Меня сейчас очень вдохновила телепередача «Лучше всех». Какая у детей память! Неужели наши так не могут? Могут! Провела эксперимент: музыкальный диктант 2-й класс выучил за 37 секунд, 4-й класс – за 42.


Вряд ли есть абсолютно одаренные дети. Их успехи – это большой труд и родителей, и педагогов, и самого ребенка. Как говорил П.И. Чайковский, вдохновение – такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Главное – не переусердствовать, чтобы ребенок не заплакал от наших усилий, никакие достижения не стоят слез ребенка.


Недаром говорят, что будущей маме нужно обязательно слушать Моцарта. Это не значит, что у нее родится музыкальный гений, это значит, что ее ребенок будет существовать в этом мире гармонично. Моцарт «качает» на волнах любви все человечество. Если вы расстроены или обижены – слушайте Моцарта, он успокоит, даст надежду. Однажды одна моя ученица написала в сочинении: «Если бы Моцарт был жив, он бы сказал людям: «Больше улыбайтесь!» При том, что судьба этого композитора была трагична и полна невзгод, он дарил людям радость. Такое глубокое понимание музыки детьми – наверное, самая высокая оценка нашей работы. И поэтому я не устаю повторять, что наша профессия самая лучшая, и я рада, что работаю в коллективе, который это понимает.


– Когда в 1991 году объединились три отделения школы искусств, появилось ощущение единого целого?


– Да, конечно! Теперь все праздники, спектакли мы готовим вместе. Школа сегодня очень хорошо работает в плане подготовки праздников. Сочетание всех видов искусства позволяет создавать яркие, интересные программы. Пожалуй, главное, что объединяет нас – это то, что школа практически всем нам родная. Из 32 преподавателей музыкального, художественного и хореографического отделений школы 24 человека – выпускники Гурьевской школы искусств. В числе первых выпускников музыкальной школы — В.А. Чайникова, она потом 14 лет была ее директором, Л.И. Клестова, А.А. Косов – он тоже возглавлял школу искусств, Н.В. Перминова. Выпускники второго поколения – Н.А. Прошутя, Н.В. Кафарова, Н.Н. Кадникова и я в том числе. Сейчас костяк творческого коллектива составляют уже музыканты третьего поколения, так сказать, «внуки» первых выпускников: Е.В. Сятчихина, А.А. Поспелов, Е.В. Алексеев, Т.В. Романова, Н.М. Пахомова, Н.Л. Мокрушина, С.А. Войтан, А.С. Кустова, О.А. Осипова, И.В. Никитина.


И вполне закономерно, что преподаватели, пришедшие работать в нашу школу, тоже органично влились в коллектив, привнеся свою индивидуальность и став его яркой составляющей.


В 70-80-е годы мы несли культуру в массы: устраивали творческие пятиминутки, музыкальные гостиные, тематические вечера и встречи. Это было очень интересно, мы горели творческими идеями, буквально кипели в этой жизни. Наши пианисты Н.А. Прошутя, Н.В. Кафарова, Н.Н. Кадникова даже участвовали в постановке оперетт «Морской узел» и «Вольный ветер», выступали в качестве аккомпаниаторов.


– Наталья Николаевна, а чем Вам дорога школа сегодня?


– Своей историей, богатыми и крепкими традициями, тем творческим путем, которым мы идем нашим коллективом. Мы достигли такого уровня в развитии, какого и должны были достичь при той системе нравственных ценностей, что была заложена основателями школы. Я думаю, что если бы Елена Алексеевна Палепа была жива, она бы порадовалась за нас. Сегодня свидетель наших успехов, пожалуй, только музыкальный инструмент, который стоит в моем кабинете – старое пианино «Красный Октябрь». Оно было подарено музыкальной школе в честь ее открытия в 1956 году. Я очень люблю этот инструмент, потому что он поет, он живой.


Я могу бесконечно вспоминать историю, говорить о прошлом, но важно то, что школа устремлена вперед. В ней всегда будут дети, которые будут хотеть учиться музыке, танцам, художественному творчеству, и всегда будут люди, преданные своей профессии, как и сейчас. Директор школы искусств Г.Э. Мезенцева стремится вывести наших детей на более высокий уровень, дать им возможность показать свой талант и подняться на большую сцену. И некоторые это уже сделали. Закончили консерваторию Сергей Алабугин, Анна Земцова и Ирина Пайма, в настоящее время в консерватории учится Виталий Силиванов. На сценах Санкт-Петербурга трудятся наши выпускницы Марина Кипинган и Юлия Аппель.


Сегодня у школы налажена тесная связь с губернаторским Фондом юных дарований Кузбасса. В настоящее время в городе 7 стипендиатов этого фонда.
Радует то, что среди известных, достойных людей нашего города очень много наших выпускников. Их профессия сегодня не связана с музыкой, но наверняка с музыкой связана их жизнь. С удовольствием назову Т.А. Сук, О.А. Крутских, В. Яхно, Е.С. Кулебакина, Е.В. Дерябину, И.В. Баженову, Т.В. Исакову, Т.В. Чертову, А.А. Рубцову. А сколько наших выпускников в медицине – это В.П. Шачнев, Т.М. Черепенникова, В.Н. Карпинец, который лечит зубы под классическую музыку.
Из числа моих выпускников 46 человек я подготовила по сольфеджио к поступлению в музыкальное учебное заведение. Каждый год, выпуская учеников, я думаю, что, наверно, таких замечательных детей уже не будет. Но следующий выпуск меня удивляет еще больше. В этом году у нас выпуск большой как никогда – 34 человека! Боюсь, я ничего не смогу им сказать на выпускном, буду только плакать. Я благодарна всем своим ученикам, которые когда-либо были в моей жизни. Я их всех помню и люблю. Низкий им поклон за то, что они когда-то доверили мне свои чистые души, которые я повела в удивительный мир красоты и гармонии. Спасибо им за то, что умели слушать, любить и прощать. Благодаря им я тоже училась и постоянно думала, как мне лучше до них донести то, что чувствую я сама. Надеюсь, что музыка навсегда останется их другом и будет снова и снова восхищать их и удивлять. Восхищайтесь, я глубоко верю, что это чувство очень сильно украшает и продлевает нашу жизнь!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

91