Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

15.10.2018 11:35 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 15.10.2018 г.

Шахтерская слава района

Автор: Виктория КУДИНОВА

О том, что Гурьевск — город потомственных металлургов, в районе знает каждый. А вот о том, что у нас в районе когда-то работала угольная шахта, да еще и не одна, помнят сегодня, наверное, лишь некоторые гурьевские старожилы да знают увлеченные историей родного края краеведы. С читателями «Знаменки» историей рождения шахт в Гурьевском районе поделился краевед и документалист Анатолий Алексеевич Воробей. Он предоставил нам материал из еще не опубликованной книги о Гурьевском районе.

Ровесница города

По словам Анатолия Алексеевича, одна из двух канувших сегодня в историю шахт Гурьевского района называлась «Семенушкино». Находилась она рядом с одноименной деревней, и если бы дожила до сегодняшних дней, могла бы стать ровесницей Гурьевска (хотя её историю продолжил разрез «Шестаки»). Находилась деревня Семёнушкино как раз напротив нынешней главной конторы разреза «Шестаки», за железной дорогой. Теперь здесь садовые участки. В те годы территориально деревня Семенушкино входила в Малосалаирский сельский совет Гурьевского района. Строительство шахты было начато после того, как 27 января 1938 года президиум Гурьевского районного исполнительного комитета принял постановление «Об открытии и пуске в эксплуатацию угольной шахты в деревне Семенушкино».

Открытие шахты историки связывают с тем, что перед властями района была поставлена задача обеспечить бесперебойную поставку топлива для населения и госучреждений района, тем самым, как принято говорить сегодня, обеспечить району «топливную безопасность».

На балансе шахта стояла у Гурьевского гортопа. Шахтерский труд и сегодня нельзя назвать легким, а в те годы он был просто адским. Уголь рабочие добывали с помощью кайла и лопаты, а на-гора поднимали при помощи ручного ворота (приспособление, похожее на то, с помощью которого из колодцев поднимают воду), благо, уголь в наших местах залегает неглубоко. А вот до бадьи уголь шахтеры таскали на носилках. Таким способом в смену шахтеры добывали около 50 тонн «черного золота».

С началом Великой Отечественной войны шахту пришлось остановить, потому что все шахтеры ушли на фронт. Однако простаивала шахта недолго.

Вторая жизнь

шахты «Семенушкино»

Из дневниковых записей главного механика Гурьевского металлургического завода В.А. Хмелевского мы узнаем о том, что уже зимой 1942 года шахту на свой баланс взял завод. Это была вынужденная мера, к которой подталкивали заводчан две причины – крайне ограниченные лимиты на уголь для промышленных предприятий и регулярные срывы в централизованном обеспечении предприятий топливом. Зачастую случалось так, что запасов угля у завода оставалось всего на несколько дней, что грозило остановкой металлургического производства.

Приняв решение о запуске в работу шахты, металлурги взялись за ее восстановление. Из числа заводчан сформировали бригаду, в шахтеры тогда переквалифицировался 41 человек. Процесс добычи угля по возможности решили механизировать. В частности, заменить подъемный механизм и вместо ворота установить списанную с Салаирского рудника старенькую лебедку. Однако перед тем как запустить лебедку в работу, ее еще предстояло каким-то чудом отремонтировать. Попыток сделать это было много, но ни одна не увенчалась успехом, пока в работу не включились работники механического цеха ГМЗ. Заводские «левши» полностью перебрали старый механизм, заменили изношенные детали на те, что нашли в металлоломе на шихтовом дворе, и лебедка на удивление многим заработала. Особенно отличился при ремонте лебедки эвакуированный из города Дружовка, что на Донбассе, рабочий мехцеха Кожухарь, имевший большой опыт работы с подобными механизмами.

Лебедку установили над главным стволом шахты, подвели туда железнодорожную ветку, и на завод бесперебойно стал поступать свой уголь. Цеха завода перестали испытывать дефицит топлива. Это было крайне важно, потому что в те годы все печи ГМЗ работали только на угле.

Ударники

Осталась шахта подразделением завода и в послевоенные годы. Однако вместе с металлургами завода шахтерский коллектив пережил первый послевоенный кризис, связанный с тем, что на завод перестали поступать военные заказы и предприятие покинули эвакуированные в годы войны специалисты. В 1945 году угледобытчики Гурьевска выполнили своё производственное задание только на 94,4%, себестоимость угля выросла на 18,47 рублей. Тогда шахта «Семёнушкино» вместо прибыли 120 тысяч рублей получила убытки в сумме 33 тысячи рублей. При этом потребность в топливе была огромной. Только для отопления школ Гурьевского района требовалось 600 тонн угля в год.

Начальник шахты И. Свинцов 25 декабря 1946 года в газете «Гурьевский рабочий» писал о том, что сменная добыча угля на «Семенушкино» достигла 150 тонн. Уровень добычи по сравнению с довоенным вырос в три раза.

Подводя итоги работы шахты ко дню выборов в Верховный Совет Российской Федерации, которые состоялись 9 февраля 1947 года, начальник шахты извещает читателей газеты о том, что шахтеры ко дню выборов добыли сверх плана 300 тонн высококачественного угля и отправили его на завод и горожанам. Отличилась тогда комсомольско-молодежная смена под руководством товарища Кузнецова. Именно эти ребята подняли на-гора две трети всего сверхпланового угля. Лучшим забойщиком был назван товарищ Силачев, который свою производственную норму выполнил на 179%. Лучший крепильщик шахты товарищ Коростылев выдал 149% от нормы. А откатчицы воды Опарина и Соснякова – по 145% от нормы.

Надо отметить, что к тому времени шахта имела свое общежитие и небольшой жилой фонд.

Закрылась шахта «Семенушкино» в 1958 году – после того, как заводские печи перевели на мазут.

«Капитальная»

Однако славная шахтовая история нашего района на этом не заканчивается. В сведениях Всесоюзной переписи малой промышленности Гурьевского района в 1949 году числилась еще одна шахта – «Капитальная». Она так же, как и «Семенушкино», располагалась близ деревни Семенушкино и числилась на балансе гортопа. Эту шахту гурьяне начали строить в марте 1949 года. Начальником шахты был назначен товарищ Корпев. В том же году коллектив шахтеров, состоявший из 65 человек, выдал на-гора первые тонны угля. Известно, что в честь Дня шахтёра план августа коллектив шахты перевыполнил. Первенство в соревновании в честь профессионального праздника завоевала смена горного мастера товарища Сосенко. До 200% выполняли свои нормы шахтёры Рогов, Горанин, Горбунов, Латчин, Савинский, подземные откатчицы Бирюкова и Шаншинова. За время работы шахты производительность труда повысилась по отношению к плановой на 25%. За счёт увеличения производительности труда и некоторой механизации трудоёмких процессов себестоимость каждой добытой тонны угля была снижена по отношению к плановой на 6%. Всего за 276 дней работы шахты в 1949 году было добыто 8,5 тысячи тонн угля общей стоимостью 400 тысяч рублей. Сколько проработала эта шахта, пока историкам доподлинно не известно. Поиск документов о работе шахты продолжается.

Но ясно одно – Гурьевск имеет не только очень давнюю доблестную историю как город металлургов, но и не менее достойную историю как город добытчиков черного золота. И если бы городам и канувшим в лету шахтам присваивали одну из самых главных шахтерских наград – орден «Шахтерской славы», то шахты «Семенушкино» и «Капитальная», а вместе с ними и Гурьевский район наверняка были бы достойны самой высокой — I степени — этой награды.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

304