Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

27.10.2014 08:50 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 27.10.2014 г.

След на земле

Автор: Татьяна Копытова

В октябре этого года исполнилось 10 лет, как Евгений Николаевич Естифеев работает главой города Салаира. Не «руководит», не «возглавляет»,  не «является», а именно работает.

Самый молодой глава
В октябре 2004 года он оказался самым молодым среди глав кузбасских городов – ему было всего-навсего 30 лет. За эти годы он успел окончить Кузбасский государственный технический университет, получив специальность горного инженера, поработать помощником машиниста экскаватора в «Шестаках», заняться бизнесом, поступить в аспирантуру КузГТУ, а еще в Кемгу, чтобы получить второе образование – юриста, поработать на СГОКе…


Так что он не понаслышке знает, что такое мазут и как круглый год не снимать кирзовые сапоги. Знает и другую сторону жизни: когда занялся бизнесом, за год купил две машины, из двухкомнатной квартиры семья переехала в трехкомнатную. Бизнес был, как у всех в конце 90-х – купи-продай. И хотя доход давал хороший, ни удовлетворения не приносил, ни перспектив развития не обещал. Поэтому все чаще Евгений Николаевич стал спрашивать себя: а зачем учился? И потому как-то при встрече на провокационный вопрос друга-салаирца Сергея Мучкина, с которым они в студенчестве жили в одной комнате в общежитии: «А ты пошел бы сейчас работать на производство?», — он засмеялся в ответ: «Не поверишь, два месяца уже себе такой вопрос задаю…»


Так он стал ведущим инженером по охране труда на СГОКе. Вместо 15 тысяч рублей в неделю, как это было у Естифеева-бизнесмена, он стал получать 2380 рублей в месяц, да и то с задержками. Но работы было – прорва. Люди работали без элементарных средств индивидуальной защиты, и новоиспеченный инженер по охране труда каждый день с завидным постоянством наведывался в отдел снабжения СГОКа. «Нам надо 20 пар верхонок на эту неделю», – обозначал он цель своего прихода. «Нету», – звучало в ответ, на что он однозначно говорил: «Не уйду, пока мои рабочие не будут обеспечены средствами защиты». И верхонки… находились! Через полгода на комбинате стали поговаривать, что у молодого инженера, видать, цыгане в родне были, любого заговорить и уговорить может. Действительно, пустым Естифеев из отдела снабжения не возвращался, пусть 20 комплектов спецодежды, но привозил. Сегодня 20, завтра 20, а там и до спецобуви очередь дошла, а потом и вообще рабочие стали получать спецпитание, какое положено на вредных производствах. И люди на комбинате, видя, как человек, начав с верхонок, смог обеспечить рабочих всем, что требуется по закону, но раньше не доходило до рабочих мест, в 2003 году на конференции избрали Е.Н. Естифеева председателем профкома СГОКа.


Времена на СГОКе были непростые: пришли очередные собственники, и то, что у них было на языке, а что на уме – не всегда совпадало. Анатолий Михайлович Миронов, тогда еще глава муниципального образования городов Гурьевск и Салаир, часто приглашал Евгения Николаевича: расскажи, как на самом деле обстоят дела на комбинате, мало ли что мне эти заезжие молодцы, собственники, говорят… И разговоры эти были долгие, выходили за рамки проблем СГОКа. В конце одной из таких встреч Анатолий Михайлович и предложил Естифееву кресло мэра Салаира. Причем с завтрашнего дня. Евгений Николаевич выторговал время подумать и посоветоваться, собрал профком, и хотя коллеги сидели со страдальческими лицами – как же мы без вас будем? – решился.
Что сыграло в этом главную роль – трудно сказать. Но, скорее всего, не амбиции молодости и предвкушение своей значимости, а то, что энергия этого человека всегда выходила за рамки его должностей и статусов, а желание научиться чему-то новому побеждало все остальные желания.


Евгений Николаевич Естифеев в 2004 году оказался назначенным главой (должность тогда звучала так: замглавы муниципального образования городов Гурьевск и Салаир, глава г. Салаира). А в 2005 году в сентябре состоялись выборы, и за него отдали голоса 89% салаирцев, пришедших на выборы – при том, что сверху «двигали» на эту должность другого человека. Он и на следующих выборах, в 2010 году, не будет предлагать посоревноваться на выборах, как нынче водится, водителям да секретаршам, а предложит это начальнику участка ЖКХ Р. Дорофееву, которого половина Салаира лично знает, а его отца В. Сидорова – пожалуй, каждый салаирец. И снова Естифеев победит.

Чтоб не было «обидно за державу»
Евгений Николаевич сегодня говорит, что по-первости ему казалось, что работает он также в профкоме, только большом. Из 10 посетителей на приеме 7 были работниками комбината. И проблемы схожие… Но сама работа была новой, ее надо было осваивать. С чего начать, помог решить случай. Новому главе «в наследство» досталась «Волга» из гурьевской администрации, да такая, что если от Салаира до Гурьевска доехал – хорошо, а в Кемерово съездил – уже подвиг. Сломалась она, и Евгений Николаевич заехал в автомагазин купить запчасть за 32 рубля. Счет попросил выписать на администрацию Салаира, на что продавец замахал руками: нет, они никогда не платят! Запчасть тогда Евгений Николаевич купил, но и определил для себя первую задачу: поднять авторитет салаирской администрации, ее коллектива. Денег как не было, так и нет, особенно сейчас, но правило не накапливать больших долгов и сохранять репутацию добросовестных плательщиков в Салаирской администрации прижилось.


Еще одним правилом стала честность с людьми. «Пришел человек – не обнадеживай напрасно, лучше сразу сказать правду, чем говорить «зайдите завтра». Не можешь помочь – разъясни ситуацию, подскажи, как поступить. И не надо ждать месяц, который дается по закону, знаешь ответ – сообщи сразу же», — так Евгений Николаевич «раскладывает по полочкам» стиль работы администрации, причем таким он стал уже года через два работы под руководством Е.Н. Естифеева. И эта честность, конечно, подняла власть в глазах людей.


С 2006 года Салаир работает по своему бюджету. Это значит, что город живет на те налоги, что собрал.  «Жирные» налоги, как известно, уходят в федеральный бюджет, а местные, по словам Естифеева, такие: не потопаешь – не полопаешь. Вот и «топают» работники администрации, общественность – рейды проводят, беседы… Ведь для того, чтобы получить налоги на землю и имущество, надо все это привести в порядок, оформить. Конечно, потеря доходов от градообразующего предприятия – серьезная подсечка экономики города, но «свет клином на комбинате не сошелся», говорит Естифеев.

Делай, как я!
Хоть и говорит Евгений Николаевич про «большой профком», вспоминая начало своей работы в должности главы, но дело было новым для него, люди – тоже. На кого опереться в работе? Ответ известен: совет ветеранов, руководители предприятий и организаций, предприниматели, квартальные и домкомы.


Старый совет ветеранов пришлось расформировать, потому что поступали жалобы от пенсионеров, что работой там не занимаются, только матпомощь между собой делят. Новый совет возглавила Анна Сергеевна Подругина.
С квартальными и домкомами тоже была беда: списки много лет не обновлялись, кто-то уже умер, кто-то в силу возраста не мог заниматься общественной работой. Подобрали работоспособных, неравнодушных людей, на некоторых – больших – улицах избрали по два квартальных, чтобы работа была не для «галочки». «На активную часть – а это практически 70 человек из этого списка – я могу всегда опереться», – говорит сегодня Евгений Николаевич.


Третьим «китом» стала молодежь, где заводилой оказалась директор ДК М.В. Губинская. Кроме того, нового главу поддержало и спортивное сообщество, что не удивительно: Е.Н. Естифеев – кандидат в мастера спорта России по силовому троеборью, лыжник-перворазрядник. Работая председателем профкома на СГОКе, возглавлял там спортивную команду. К тем, что уже были, добавились новые общественные организации, например, Совет отцов, который возглавил Естифеев. «Так «оброс» единомышленниками», – смеется Евгений Николаевич.
Главное в объединении людей, в привлечении к общественной жизни, считает Естифеев, это убеждение их в том, что у них есть не только права, но и обязанности, и если блюсти и то, и другое, можно прожить и в сегодняшнее непростое время. Когда люди осознают, что по закону они могут не только что-то получить, но и что-то сделать, оставить на земле какой-то след после себя, это срабатывает.


Одно дело – заручиться поддержкой на выборах, другое – иметь ее постоянно, что возможно только тогда, когда люди тебе верят. Естифеев не поет дифирамбы и не рассказывает сказки домкомам и квартальным, говорит всё, как есть: чего ждать от нового закона, а что останется в обещаниях, какое спускаемое «сверху» новшество – во благо, а про какое можно сразу забыть и не напрягаться. Какое бы дело ни задумали в городе – его, по убеждению главы, «не по вершкам надо пройти, а как положено», и он привлекает к этому максимум людей, ищет оптимальное решение и тут же сам берет лопату, молоток, садится на байк: делай, как я!


Кстати, именно умением работать с людьми (не только с предпринимателями, руководителями, а именно – со всеми людьми) Е.Н. Естифеев объясняет салаирский феномен красивых и даже богатых городских праздников. Если столб на масленицу – то наверху обязательно телевизор, если конкурс на День молодежи – достойные подарки всем участникам, если День города – то и негры пляшут, и салют в небо летит – такие в Салаире праздники. После первого приезда чернокожих артистов на Естифеева даже проверку наслали: сколько бюджетных денег потратил? Проверили – нисколько! Нашлись добрые люди, которые оплатили гастроли. Конечно, в бюджете есть статья расходов на поощрения к праздникам, но денег там заложено столько, что ровно к 8 марта они и заканчиваются. А подарки, маленькие знаки внимания со стороны администрации остаются до конца года, потому что спонсоры обязательно находятся. И на новые 20 надгробий для салаирцев, внесших большой вклад в развитие города, но могилы которых оказались сейчас заброшенными, нашлись средства благотворителей. И на проведение турниров по карате, теннису, футболу, лыжным гонкам всегда есть призы: как говорит Евгений Николаевич, люди порой сами приходят и спрашивают: что надо, чем помочь? Потому что верят ему. Потому что видят, что он никакую ситуацию не считает безвыходной, потому что он любит и умеет работать. В данном случае – эффективно управлять городом при ничтожном бюджете.

Чтобы помнили
«Мне еще дед говорил, что в Салаире люди особенные», – говорит Евгений Николаевич, который сейчас и сам убедился в правоте дедовских слов. Город с более чем 200-летней историей переживал разные периоды в своей жизни, в том числе – и резкие взлеты, когда рудник работал на полную, в Салаир ехали работать специалисты со всей России, ОРС снабжал не только салаирцев, но и всю округу. Для многих специалистов, приехавших сюда в 50-70 годы, Салаир стал второй родиной, и их видение жизни, природная интеллигентность до сих пор «делает погоду» в городе. Чтобы славная история людей старшего поколения не оказалась забыта, а новые поколения воспитывались с чувством гордости за свой город, по инициативе Е.Н. Естифеева совместно с историками КемГУ была издана книга «Из истории Салаира», создан документальный фильм «Салаир – судьбы моей начало», в д. Гавриловка установлен камень «Памяти мастеровых сереброплавильного завода». Естифеев помогает местным поэтам издавать книги, а к юбилейному Дню Победы планируется издание следующей книги о Салаире, где будет более подробно рассказано о подвиге салаирских тружеников тыла в годы войны и, конечно же, найдут отражение и события последних лет.


На это же – воспитание самосознания и патриотизма – нацелена и работа администрации по созданию положительного имиджа города на областном и региональном уровнях: город Салаир является почетным членом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, а Е.Н. Естифеев представляет Гурьевский район в Ассоциации муниципальных образований Кемеровской области.

Что сделал – то твоё
Кто с приходом каждого нового главы местного самоуправления надеется, что вновь заработает градообразующее предприятие, исчезнет безработица, поднимут пенсии и, наконец-то, построят фонтан, наверняка уже изрядно сердится, читая этот материал. Но сфера деятельности главы по закону – это, в основном, благоустройство, местные налоги, дороги, тепло- и водоснабжение, а не решение проблем государственного масштаба.


Салаир в последние десятилетия не раз оказывался зоной бедствия: люди бастовали, туда ехали грузовики с лапшой и высокое начальство… Сегодня комбинат, как было уже не единожды, стоит, но город живет, в общем-то, обычной жизнью. На комбинате и правда свет клином не сошелся…


Просто глава считает себя оптимистом и реалистом одновременно: все будет хорошо, если мы, засучив рукава, сами что-то сделаем для улучшения жизни. Например, засадим весь город цветами, немощных стариков обеспечим дровами, нарисуем цветы на мусорных контейнерах, установим камни с табличками с наименованием улиц, устроим такой праздник, чтобы люди долго вспоминали о нем и улыбались.  


Сейчас модно говорить о профессиональных деформациях. У чиновников, к коим Естифеев и принадлежит, она проявляется, по мнению специалистов, в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. У Естифеева недоброжелателей немало: его прямота, порой несдержанность не всем нравятся. А он продолжает считать, что хороших людей все равно большинство, ведь именно в них он нашел опору, единомышленников, которые вместе с ним в тяжелые, кризисные времена не дают городу пропасть и делают все, чтобы Салаир и дальше оставался городом со своей, особенной историей, в которой каждый салаирец может и должен оставить свой след.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

687