Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

20.10.2023 09:19 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 20.10.2023 г.

Стать частью большого целого

Автор: Виктория КУДИНОВА

Ольга Колокольцова нашла отдушину в фуд-флористике

История жизни Ольги Колокольцовой вполне тянет на сюжет драматической книги. Вышла замуж. Родила сына, которому в два года поставили диагноз «аутизм». Через год родился второй сынок Елисей. Родился недоношенным, поэтому в семье началась борьба за его жизнь и здоровье: дважды реанимация, больницы, реабилитация, нервы. А месяц назад, 18 сентября, новый удар — скоропостижно скончался любимый муж Андрей. Женщина осталась одна с двумя детьми в частном доме… Ей бы отчаяться, опустить руки. Но нет. Ольга – боец, который не желает писать драматическую книгу. Она всеми силами старается переписать предлагаемый судьбой сценарий на более оптимистичный и сделать из него настоящую вдохновляющую историю. Сделать ради собственных детей, ради тех семей, которые столкнулись с похожей ситуацией и не знают как, а главное, зачем им жить дальше.

Что-то не так

То, что с Ярославом что-то не так, Ольга заметила сама. В год и восемь месяцев, когда другие дети начинают активно осваивать речь, он даже не пытался говорить. У него не было указательного жеста, он, как и большинство аутистов, не смотрел в глаза, не откликался на собственное имя, не мог играть с другими детьми. Выходя на улицу, бежал, куда глаза глядят, а на просьбу принести игрушку реагировал истерикой, потому что явно не понимал, чего от него хотят.

Ольга сама обратила на это внимание врачей и настояла на обследовании. Но когда медики вынесли вердикт, принять его сразу не смогла — уехала из больницы, не забрав заключение. Вернулась за ним лишь через год.

Не израстет!

Все мамы, столкнувшиеся с болезнью детей, говорят о том, что самое важное — быстрее принять болезнь ребенка и начать ему помогать, а не прятаться за равнодушными утешениями чужих людей: «Израстет… Да у моей знакомой так же было… Преувеличиваешь». Ольга говорит, что видела мам, которые на десятилетия застревают в моменте принятия диагноза детей, а когда спохватываются, уже слишком поздно что-либо исправлять. Она начала активно помогать Ярославу еще до того, как приняла диагноз. Как принять? У каждого свой способ. Кому-то помогает психолог, кому-то — родные. Ольге помогли молитвы и муж, с которым у них всегда были прекрасные отношения.

От обратного

Перелопатив горы специальной литературы, пообщавшись со специалистами и мамами аутистов, Ольга поняла, что главная проблема для любого аутиста – это трудности с социализацией. Некоторые родители таких ребятишек, чтобы не раздражать общество и облегчить себе жизнь, стараются запереть детей дома или водят привычными тропами (для аутистов крайне важно не выходить из зоны комфорта). «А я мечтаю, чтобы Ярослав стал самостоятельной единицей общества – полноценной частью большого целого», — говорит Ольга.

Она где-то прочла, что у детей-аутистов намного меньше нейронных связей в мозгу, чем у нормотипичных детей. А новые связи возникают лишь при новом опыте. На этом и построила свою методику воспитания сына. Она запретила себе относиться к сыну как к инвалиду и стала давать ему в руки ножницы, нож, разрешать самому греть еду, отжимать тряпку. Завели кучу животных – крысу, кошку, собаку. Стали активно водить Ярослава везде, где только можно – в кафе, бассейн, на детскую площадку, в магазин. Причем специально ехали на автобусе, а не на машине, ходили не привычной дорогой, а каждый раз разными. Отдали Ярослава в обычный детский сад. Узнав, что на речь влияет физическое развитие ребенка, давали физнагрузки.

Он просто избалованный

«Да, — делится сокровенным Ольга, — это было нелегко. Было непонимание со стороны знакомых, у Ярослава, как и у других детей, случались истерики и откаты. За эти годы я многое услышала о себе нелестного. Мне говорили, что я плохая мать, что у меня невоспитанный ребенок. На меня косо смотрели в детском саду из-за того, что Ярослав не умел одеваться и мог надеть штаны на голову. Но зато сейчас он сам одевается, спокойно играет на площадке с детьми, знает, как вести себя в магазине, кафе, спокойно ездит в автобусе, может разогреть себе еду, принести мне стакан воды, катается на велосипеде. Умеет выстраивать логические цепочки и много чего еще».

Ольга рассказывает, что сегодня врачи и учителя отмечают отличную динамику в его состоянии, а некоторые педагоги, не знавшие Ярослава раньше, вообще не замечают болезни и говорят, что он просто сильно избалован. И эти слова для Ольги лучшая награда, лучшее доказательство того, что они на верном пути.

Мне нечему его научить

Есть у Ярослава два интересных увлечения. Первое – это грибы. Однажды он увидел ролик про грибы и зацепился за них. У аутистов так бывает, есть зацикленность на какой-то теме или предмете. Именно отсюда мифы о гениальности всех аутистов. Ольга рассказывает, что Ярослав как губка впитывал в себя все, что связано с грибами – мультики, ролики, книжки, фильмы. В магазинах они не могли спокойно пройти мимо банок с солеными грибами – нужно обязательно было их купить и изучить. Сегодня Ярослав расскажет вам все не только про ядовитые и неядовитые грибы, но и объяснит, чем отличается, к примеру, мухомор пантерный от мухомора жемчужного.

А еще он хорошо играет на барабанах. Однажды Ольга заметила, что он выставляет в определенном порядке кухонную утварь и пытается наигрывать на ней мелодии. Папа Ярослава был музыкантом. Протестировав сына, сказал, что слух у Ярика лучше, чем у него. Нашли профессионального барабанщика. Какое-то время он занимался с мальчиком, а недавно признался Ольге: «Я даже не знаю, чему могу его еще научить. Все, что я умею, он уже знает».

Зачем мне этот педагогический

На самом деле учиться Ярославу еще есть чему. Ольга этого не скрывает. Они учатся, и будут продолжать.

Но за три года, прошедшие с момента постановки диагноза, изменился и многому научился не только Ярослав, но и она сама. В свое время, когда у Ярослава только диагностировали аутизм, Ольга, учившаяся в КемГУ на педагога начальных классов, подумала: «Зачем мне этот педагогический, если аутизм – это навсегда, и я теперь буду пожизненно привязана к сыну?!» В тот момент ей казалось, что у матери больного ребенка не может, не должно быть никаких СВОИХ интересов и увлечений. Но когда родился второй сын, эмоциональная нагрузка стала такой, что Ольга поняла: чтобы не сойти с ума, она должна найти отдушину, какое-то хобби для себя. Увлеклась фуд-флористикой (созданием съедобных композиций). Сначала дарила съедобные букеты родным, а потом даже смогла монетизировать свое хобби.

Сейчас-то она отлично понимает, что дети неразрывно связаны эмоционально с родителями, особенно с матерью. И если мама все время в депрессии, не счастлива и не развивается, то и дети развиваться не смогут. Сегодня Ольга не задает себе вопрос про педагогический. Она восстановилась в вузе, заканчивает обучение, планирует учиться дальше и отлично понимает, зачем ей это нужно.

Стать частью большого целого

Во время борьбы за будущее сына Ольга накопила колоссальный опыт. У нее налажены связи со многими специалистами – психологами, логопедами, массажистами, врачами, педагогами, с центрами, которые работают с такими ребятишками. Наверное, только родители детей-аутистов могут в полной мере оценить, как это важно, потому что аутизм – все еще одно из самых загадочных и неизученных заболеваний, и каждый такой специалист сегодня на вес золота. Ольга мечтает открыть в Ленинске-Кузнецком центр и объединить вокруг себя семьи, в которых есть дети-аутисты, чтобы помогать не только ребятишкам, но и их родителям – найти увлечение, наладить взаимоотношения в семье, выбраться из депрессии. «Несмотря на то, что у меня самой очень сложная ситуация, я мечтаю помогать людям, — говорит Ольга, — потому что понимаю: у кого-то ситуация гораздо хуже моей, и он не знает, как из нее выбраться. Этим людям нужен какой-то вдохновляющий пример. Возможно, пример Ярослава станет таковым. Как бы это банально ни звучало, но я хочу сделать мир чуточку лучше — участвую в благотворительности, в свободное время плету сети для отправки нашим бойцам на СВО, но мне хочется создать что-то большое и важное, объединить мамочек и стать частью этого».

И я уверена, что мечту свою Ольга обязательно исполнит, а вместе с ней станет чуточку достижимее и другая ее мечта: чтобы ее сын и другие детки с похожим диагнозом стали на шаг ближе к выздоровлению, были полноправными членами нашего общества, полноценными частичками большого целого и обязательно переписали предложенный им судьбой сценарий на более оптимистичный.

P.S. Сразу оговоримся, что каждый человек индивидуален, и то, что помогло Ярославу, не обязательно поможет другому человеку. Поэтому применять любые советы нужно только после консультации со специалистами.

Юный поваренок Ярослав Колокольцов

Слух у Ярослава практически идеальный, а барабаны – его страсть

Если кому-то нужна помощь, совет Ольги или вы хотели бы вступить в группу, созданную в мессенджере для родителей детей-аутистов, можно позвонить по тел. 8-913-422-40-55 (Ольга).

Если вы хотите поделиться историей успеха своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья или у вас есть что сказать на эту тему, мы ждем ваших звонков по тел. 5-60-87 (редакция «Знаменки»).

Любимое увлечение Ярослава - грибы

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17