Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

22.02.2023 12:59 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 22.02.2023 г.

Память по наследству

Автор: Елена БЕСЕДИНА

Лидия Михайловна Каргина передает документы и фотографии Марине Силкиной, сотруднику Гурьевского краеведческого музея

В начале февраля состоялась памятная встреча с жительницей микрорайона Телеут Беловского района Лидией Михайловной Каргиной. Чем эта встреча примечательна? Мать этой женщины была замужем за Алексеем Четоновым — Героем Советского Союза, нашим земляком, которому установлен памятник в д. Шанда, где он родился и жил. Лидия Михайловна рассказала нам о первой и самой большой любви своей мамы и о герое, память о котором она хранит по наследству.

Лидия Михайловна родилась в 1956 году и долгое время даже не знала, что ее мама Прасковья Харитоновна, в девичестве Тарасова, была замужем за Алексеем Четоновым. Они поженились 25 ноября 1936 года в д. Шанда. Как познакомились они, Лидия Михайловна не знает, мама никогда не рассказывала. Может, и знакомства-то никакого не было. Ведь деревенская детвора знала друг друга с малолетства. Помнит со слов матери, что в семье Четоновых было трое детей – Ольга, Алексей и Иван. Алексей был средним. Жили бедненько. Дом Четоновых находился в д. Шанда на месте нынешней баскетбольной площадки. Родители, как говорили в деревне, были хворые и рано умерли. Алексею в то время было года четыре, не больше. Ребятишек взяли на воспитание родственники, а кормили их, по сути, всей деревней, кто что даст…

О том, как рос Алексей и как начал свой трудовой путь, хорошо написал наш местный краевед С.Е. Евдокимов. Об этом был материал в «Знаменке», этот же материал вошел в книгу «Земляки-победители», изданную в 2019 году нашей газетой. «Знали его как мальчишку смелого, даже отчаянного. Он умел постоять за себя, защитить свое достоинство, особенно когда обзывали обидными сиротскими прозвищами. Заступался за слабых», — пишет автор. А когда в деревне создали колхоз, юноша работал там водовозом, конюхом, брался за любую работу. Когда окреп физически, стал косить на лобогрейке хлеб, работал сеяльщиком, а затем и комбайнером. «Односельчане любили паренька за трудолюбие, доброту, отзывчивость. 20-летний Алексей Четонов стал сначала помощником бригадира, а потом и бригадиром полеводства. Знали его люди, верили – не подведет», — пишет краевед. В 1938-1940 годах Четонов прошел армейскую службу, а в июле1941-го был призван на фронт. В семье тогда уже росла дочь Анечка. Еще в 1942-м, проходя лечение в Томском госпитале после ранения, он встретился с женой Прасковьей и дочерью Анютой, тогда семья провела вместе две с половиной недели. Прасковья Харитоновна, рассказывает ее дочь, вспоминала эти дни как самые счастливые. Тогда еще был жив сам Алексей и была жива их доченька, которая вскоре умерла, когда ей было три года. Малоизвестный факт о нем нам тоже рассказала Лидия Михайловна: после той памятной встречи в 1942 году Прасковья родила мальчика, Шурой назвала, но он прожил около двух месяцев.

Алексей Семенович Четонов погиб 30 января 1945 года. Из документов и публикаций известно, что был тяжелый бой после переправы через реку Одер. Он был тяжело ранен разрывными пулями, а потом еще фаустпатроном и сгорел практически заживо…

Жена, получив «похоронку», очень горевала, но все равно его ждала. Ждала до 1948 года. «Если бы был у меня ребеночек Алексея, так я бы и не вышла замуж», — передает нам слова матери Лидия Михайловна. И чтобы не коротать век в одиночестве, Прасковья Харитоновна в 1948 году, а ей было тогда 32 года, вышла замуж. Мужем ее стал односельчанин, шорец по национальности Михаил Афанасьевич Куспеков, он тоже воевал, был ранен, получил контузию, был награжден медалью «За отвагу». «Отцу надо отдать должное, — отмечает Лидия Михайловна, — он никогда не ревновал ее к памяти о первом муже, не упрекал за то, что она всю жизнь его оплакивала». Прасковья Харитоновна, говорит ее дочь, на самом деле очень часто вспоминала своего Алешу, рассказывала, какой он был добрый, как ее любил…

В семье Куспековых родилось шестеро детей. Родители были работящие, в доме был достаток. Мать в колхозе им. Чкалова, а потом в совхозе «Гурьевский» трудилась и дояркой, и телятницей, и сторожем. До 70 лет работала. Отец был скотником, пастухом, старшим конюхом в совхозе. Однажды, сам того не подозревая, Михаил Куспеков получил помощь от погибшего много лет назад героя Четонова. Случилось это в 1953 году. У конюха Куспекова из конюшни украли двух лошадей, и суд присудил ему шесть лет лишения свободы. И сидеть бы ему по полной, да жена не сдалась. Прасковья Харитоновна, оставив дома детей, самому малому тогда было три месяца, надела телеутскую национальную одежду, взяла документы на Четонова как Героя Советского Союза и поехала в Москву. Не знаем, правда или нет, но в семье все безоговорочно верят, что дошла она до Верховного Совета, где ее как вдову Героя Советского Союза выслушали, дело Куспекова пересмотрели и три года ему скостили.

А вот когда она хотела съездить на могилу к Четонову в Польшу, ведь похоронен он именно там, какой-то чиновник ей в военкомате сказал: «А ты теперь кто? Никто! Ты теперь не Четонова!» Лидия Михайловна говорит, что мать всегда сильно переживала, вспоминая слова этого недоброго человека, и молилась о том, чтобы в родной деревне хотя бы доску установили в память о ее Алексее.

В 2019 году, когда в д. Шанда открывали бюст Героя Советского Союза Алексея Четонова, Лидия Михайловна была участницей этой торжественной церемонии. И плакала, думая о том, что ее мама не дожила до этого времени. «Вот помру, — говорила при жизни Прасковья Харитоновна, — буду там его искать». К слову сказать, жизнь Прасковьи Харитоновны завершилась трагически: в 2007 году ее в собственном доме жестоко убил какой-то злодей, надеявшийся у 92-летней женщины поживиться деньгами.

Сама Лидия Михайловна вышла замуж, родила четверых детей, еще в 70-х переехала с семьей в микрорайон Телеут Беловского района, где и живет до сих пор. Мужа похоронила в 2017 году, вместе они прожили более 40 лет. И вроде не кровный родственник ей Герой Советского Союза Четонов, и в глаза его она никогда не видела, но она как будто с молоком матери впитала безграничное уважение к нему, почтение к его подвигу и память, которую она хранит в своей душе и в своей семье свято. Она вместе с родными Четонова, а сегодня в Шанде живет его племянник, приложила немало сил, чтобы добиться установки его бюста. Сегодня с другими жителями Шанды она ратует за то, чтобы рядом с бюстом героя сделали аллею в честь земляков-телеутов, кто ушел на фронт в годы Великой Отечественной войны. Их было сто человек, домой из них вернулась только треть.

А еще, исполняя завет матери, вдовы Героя Советского Союза Прасковьи Харитоновны — женщины безграмотной, но бесконечно мудрой — Лидия Михайловна передала старые семейные фотографии и свидетельство о браке Четоновых в Гурьевский краеведческий музей для хранения и на долгую память многим поколениям о подвиге героя и его большой любви.

Прасковья и Алексей Четоновы с дочерью Анютой. 1942 год. Фото сделано, когда А.С. Четонов проходил лечение в Томском госпитале после ранения. В оригинале этот снимок не более спичечного коробка

Прасковья Харитоновна в преклонном возрасте. Фото из семейного альбома Л.М. Каргиной

Свидетельство о браке Четонова Алексея и Тарасовой Прасковьи. 25 ноября 1936 года. Прасковья Харитоновна бережно хранила этот документ. Ее дочь Л.М. Каргина его передала в музей

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

110