Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

29.10.2018 10:04 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 29.10.2018 г.

Под Покровом Божией Матери

Автор: Виктория КУДИНОВА

У каждого верующего своя дорога к храму. И храм, как сказал когда-то Иосиф Бродский, у каждого свой. Беловчане Михаил Васильевич и Галина Ивановна Копыловы тоже мечтали  о своем храме и шли к нему долгих 14 лет. Шли и строили не для себя. Для других. Сегодня этот храм в Горскино кроме как чудом Божиим прихожане не называют.

Подарок от души

Скажу честно, я не знаю, почему Михаил Васильевич задумал строительство этого храма в Горскино. Люди так устроены, что редко идут в церковь от большой радости. В основном к Богу обращаются с печалями и молитвами о помощи. Может, и у раба божьего Михаила была какая-то особая просьба к Спасителю… Да наверняка была. Но сегодня мецената уже нет с нами, поэтому спросить его об этом не получится.

Нынешний настоятель храма Покрова Божией Матери отец Димитрий рассказывает, что, прося много лет назад благословения на строительство церкви у настоятеля Петропавловского храма г. Салаира Владимира Рассказова, Михаил Васильевич сказал, что вырос в селе Горскино, очень дорожит своими корнями, поэтому от души хочет преподнести односельчанам такой подарок. Вдова Галина Ивановна подтверждает, что так оно и было. Благочинный строительство благословил. Место выбрали прямо на въезде в Горскино, на пригорке, чтобы храм, как и полагается, был виден издалека. И в 2004 году работа началась.

Живу, пока строю

Проект для храма Копыловы заказали у архитектора из Новокузнецка В.Н. Усольцева. Храм решили строить даже по городским меркам большой, а по сельским так и вовсе — огромный. По сути, это даже не один храм, а два в одном, поскольку в нем предусмотрено два придела и два иконостаса. Один — обычный, а второй — под землей. «Такие храмы, если они строятся в большом городе, — объясняет мне отец Димитрий, — очень ценятся и называются соборами». Но это в городе, а не в селе, где живет чуть больше тысячи человек, а в храм регулярно ходит не больше пятнадцати. Владимир Рассказов прозорливо предупреждал мецената: «Гордыню себе строишь. Зачем такой огромный храм для небольшого села? Как его потом содержать?» Но Михаилу Васильевичу – широкой души человеку — на односельчанах экономить не хотелось, и от мечты о просторном храме он не отступил.

Поначалу, пока Михаил Васильевич был успешным предпринимателем и руководителем одного из предприятий г. Белово, храм строился активно. Но несколько лет назад, когда жертвователь вышел на пенсию, строительство почти остановилось, и верующие даже потихоньку стали роптать: «Зачем селу такой громадный храм? Лучше бы поменьше, но побыстрее…»

Тогда, три года назад, я позвонила Михаилу Васильевичу, и мне посчастливилось лично поговорить с благотворителем. Спросила прямо: зачем он строит такой большой по сельским меркам храм? Он ответил, что строит, потому что верит в будущее своего родного села. А потом добавил: «Пока я строю этот храм, я живу…» Меценаты и правда жили этим храмом, вкладывали в него все силы и средства. Отец Димитрий рассказывает о том, что больше всего удивляло и подкупало его в Михаиле Васильевиче: «С его достатком он запросто мог жить на широкую ногу, но жил очень скромно».

Главное чудо

нового храма

Р.А. Мальцева, А.В. Евдокимова, Г.А. Рочева,

А.П. Пахомова и О.Ф. Кряхова — верные прихожанки храма Покрова Божией Матери и, по сути, те, ради кого и затевал это строительство Михаил Васильевич.

С некоторыми из этих женщин мне довелось познакомиться еще несколько лет назад. Мы сидели тогда в очень скромном сельском приходе, делившем одно здание с магазином, смотрели в окно на строящийся храм и даже боялись мечтать о завершении его строительства, поскольку на тот момент храм строился уже 11 лет.

…Сегодня мы почти в том же составе сидим уже в новом храме. Прихожанки вспоминают, как они жили все эти годы, о чем молились и каким чудесам стали свидетелями. Я, конечно же, не преминула спросить про эти чудеса. Оказалось, что главным чудом они считают сам храм, вернее, тот факт, что его все же удалось достроить.

Долгострой

За почти 14 лет, прошедшие с начала строительства храма Покрова Божией Матери, в нем сменился не один настоятель. Начиналось строительство при отце Александре (Ильиных), потом были отец Виталий (Пластун), отец Сергий (Муконин), отец Михаил (Литвинов).

Отец Димитрий (Спиридонов) стал по счету пятым настоятелем. Когда в 2016 году владыка Аристарх рукоположил его в священники и назначил настоятелем этого храма, никаких активных работ в храме не велось уже почти два года.

Отец Димитрий обратился к главе Гурьевского района С.А. Малышеву с просьбой собрать попечительский совет храма. Председателем совета попросили стать экс-главу Гурьевского района А.М. Миронова, который вырос в Горскино и очень много сделал для этого села.

Отец Димитрий не скрывает, что собраться-то совет собрался, но поначалу у всех было искушение отложить завершение стройки еще на год. Однако потом потихоньку-помаленьку все включились в работу. Кто-то помогал административным потенциалом, кто-то дал денег на плитку, кто-то — на штукатурку, кто-то — на иконостас и электроснабжение… Отец Димитрий показывает мне целый список тех людей, кто помог храму если не воскреснуть, то уж точно не погибнуть под дождями и ветрами. Это начальник управления ФКУ «Сибуправтодор» Д.А. Тулеев, глава КФХ А.А. Мовсесян, генеральный директор ООО «Агроторг» В.В. Сафронов, генеральный директор ООО «Гурьевский рудник» А.Н. Сушенцев, генеральный директор ООО ДСПК «Дорожник» Г.Г. Далакян, директор ООО «Горскинское» В.Ю. Ласточкин, директор ООО «Нива» С.М. Ивкин, директор ООО «Теплоресурс» М.П. Важенин, индивидуальный предприниматель Г.А. Сиренко, руководитель СДК с. Горскино Е.Н. Батин, семья Авериных. Особо за помощь в завершении строительства храма отец Димитрий и прихожане просят поблагодарить А.М. Миронова.

Когда

оживают храмы

«А когда храм считается готовым и начинает полноценно жить: когда над ним установлен крест, водружен купол или обустроен иконостас?» — по невежеству спрашиваю я у настоятеля. «Когда в нем начинает звучать молитва», — отвечает он.

«Ожил» горскинский храм 14 октября прошлого года – как раз на Покров Божией Матери, в один из главных для него праздников. Именно тогда владыка Аристарх благословил служить в этом храме первую литургию.

Были на той литургии и жители села, и многие попечители храма, в том числе Михаил Васильевич с Галиной Ивановной. Благочинный Гурьевского округа отец Роман всех благодарил за помощь и поддержку.

«Я никогда не забуду, как Михаил Васильевич стоял перед родной деревней, опустив голову, — говорит отец Димитрий. – Он так ждал этого события, так долго шел к нему… Я не знаю, о чем он думал, что чувствовал в тот момент, но мне кажется, что этот день стал одним из самых счастливых в его жизни. И точно знаю, что если бы мы поддались искушению отложить работы еще на год и не «вцепились» в этот храм все миром, то Михаил Васильевич, считавший делом всей своей жизни строительство храма в Горскино, мог и не увидеть, как мы вдохнули в его детище жизнь».

Без Бога здесь

не обошлось

«Умер Михаил Васильевич 6 апреля этого года — через шесть месяцев после того, как в храме начались службы», — рассказывают мне прихожане. Я вспомнила о словах, сказанных мне меценатом три года назад: «…Пока я строю этот храм, я живу…», – и они зазвучали для меня по-новому.

Для православных это был непростой день. Страстная пятница, когда распяли Христа. «Великая Пятница», — поправляет меня отец Димитрий и добавляет, что для православного уйти в мир иной в такой день – великое счастье.

В то утро в горскинском храме также проходил штаб попечительского совета. Решали, где будут брать землю для благоустройства храма. На поле Михаил Васильевич поехал вместе с Г.Г. Далакяном. Там благотворителю и стало плохо. Умирал он практически на руках у отца Димитрия и старосты храма Анны Петровны Пахомовой. В гурьевскую больницу его привезли в коме, из которой он так и не вышел. Весть о том, что Михаил Васильевич ушел навсегда, дошла до прихожан горскинского храма во время вечернего богослужения. И десятки молитв верующих о царствии небесном для души усопшего Михаила устремились в небо…

Молились о душе, но нужно было думать и о том, что делать с телом. Все прекрасно понимали, что лучшей награды, чем быть похороненным около храма, которому он отдал всю свою душу, для Михаила Васильевича нет. «Но похоронить мирянина на церковном погосте, — говорит отец Димитрий, — это нонсенс». Осложнялось все тем, что как такового погоста у храма еще не было. Для первого захоронения нужно было получить кучу разрешений и согласований не только от церковных, но и от светских властей, причем в максимально короткие сроки. Но как это сделать, когда даже обыкновенные священники в предпасхальные дни заняты круглые сутки, не говоря уже о владыке Аристархе?

Отец Димитрий решился написать прошение на личную почту главе Кузбасской митрополии Аристарху с просьбой дать благословение похоронить Михаила Васильевича на церковном кладбище. И написал его ночью с пятницы на субботу. А дальше случилось то, что иначе как чудом назвать и нельзя. Уже к утру митрополит Аристарх дал свое разрешение на захоронение при условии согласования этого вопроса со светскими властями. За светскими властями тоже дело не стало. За один день разрешение дали и глава Гурьевского района С.А. Малышев, и глава Горскино И.П. Пивоваров, и депутаты местного Совета, собравшиеся в выходной день на экстренное заседание. «Без Бога здесь не обошлось», — говорит, вспоминая об этом, отец Димитрий.

В Пасху православных не хоронят, поэтому похоронили благотворителя на следующий день – в Светлый понедельник.

Смертью смерть поправ

Я стою на церковном погосте горскинского храма, смотрю на две утопающие в цветах могилки – могилу широкой души человека, мецената Михаила Копылова и могилку монахини Ксении, похороненной уже после него. И думаю о том, что свою дорогу к храму Михаил Васильевич нашел. Нашел во всех смыслах этого слова. Возможно, именно за это Господь и призвал его в такой важный для всего христианского мира день. Призвал, а потом в очередной раз показал всем нам, что смерть для христианина – это понятие относительное. И человек, нашедший дорогу к своему храму, сумевший построить храм в своей душе, будет жить вечно – в сердцах, памяти и молитвах тех людей, для которых он дорог.

Очень хочется верить и в то, что долгожителем станет сам горскинский храм Покрова Божией Матери. Что добрая слава о нем распространится далеко за пределами района, и он поможет отыскать свою дорогу к Богу не только жителям села, но и гостям Горскино.

Очевидное-невероятное

Сохранилась легенда, что в 19 веке один из крестьян села обрабатывал землю и стал свидетелем падения с неба в его огород обломка метеорита. Обломок мужик, якобы, поднял и, окрестив «чертовым пальцем», отнес на хранение в сельскую церковь.

Однажды в старом приходе случился пожар. В ожидании спасателей прихожанки бросали в огонь пасхальные яйца и молились. Прибывшие пожарные были удивлены, что старое здание прихода, которое по всем земным законам должно было сгореть за считанные минуты, почти не пострадало от огня.

3 года назад во время сварочных работ при водружении над церковью главного креста случилось возгорание и в новом храме. «Не иначе, как боролись за храм силы добра и зла», — рассудили селяне. Поскольку храм уцелел, прихожане уверены, что победа осталась за Богом.

Альбина Васильевна Евдокимова, прихожанка храма: — В детстве много раз видела сон: будто бы иду по дороге и нахожу иконку. И меня всегда тянуло в церковь. Пыталась побывать в храме несколько раз, но все не получалось. Лишь с третьего раза смогла попасть в церковь, и сразу там же и покрестилась. Это было в Урюпинске. Показательно, что церковь там, как и наша, называлась Покрова Божией Матери.

Раиса Алексеевна Мальцева, прихожанка храма: — В 1996 году у нас в Горскино открылся приход Покрова Божией Матери, и сказали, что привезут чудотворную икону Князя Владимира. Староста нашего храма А.П. Пахомова сказала, что если подойти к иконе и что-то от души попросить, это обязательно исполнится. Помню, я пришла на службу, и меня поразило, насколько ярко горели свечи рядом с иконой. Попросила, конечно, за детей. В те годы была страшная безработица. Помолилась, чтобы сыновья нашли работу. Оба устроились практически сразу же.

Галина Андреевна Рочева, прихожанка храма: — У меня была очень верующая бабушка А.Е. Черепанова. Она заставляла нас молиться перед едой и по церковным праздникам, а каждое воскресенье собирала нас, ребятню, давала в руки узелки с продуктами для храма и мы шли на службу. Помню, как ребятишки постарше в Пасху качали малышей в торбах (мешок для кормления лошадей). Казалось, ничего веселее и приятней этого не было.

Анна Петровна Пахомова, староста храма: — Меня воспитывала бабушка. Она была очень молчаливая, но многое в меня вложила. Она не умела читать, но наизусть знала Евангелие. Говорила, что если день прожит без Бога, он прожит зря. Мы часто ездили с ней в храм г. Белово. А после школы я даже пробовала поступить в Ленинградскую духовную семинарию, но не поступила.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

236