Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.07.2023 11:16 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Страшные семейные тайны

Автор: Елена БЕСЕДИНА

Вздрогнула, прочитав в сводке следственного отдела по г. Гурьевск о том, что в этом году три жителя Гурьевского округа осуждены по ст. 132 УК РФ ч. 4 — насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста. Углубляюсь в тему, чтобы понять: как часто в настоящее время совершаются подобные преступления и, главное, как защитить детей от насильников? Расскажу обо всем, что узнала.

Сначала цифры

Статистика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних в Кузбассе такова: в 2022 году совершено 509 преступлений (2021 год – 556), по которым стали потерпевшими – 509 детей, из них 223 ребенка не достигли возраста 14 лет. Этот данные из доклада уполномоченного по правам ребенка в Кемеровской области. По России и того больше. Портал «Известия» сообщает: 16,8 тыс. в 2021 году — это преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Как обратили внимание в аппарате уполномоченного по правам ребенка, это число остается «стабильно высоким»: в 2019 году — 14,7 тыс. преступлений, в 2020-м — 15,8 тыс. В сравнении с 2012 годом это на 79% больше! При этом порядка 20% преступлений совершены членом семьи, из которых треть — непосредственно родителем.

Какое отношение эти цифры имеют к нам, жителям Гурьевского округа? Самое непосредственное. По данным следственного отдела по г. Гурьевск, за последние 5 лет от сексуального насилия в нашем округе пострадали 16 детей в возрасте до 14 лет. За сексуальное насилие над детьми осуждено 10 лиц. Если ранее такие случаи были единичными, то в последние годы их единичными уже не назовешь. Кто насилует детей?

Угроза внешняя

Еще в памяти случай с киселевским педофилом, который (это было два года назад) похитил, изнасиловал и убил двух 10-летних девочек. В Гурьевске по родительским чатам разлетелась информация, что на свободу после заключения вышел педофил. И даже распространяли его фотографию. В результате человек с фотографии пришел в полицию за защитой: «Да, вышел, да, сидел, но не за педофилию! Пощадите!» Полиция информацию подтвердила: этот человек никакого отношения к насилию детей не имеет, у него другие грехи. Но дело не в нем. Главное, мы еще раз со всей серьезностью озаботились безопасностью детей: как обеспечить контроль, связь, научить ребенка говорить незнакомым людям «нет», громко звать на помощь в случае опасности и т.д. и т.п. Не дай Бог встретить злодея и развратника на улице, но не менее страшно жить с ним бок о бок. О чем это я?

Теперь факты

В уголовных делах, возбужденных по факту сексуального насилия в отношении детей следственным отделом по г. Гурьевск, фигурируют люди из близкого окружения детей, члены семьи — в большинстве случаев отчимы, но есть и случаи насилия родными отцами, среди жертв есть и мальчики. Так, например, в июне 2021 года вынесен приговор человеку, который в течение двух лет совершал насильственные действия сексуального характера в отношении четверых (!) детей — двух падчериц, старшей из которых было 12 лет, и двух родных сыновей 8 и 6 лет. Суд приговорил его к 20 годам лишения свободы.

Другой насильник в сентябре этого года получил 17 лет за насилие двух падчериц. К 12 годам строгого режима приговорен папаша с наклонностями к сексуальному насилию. Важно отметить, что под сексуальным насилием детей имеются в виду ЛЮБЫЕ действия сексуального характера.

«Обыкновенный» преступник

Практически во всех случаях о фактах насилия в полицию сообщали либо мать, либо бабушка, которым стало известно о фактах насилия в их семье. На памяти у следователей только один случай, когда о том, что отец насилует своего 7-летнего сына, сообщили посторонние люди, случайно оказавшиеся в доме этой семьи и понявшие, что там царит нездоровая обстановка.

Эти преступления очень сложно выявлять, потому что происходят они за плотно закрытыми дверями. Взрослый пользуется беззащитностью и зависимостью от него ребенка. И играет на том, что это «никому нельзя рассказывать», называет это «игрой», «секретом», «тайной». Возможно, запугивает ребенка. И ребенком овладевают страх и стыд. Порой это продолжается годами… Не все матери бегут в полицию заявлять на насильника своего ребенка. Следователи сталкивались с тем, что мать, зная о насилии, молчала, боясь потерять источник дохода в виде сожителя или мужа, который и совершал насилие над детьми. Этот замкнутый круг разорвала бабушка, обратившись в полицию.

По результатам судебно-психиатрической экспертизы фигуранты дела, как правило, не признаются психически больными и невменяемыми. Такой диагноз на памяти следователей был поставлен только единожды. По большей части это адекватные, если можно так сказать, обыкновенные люди. Но их выбор в качестве жертвы ребенка далеко не случаен. Так говорят психологи. С чего же все начинается?

50 оттенков насилия

Специалисты центра «Здоровье и развитие личности» Гурьевского округа обязательно являются участниками следственных мероприятий по уголовным делам, где жертвой является ребенок. Перед ними стоит задача уберечь ребенка от эмоциональных, психических и физических перегрузок во время расследования, допросов, судебных процессов и т.д., потому что это всегда очень тяжелые ситуации, по своей сути противоестественные даже для понимания взрослых, не то что детей.

По словам заведующей Центром Натальи Александровны Чебакаевой, все их психологи (а их в центре четверо) в разное время работали с детьми, ставшими жертвами сексуального насилия. Сама Наталья Александровна «погружалась» в такую ситуацию трижды. В двух случаях жертвами были девочки 7 и 10 лет, в третьем случае – 4-летняя малышка. Сразу скажу, что ничего страшного в плане физического здоровья, слава Богу, с этой крохой не произошло. Она спала, когда пьяный отчим навалился на нее, мать девочки вовремя его застала, забила тревогу, вызвала полицию. Насильника в итоге осудили.

Наталья Александровна признается, что этот непростой опыт дает понимание того, что сексуальное насилие детей не возникает ниоткуда, на ровном месте, не бывает случайным в системе сложившихся семейных отношений.

Что такое насилие по своей сути, и каким оно бывает? Рассказывает Наталья Александровна Чебакаева: «Насилие может быть эмоциональным. И оно встречается довольно часто. Многие родители раз за разом говорят своим детям: «Вон Петя какой умный, а ты бездарь!», «Ты ни на что не способен! Ты никчемный!» или вообще: «Зачем я тебя родила?» Для многих это просто будни, а не насилие по отношению к своему ребенку.

Другое проявление насилия – физическое воздействие, избиение. Зачастую в беседе с родителями слышим такие фразы: «Меня лупили, и я буду лупить». Для некоторых это норма жизни! А ведь они, по сути, совершают преступление по отношению к своему ребенку. Очевидным в таких ситуациях становится то, что родители, или один из них, просто срывают зло на ребенке, вымещают злость, отыгрываются за свои неудачи. А если ребенок не оправдывает надежд родителей и не является, например, отличником или прогуливает тренировки, то это вполне может стать дополнительным «стимулом» для упреков, оскорблений и даже рукоприкладства. Очевидно и то, что, вырастая в такой атмосфере, у девочки или мальчика складывается стереотип семьи, и он его может в дальнейшем перенести на общение со своим ребёнком. Жизненный сценарий готов.

Другой способ насилия — пренебрежение жизненными потребностями ребенка. То есть родитель не удовлетворяет его потребности в питании, одежде, условиях проживания и т.д. Такие случаи на комиссии по делам несовершеннолетних разбираются регулярно.

Зачастую насилие сопровождается алкогольным или наркотическим опьянением родителя. И как клинический случай насилия, его крайняя степень — сексуальное насилие над ребенком, которое, по сути, является следствием тех нездоровых отношений, которые уже сложились в семье. Вышеперечисленные формы насилия, скорее всего, уже имели место быть. Унижение ребенка, шлепки и подзатыльники, а то и ремень уже были в ходу. О душевном и физическом самочувствии ребенка в этой семье явно никто не заботился. Он был всего лишь беззащитным существом, которое в какой-то момент стало инструментом для удовлетворения низменных потребностей одного из членов семьи».

Последствия такого насилия – это отдельная тема для разговора. Психологи говорят, что ребенок вполне может подсознательно «застрять» в этой взрослой игре или, например, зацепиться за факт боли, в будущем иметь проблемы в построении отношений, создании семьи и т.д. Бывают и более глубокие и серьезные по своему трагизму последствия.

Телефоны спасения

Что делать? Как защитить ребенка? Первым возникает желание закрыться и не думать, что такая – очень сложная и очень деликатная — проблема вообще существует. Зачем мы вообще об этом написали, спросите вы? Отвечу так: возможно, для кого-то станет очевидным, что в его семье есть проблемы. Кому-то уже сейчас нужна помощь, но он или она не знает, к кому и как обратиться. Кто-то боится разорвать порочный круг проблем и ждет, когда само рассосется.

Если мы поможем выйти из замкнутого круга насилия — любого рода насилия! — хотя бы одному ребенку, значит, это все не зря. Знать, что ты не один и есть люди, которые тебе помогут, возможно, для кого-то сегодня жизненно важно.

Тем, кто хочет проконсультироваться с психологами, посоветоваться, поделиться своими сомнениями, страхами, проблемами, можно обратиться в Центр «Здоровье и развитие личности» по тел. 5-43-83, 8-800-250-72-12 (бесплатный). Это касается и родителей, и близких родственников, и, конечно, самих детей.

Телефон полиции известен всем – 02, 5-03-03, 102 с сотового.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

216