Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

15.04.2024 09:14 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 12.04.2024 г.

Картины, несущие свет

Автор: Виктория КУДИНОВА

Сотрудники Гурьевского краеведческого музея подчеркивают: мы все ежедневно пишем историю. Пишем здесь и сейчас. И привычные сегодня каждому из нас предметы уже завтра вполне могут стать достоянием истории. Так вышло и с переданными 17 лет назад в музей четырьмя картинами Натальи Быковой, в те годы – студентки НГПУ, а ныне преподавателя художественного отделения ДШИ №22. О том, как так получилось, что работы студентки взяли в музей в качестве экспонатов, их энергетике и исторической ценности наше сегодняшнее интервью с Натальей Николаевной Быковой.

- Наталья Николаевна, знаю, что в 2007 году Вы передали в дар нашему музею несколько работ из цикла «Кузбасский городок». Это была Ваша дипломная работа в Новосибирском государственном педагогическом университете. Что это за удивительные картины, которые сразу из учебных классов попали в музей?

- В качестве дипломной работы в университете я выбрала тему «Городской пейзаж». Надо было написать четыре достопримечательности того городка, откуда ты родом. Я выбрала ГМЗ, Гурьевский краеведческий музей, мемориал гурьянам (тот, что на горе за площадью Юбилейной) и Аллею Героев. Мои картины так и называются. Когда работы были написаны, мой руководитель вдруг сказал, что хорошо бы передать их в местный музей.

- А разве можно забирать дипломные работы? Они, вроде, хранятся в вузе после защиты?

- Да, обычно так и происходит. Но для нескольких выпускников сделали исключение. Нужно было лишь взять в отделе культуры подтверждение, что картины примут в качестве экспоната.

- Я когда смотрю на эти работы, понимаю всю мудрость Ваших преподавателей. Как же быстротечно время! Все выбранные Вами знаковые места нашего города выглядят сегодня совершенно по-иному. А картины, вот они – все помнят! Что если бы сегодня пришлось выбирать достопримечательности для работы? Сменили бы локации?

- Нет. Локации бы оставила те же, разве что добавила бы еще источник Матроны. Но вот ракурсы бы сменила. К примеру, музей бы показала со стороны появившегося несколько лет назад прекрасного Сквера металлургов. На Аллее Героев теперь совсем другой свет, площадь рядом преобразилась, можно было бы показать Аллею чуть шире. По-другому сегодня выглядит и площадь Юбилейная перед мемориалом. Я бы показала здесь больше гуляющих пар, детей, потому что за эти годы площадь стала излюбленным местом отдыха гурьян.

- Сотрудники музея уверены, что музейный дух складывается из общей энергетики тех предметов, что в нем хранятся. Вы как считаете, картины обладают какой-то энергетикой?

- Конечно! Каждая картина заряжена так же, как и икона. Художник обязательно делится в своей работе и энергетикой, и настроением, и тем, что у него сегодня на душе. И когда зритель, глядя на твою работу, говорит потом свое «вау, как красиво!» это тоже передается картине.

- Когда-то давно я писала про нашего знаменитого художника Петра Фадеевича Бордокина. Он сказал, что у каждого русского человека и художника должна быть в душе грусть, тоска. Я тогда написала, что картины Петра Фадеевича «тоскуют» вслед за ним. А что внутри у художницы Натальи Быковой? Ваши картины что делают?

- На моих картинах всегда есть свет и солнце. Меня не вдохновляют мрачные дни. Мне важно поделиться именно теплом, радостью, многоцветием. Поэтому мои картины в большинстве своем яркие, звучные. Чаще это сюжеты, написанные в летний период полудня, но есть и сюжеты вечернего заката — красочного или спокойного умиротворяющего, того момента, когда вот-вот схлынет жара и повеет приятной прохладой.

- А есть у Вас какие-то любимые и вдохновляющие места в Гурьевске?

- Люблю лес по дороге на Милково. Вообще люблю природу, цветы, фрукты, поэтому главное место в моем творчестве занимают натюрморты и пейзажи. К счастью, сегодня пейзажи наряду с портретами входят в моду. Многим хочется запечатлеть в картине не только любимого человека, но и дорогое сердцу местечко, любимую клумбу, цветы, которые нравятся. Обращаются, я откликаюсь, пишу.

- А как Вы работаете? Увидели, запомнили момент, потом написали? Или сфотографировали и спокойно пишете? Или нужно дозреть?

- Нет, хотя бы первые зарисовки, этюды надо сделать сразу, а дописать можно позже. Можно сделать и фото, потому что в природе все скоротечно. Но часто фотография не отражает настроения. Так что важно сохранить в себе этот момент, которым захотелось поделиться. Многие художники, кстати, любят делать в работах именно первые мазки, а я люблю завершающие штрихи.

- Что еще Вас вдохновляет, кроме природы и солнышка?

- Я, как любой художник, визуал. Мне для вдохновения нужно насмотреться на красоту, подпитаться ею – полистать книги, журналы. Люблю смотреть работы других художников — московского художника Сергея Андрияки и нашей кузбасской художницы Ольги Помыткиной.

У Андрияки подкупают скорость и профессионализм. Буквально за час из пятна на холсте у него расцветает целый этюд. Хотелось бы чуть-чуть такого мастерства и волшебства себе. У Ольги Геннадьевны восхищаюсь умением совмещать творчество и работу. Она четко часть дня отдает работе, часть – написанию картин, выдает две картины в неделю. У меня так не получается, педагогическая деятельность, которую я тоже очень люблю, поглощает большую часть времени. А художник, чтобы развиваться, регулярно должен писать.

- Возвращаясь к Вашему подарку музею, спрошу, часто ли вообще дарите свои работы?

- Часто. У меня дома только две работы. Это пейзаж, написанный для себя, на котором теплый летний вечер и одни из любимых цветов — люпины. Вторая — это окрестности района алтайской трассы с прозрачной речушкой. Остальные картины были написаны либо на заказ, либо по вдохновению, а потом подарены.

- Не хотели бы сейчас повторить дипломную работу? Сделать своеобразную ретроспективу?

- Было бы интересно. Но пока не дозрела. Может, чуть позже.

- Вы владеете многими техниками росписи, а чему мечтаете научиться?

- Иконописи, это мечта, которая пришла с годами. У меня был небольшой опыт работы с иконой, но это, конечно, очень мало. Иконопись — это отдельное направление в искусстве, к которому хотелось бы прикоснуться.

- Тогда удачи Вам! Надеюсь, когда-нибудь увидим Ваши работы в каком-нибудь из храмов. Пусть они тоже будут светлыми и радостными, как Ваши картины.

Биографическая справка

Наталья Быкова – выпускница художественного отделения ДШИ №22. Ее первым педагогом в школе искусств стала Любовь Савельевна Кулебакина. Потом — Татьяна Викторовна Шульгина и Анжелика Владимировна Харитонова. Окончила Беловский педагогический колледж и НГПУ. Работала в школе №6 преподавателем черчения и рисования. В 2009 году пришла работать в ДШИ. Вместе со своими учителями Наталья участвовала в росписи автобуса к юбилею Победы и проекте «Золотой улей-2010», где разрабатывала эскизы для зоны семейного отдыха. Сегодня она многократный участник выставок, победитель и призер конкурсов профессионального мастерства, в том числе – регионального конкурса «Сердце отдаю искусству», международного конкурса «Отражение таланта». Пишет и рисует в разных техниках (сепия, акварель, акрил, масло), но любимой считает масляную живопись. Любит расписывать предметы разной росписью, в том числе владеет техникой Кемеровской росписи. В прошлом году расписывала в этой технике новогодние игрушки для проекта «Ёлки России».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29