Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

18.09.2023 16:26 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 15.09.2023 г.

Лучики надежды солнечного зайчика

Автор: Виктория КУДИНОВА

«Знаменка» совместно с Гурьевским отделением Союза женщин России начинает проект «Шаг навстречу», в котором будем рассказывать о ребятах с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам в силу их болезни или особенностей развития зачастую гораздо тяжелее добиться каких-то результатов, нежели их здоровым сверстникам. Но это не означает, что у них нет желания развиваться. Есть. Да еще какое! И успехи на этом трудном пути у них тоже есть. И им, как и здоровым детям, очень важно, чтобы о них узнали окружающие, чтобы оценили их успехи. Сегодня наш рассказ о Грише Лобанове, который родился с синдромом Дауна, и его победах – маленьких и больших.

Когда Гриша был совсем маленьким, мама ласково называла его зайкой, зайчиком. А когда подрос и стал солидным и серьезным, все уважительно стали звать его директором. И только для мамы — Татьяны Базаровой — он по-прежнему зайчик – ее любимый солнечный зайчик, 13 лет назад перевернувший ее жизнь с ног на голову и подаривший ей новый смысл.

Пусть всегда будет мама!

Семья Лобановых — Базаровых музыкальная: папа Сергей Лобанов играет на гитаре и поет, мама Татьяна много лет выступала в хоре под руководством Николая Вялых. Встретивший меня у порога долгими теплыми объятиями Гриша тоже первым делом исполняет для меня песню «Пусть всегда будет солнце!», с которой нынешней весной выступал на гала-концерте областного конкурса «Лучики надежды» в Кемерове. За выход в финал в этом конкурсе боролись 200(!) человек со всего Кузбасса, а на гала-концерт жюри отобрало всего 30 номеров, в том числе — номер Гриши и помогавшей ему Леночки Осиповой. «Пусть всегда будет мама!» — старательно тянет строчки из песни Гриша, а Татьяна тем временем тихонько рассказывает непростую историю появления сына, слушая которую, я понимаю, что мамы у Гриши, то есть ее, Татьяны, могло и не быть…

Ничего хорошего не ждите…

«Забеременела я Гришей в 40 лет. Ходила хорошо. На УЗИ в Кемеровской многопрофильной больнице сказали, что все в норме. Дело в том, что у таких деток обычно диагностируют порок сердца, он и позволяет заподозрить проблемы, а у Гриши, к счастью, его нет. Родила я сына 20 августа 2010 года. Очнулась после кесарева сечения, в палате – никого, ребенка нет. А когда мне его принесли, увидела широкую переносицу и сразу поняла: что-то не так, Гриша же у меня уже третий ребенок. Было это в пятницу, а в понедельник пришел врач и сказал, что предположительно у сына синдром Дауна, но подтвердить или опровергнуть это они смогут только после генетического анализа. Надо ждать… Но если диагноз подтвердится, ничего хорошего ждать не стоит – ребенок может быть «овощем», никого не узнавать, не ходить, не говорить, поэтому… я имею полное право оставить его в роддоме. Я была в шоке. Считаю, говорить матери такое жестоко. Да, возможно врачи обязаны предупредить родителей обо всех недостатках таких ребятишек, но говорить это нужно как-то по-другому. И честнее будет начать не с негатива, а с того, что чаще всего такие дети вполне обучаемы, что они могут быть очень талантливы, что они искренние, добрые, открытые, привязаны к родителям, что они способны сострадать и жалеть. Но тогда мне всего этого не сказали, поэтому на третий день после операции я забрала ребенка и убежала из больницы домой. Долго мучилась от страха и отчаяния, ночами не спала. Меня пугала неопределённость. Все задавала себе вопросы: «Почему Я? За что МНЕ? Что дальше? Как жить теперь?» Купать первые дни боялась, помогала старшая дочка. А иной раз, помню, разверну пеленки, смотрю на кроху: руки-ноги есть, голова на месте, не понимаю, что с ним не так-то! Тем более первый год он развивался, как обычный ребенок, даже пошел в год и три месяца. Но в первые дни после роддома было тяжело, приходили даже страшные мысли — хотела взять сына на руки, встать на подоконник — а жили на пятом этаже, и прыгнуть вниз…»

Это ваше спасение

«Но хорошо, — продолжает Татьяна, — что муж не стал меня жалеть, а жёстко, словно ушат ледяной воды вылил, сказал: «Ты почему кого-то на стороне слушаешь? Ты с кем живешь: со мной или с ними? Решила прыгать? Прыгай! Но сына оставь!» А потом пришла дочка и рассказала, что прочитала где-то о том, что такие дети даются не в наказание, а как дар Божий. И батюшка — отец Александр Ильиных, пришедший освящать квартиру, увидел Гришу и успокоил: «Этот ребенок – не наказание, он — ваше спасение». Но когда батюшка пришел, я Гришу уже давно ПРИНЯЛА. Жалко мне его стало, подумала однажды: «Родился кроха, и даже заступиться за него некому…» А потом, помню, как-то держу его у груди, и вдруг мысль промелькнула, что жизнь так скоротечна — дни, пока он маленький, пролетят мгновенно, вырастет мой зайчик, и я уже не смогу его так держать, прижимать к себе, поэтому нужно просто жить и наслаждаться каждой минуткой».

Эту историю Татьяна рассказала не только мне, она не раз писала ее на своих страничках в соцсетях. Писала не для того, чтобы ее пожалели или восхитились, а для того, чтобы родители особенных детей понимали, что они не одни такие в мире, и знали, что нужно просто жить дальше, хоть и по-другому.

Под лежачий камень вода не течет

Татьяна говорит, что просто принять ребенка мало, надо сделать все, чтобы он смог полноценно жить, развиваться, быть полезным. И начинать работать над этим нужно прямо с рождения, не тратя времени на сожаления, переживания и слезы. При этом надо быть готовыми к тому, что работать придется больше, чем с обычными ребятишками. Проблема лишь в том, что мало кто знает, как это делать. «Я выросла в СССР, — говорит она, — где инвалидов «не было», и у нас не имелось опыта общения с ними, я если раньше встречала человека в инвалидной коляске, боялась даже посмотреть ему в глаза, не то, что заговорить. А сейчас спокойно общаюсь».

Отдельная тема – обучение. По словам Татьяны, нет такой службы и таких специалистов, которые бы «вели» таких родителей и детей. «Мы двигаемся, как слепые котята, по наитию, — говорит она, — штудируем соцсети, ищем реабилитационные центры, объединяемся в сообщества, где что услышим, увидим, куда пригласят – туда и едем, ни от чего не отказываемся. Но приглашают редко, потому что не знают, как с нами работать, не всегда понимают, что инклюзия нужна не только нам, но и здоровым детям, чтобы не было как в Советском Союзе, что инвалидов вроде как и нет. Я много раз обращалась к разным репетиторам, просила поработать с Гришей. Отказываются, ссылаются на то, что не умеют. Я говорю: «Так учитесь на нем, пробуйте, под лежачий камень вода не течет. Соглашаются единицы. И низкий поклон за это нашим учителям: занимавшейся с Гришей индивидуально Елене Владимировне Вахриной (которой, к сожалению, уже нет), педагогу начальных классов, нашей первой учительнице Анне Викторовне Богдановой (Симечек), дефектологу Ларисе Николаевне Матвеевой, психологам Надежде Владимировне Митюковой и Ольге Анатальевне Лазуко, логопеду Татьяне Геннадьевне Конончук, нашему классному руководителю Надежде Александровне Буланаковой и, конечно, педагогу по музыке Галине Эдуардовне Мезенцевой».

Впрочем, Грише еще повезло — его взяли в обычный детский сад №17, в обычную группу, а потом — в обычную школу №16, где он учился до третьего класса (пока не убрали коррекционный класс). Сейчас занимается в школе №6. Школа – отличная, но есть проблема – детей много, места не хватает, корпуса раскиданы по всему городу. Очень нужна новая школа! Власти обещали. И родители, в том числе и Гришины, очень-очень ждут, когда вопрос будет решен, надеются, что в новую красивую школу обязательно придут и специалисты.

Гришины победы

За свои 13 лет Гриша успел научиться многому – он пишет, читает, считает. Татьяна показывает мне листочек с домашним заданием сына по математике. Почерк такой, что позавидуют многие нормотипичные дети. Очень красиво Гриша рисует. Свой первый рисунок – солнышко – он нарисовал в четыре года, а в январе этого года он по совету Надежды Александровны Буланаковой принял участие и стал победителем XV Международного творческого конкурса «Новогодняя открытка».

Гриша на компьютере показывает мне свои видео. И я искренне удивляюсь, сколько всего он успел сделать! Вот он играет на гармошке, вот с папой на рыбалке, в лесу. А вот гоняет во дворе на самокате, сам выносит мусор, идет в магазин, к репетитору, стряпает с мамой пиццу. А вот несется с горы на лыжах… Или следом за катером летит на парашюте, а мама за кадром, судя по причитаниям, умирает от страха!

Очень переживала Татьяна и в тот момент, когда сынок выступал на «Лучиках надежды». Гриша смешно прижимает руки к груди и охает, пародируя маму во время его выступления. Но все прошло отлично. «Мам, ты представляешь, мне хлопали, ХЛОПАЛИ!» — с гордостью скажет потом Гриша. Это была его настоящая минута славы. И родители тоже очень гордятся сыном, рады, что он не растерялся, справился. Теперь вместе с преподавателем музыкальной школы Галиной Эдуардовной Мезенцевой думают о следующем конкурсе.

Спасенные души

Я не знаю, станет ли Гриша, как сказал батюшка, спасением для своей семьи, но то, что Татьяна своей смелостью, своим личным примером спасла не одну душу, я уверена. Не я одна с удовольствием слежу в соцсетях за ростом Гриши. Люди часто пишут Татьяне в комментариях, благодарят за откровенность. А несколько лет назад одна девушка из Гурьевского округа вдруг попросила у нее телефон. Позвонила и сказала спасибо за эти честные посты.Рассказала, как она, испугавшись, оставила своего малыша в роддоме, но, наткнувшись на историю Татьяны, которая была в такой же ситуации не где-то там, далеко, а совсем рядом, поняла, что жизнь не кончилась, что, родив малыша с особенностями, можно и нужно жить дальше. И решилась — забрала своего ребенка домой. После этого случая Татьяна дала свой номер телефона наблюдавшему ее акушеру-гинекологу и попросила по возможности давать его всем мамам особенных детей. Она, конечно, не профессиональный психолог (который бы не помешал в такой ситуации), но обязательно найдет, что сказать отчаявшимся женщинам.

Может, повторит те слова, что написала на страничке ВКонтакте в марте этого года: «С тех пор, как я ПРИНЯЛА Гришу, я просто живу — радуюсь здесь и сейчас! Подмечаю такие мелочи, на которые раньше не обращала внимания. Разучилась обижаться. И каждый день говорю Господу «СПАСИБО» за то, что он дал мне именно этого ребёнка. Ночью иногда встану укрыть его и плачу от счастья. Слёзы бегут, а я его целую и думаю: «Какая же я была дура, что сомневалась!»

Гриша учит гимн

Сегодня ни Татьяна, ни ее близкие ни в чем не сомневаются, хотя и не скрывают, что Грише еще многому предстоит научиться, например, чисто разговаривать, ориентироваться во времени, ходить в магазин не только с картой, но и с наличными деньгами, играть на гитаре, как папа…

А пока Гриша учит гимн России. Зачем? А затем, что это в СССР таких ребят, как он, «не было», а в России они есть. Гриша есть! И он полноправный гражданин своей страны, значит, обязан знать гимн. Когда-нибудь он обязательно исполнит его с большой сцены – так, как исполнил песню про маму. А мама будет сидеть в зале, прижимать руки к груди, охать и волноваться за своего солнечного зайчика, который для всех остальных уже давным-давно целый директор.

Если кто-то хочет поближе познакомиться и подружиться с Гришей или кому-то нужен совет или поддержка его мамы, им можно позвонить по тел. 8-908-942-02-42.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24