Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

09.12.2021 11:01 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 03.11.2020 г.

Из истории семьи купца Ермолаева

Орнитологические увлечения гурьевского купца Наркиза (Нарцисса) Павловича Ермолаева (1867-1943) и его сына Владимира Нарцисовича Ермолаева (1905-1937)

Сегодня «Знаменка» в свете активно продолжающейся реставрации здания Гурьевского краеведческого музея обращается к истории семьи купца Ермолаева, который в 1909 году построил это здание. На сайте газеты «Знаменка» znamenka-gur.ru, на сайте «GuRu» и в группе «ГуРу» размещен материал о купце и его семье, который мы публиковали в 2017 году. Сейчас мы хотим предложить вам материал Николая Березовикова «Орнитологические увлечения гурьевского купца Наркиза (Нарцисса) Павловича Ермолаева и его сына Владимира Нарцисовича», который раскрывает гораздо больше фактов об этой ставшей для нас легендой семье. Этот материал доступен на сайте cyberleninka.ru. В 2019 году он был опубликован в «Русском орнитологическом журнале». Мы предлагаем его вашему вниманию, чтобы еще раз погрузиться в историю Гурьевска, историю здания музея начала 20 века. Николай Николаевич Березовиков — известный казахстанский орнитолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник отдела орнитологии и герпетологии Института зоологии МОН Республики Казахстан. Н.Н. Березовиков известен также как писатель-натуралист, автор увлекательных рассказов, очерков и зарисовок о природе, животном мире и в особенности – о птицах.

В числе первых членов Томского орнитологического общества имени С.А. Бутурлина в 1918-1919 годах был гурьевский купец Наркиз Павлович Ермолаев – владелец огромнейшего состояния, конного завода и магазинов, человек легендарный и уважаемый в торговых кругах Томской губернии, прошедший непростой путь от революционера-народовольца до купца-миллионера. Человек уже немолодой – ему в ту пору исполнилось 52 года – он был принят в учёное общество не случайно и не по чьей-то прихоти, а за конкретные заслуги, так как был известен томским учёным своими серьёзными занятиями птицами, за которыми вёл наблюдения с конца XIX столетия в Салаирской волости. Когда общество в 1921 году издало свой первый и единственный выпуск «Вестника Томского орнитологического общества», автором двух научных статей в нём был Н.П. Ермолаев. Они были его первыми и последними научными публикациями. В том же году купец-орнитолог исчез, и о его судьбе ничего не было известно почти 100 лет.

Наркиз Павлович Ермолаев родился в 1867 году в посёлке Гурьевский завод Салаирской волости Томской губернии, который располагался на северо-восточном склоне Салаирского кряжа. Его отец Павел Тимофеевич Ермолаев был сельским учителем и фельдшером. Будучи человеком деятельным и предприимчивым, он успешно занимался торговлей. Неплохие доходы ему приносила продукция Гурьевского завода, включавшая различный сельскохозяйственный и бытовой инвентарь, который закупался оптом со скидкой и продавался в собственных магазинах-лавках. В Гурьевске он построил также мельницу и открыл конный завод.

Родившегося сына Павел Тимофеевич нарёк необычным именем Наркиз, происходящим от тюркского слова «наргиз», что означает «цветок нарцисс». Мальчишку с детства звали Нарциссом, этим именем он представлялся позднее, будучи взрослым. Имя это впоследствии приняли как отчество его старшие дети.

Окончив в 1884 году Томское реальное училище, Нарцисс поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. С учёбой у него не заладилось с первого курса, так как он примкнул к популярному среди петербургского студенчества революционному движению народовольцев. Одержимые идеями подвижничества и жертвенности во благо народа, молодые люди в те годы нередко бросали учёбу, отказывались от семей, родителей и уезжали в деревни, чтобы вести просветительскую работу среди крестьян и поднимать их на борьбу с самодержавием. Среди них оказался и юный Нарцисс Ермолаев. Его родителям стоило немало нервов, слёз и денег, чтобы вернуть сына на истинный путь. За связь с революционерами и распространение литературы он в ноябре 1887 года попал в чёрные списки Петербургского жандармского управления, был отчислен со второго курса института и выслан в Томск. Там он по решению суда 6 декабря 1889 года был заключён в Томский тюремный замок и в течение четырёх месяцев отбывал наказание в одиночной камере. После освобождения уехал к родителям в Гурьевский посёлок, однако в марте 1891 года был вновь арестован по делу о забайкальском революционном кружке и с марта по декабрь 1891 года находился под следствием и содержался под стражей в Томске. В дальнейшем, оставаясь до 1903 года под негласным надзором полиции, жил «при отце» в Гурьевске, помогая ему в хозяйственных и торговых делах. В эти годы, навёрстывая упущенное время, усиленно занимался самообразованием, много читал, собрал большую библиотеку. Круг его интересов был обширен, но особенно интересовало его естествознание. Увлёкшись охотой, он стал заниматься собиранием коллекции птиц и вести дневник наблюдений за их прилётом, гнездованием и отлётом. С годами накопил интересный материал по орнитофауне предгорий Салаира и прилежащей Кузнецкой степи. Впоследствии в одной из анкет он написал, что своими основными специальностями считает торговое дело, коннозаводство, пчеловодство и мараловодство.

В начале ХХ века Нарцисс Павлович целиком посвятил себя торговым и семейным делам. К этому времени он женился. Первой у него родилась дочь Лидия, а в 1905 году – сын Владимир. В торговле он оказался успешным и удачливым, быстро став богатым и уважаемым человеком в Гурьевске. В эти же годы Нарцисс Павлович задумал и начал осуществлять большое дело – строительство нового магазина в Гурьевске, точнее, торгового дома. К этому подошёл с купеческим размахом и с присущей ему оригинальностью мышления. Постройка этого магазина завершилась в 1909 году. Возведён он был в центре посёлка, у моста через речку Бачат, напротив завода.

По свидетельству современников, Гурьевск в конце XIX – начале XX веков был небольшим заводским посёлком с деревянными домами и четырьмя немощёными, вечно грязными улицами с лужами, по которым бродили коровы, свиньи и куры. К его окраинам в ту пору вплотную примыкали леса, а по зимним ночам хорошо был слышен вой волков. Гурьевск разделяла на две части речка Бачат с обрывистыми берегами, соединёнными в центре единственным мостом. Основной достопримечательностью был чугуноплавильный и железоделательный завод с механической фабрикой, на которых работало большинство взрослого населения. В 1904 году в посёлке насчитывалось 276 дворов, имелась деревянная церковь, три часовни, горнозаводское училище, казённая винная лавка, хлебный магазин, мукомольная мельница купца Ермолаева и ежедневный базар (Сорокин, 1987, 1996). Наряду с одноэтажными в центре посёлка имелось несколько двухэтажных домов из круглого леса с большими окнами, в которых жила заводская администрация и состоятельные люди. Поэтому новый дом из красного кирпича с ажурными декоративными карнизами, построенный в эклектическом стиле, на фоне остальных выглядел дворцом и с тех пор считался самым красивым и высоким зданием.

Вскоре дом стал самым популярным местом в Гурьевске. В магазин за покупками шли не только жители посёлка, но и съезжалось население со всей округи. По сравнению с существовавшими тогда небольшими магазинами­лавками он отличался просторными торговыми залами и восхищал разнообразием предлагаемых товаров. На первом этаже продавались скобяные, хозяйственные и другие изделия Гурьевского завода. На втором этаже в богатом выборе было продовольствие, как российское, так и европейское. Здесь имелись в продаже популярные в те годы швейные машинки фирмы «Зингер» из Германии, женская одежда, украшения, парфюмерия, а состоятельные дамы могли приобрести изысканные французские духи. Часть второго этажа занимали жилые комнаты, в которых располагалась молодая семья Ермолаевых. К моменту открытия магазина Нарцисс Павлович вновь женился. Второй его женой стала Анна Михайловна, 1886 года рождения. О судьбе его первой жены ничего не известно, вероятно, она рано ушла из жизни. В этом браке у них было трое сыновей: Михаил (29 августа 1910), Борис и Павел (19 июня 1913).

Необходимость воспитания и обучения детей вскоре вынудила Нарцисса Павловича перебраться на постоянное жительство в Томск, где он жил с семьёй в доме №5 на Кривой улице. Кроме того, на углу Александровской и Преображенской улиц у него имелся второй дом. Проживая в Томске, он руководил принадлежащим ему конным заводом и магазинами, периодически посещая их с инспекциями. Во время своих приездов в Гурьевск Н.П. Ермолаев обычно останавливался в деревянном особняке, стоявшем напротив магазина. Торговые дела шли весьма успешно. Кроме Гурьевска, торговые лавки и магазины были открыты в Томске и Кузнецке. К концу 1916 года его состояние увеличилось до 40 млн рублей золотом.

Февральская революция 1917 года в Петрограде для жителей спокойной и зажиточной Сибири, свято веривших в незыблемость вековых устоев самодержавной власти России, была как гром с ясного неба. Как и революционные события, которые 1-10 марта произошли во многих сибирских городах и посёлках. Одним из первых, кто ощутил на себе зловещее дыхание надвигающейся беды, был Н.П. Ермолаев, вместе с семьёй отдыхавший в это время в Гурьевске. В ночь на 27 февраля 1917 года здесь был совершён вооружённый переворот, и к власти пришли большевики, поддержанные заводскими рабочими. Нарциссу Павловичу с женой и детьми, спасая жизнь, пришлось под покровом ночи спешно покидать посёлок и на конных тройках добираться до Томска. Наверное, не раз вспоминались ему тогда студенческие годы, томительные дни и ночи, проведённые в тюремной одиночке, и наивность его юношеской веры в революционные идеалы народников, мечтавших о народном счастье. Вскоре он узнал, что его магазин разграблен и превращён в Народный дом, в котором разместился городской Совет старост, а спустя несколько месяцев – Совет рабочих депутатов (Совдеп) и руководство Красной гвардией.

После Октябрьской революции, в декабре 1917 года, новые власти национализировали принадлежавший Н.П. Ермалаеву конный завод, а затем и банковские вклады. О своих занятиях в 1918-1919 годах в одной из анкет он скромно отметил, что «занимался домашним хозяйством». Известно также, что осенью 1918 года он вступил в «Томский орнитологический кружок», на следующий год переименованный в «Орнитологическое общество имени С.А. Бутурлина». Для «Вестника Томского орнитологического общества» он написал две небольшие статьи. В первой из них он обобщил свои наблюдения за прилётом и отлётом птиц, во второй привёл список из 59 видов птиц, впервые отмеченных в предгорьях Салаира и в прилежащей Кузнецкой степи. Сделал он это очень своевременно, так как дальнейшие события уже не предполагали возможностей для научных занятий.

После установления в Томской губернии советской власти Нарцисс Павлович, как бывший купец, оказался в числе «социально чуждых элементов». Прошлые его заслуги революционера­народовольца в борьбе с самодержавием во внимание не принимались. В начале 1920 года он как «лицо без определённых занятий» был арестован и осуждён на три года исправительных работ. К счастью, спустя год, по первомайской амнистии 1921 года, его освободили. Прекрасно понимая, что новые власти в дальнейшем житья ему не дадут, Нарцисс Павлович принял единственно правильное решение и вместе с семьёй тайно бежал в Среднюю Азию. Сделал это он настолько тайно, что ни в Томске, ни в родном Гурьевске после его исчезновения до начала нынешнего века никто не знал и не догадывался, куда он исчез. Лишь ходили слухи о том, что он будто бы уехал за границу, да появились легенды, что его, наверное, убили из-за богатств во время переворота.

Где поселился Нарцисс Павлович и как жила его семья в южных краях, до сих пор точно не известно, но благодаря этому отъезду он избежал последующих репрессий. Только в последнее время выяснилось, что умер он в 1943 году в преклонном возрасте, когда ему было уже 76 лет. Его сыновья Михаил, Борис и Павел остались живы, обзавелись семьями, жили и работали в разных городах Советского Союза.

О старшей дочери от первого брака Лидии Нарцисовне известно лишь, что в тридцатые годы она работала в советском посольстве в Китае. Судьба его старшего сына Владимира Нарцисовича Ермолаева – учёного-энтомолога – сложилась трагически. После отъезда отца он остался в Томске и в 1922 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Томского университета. Владимир Ермолаев, с гимназических времён увлекавшийся энтомологией, в университете начал серьёзно заниматься изучением пауков и вскоре стал квалифицированным специалистом-арахнологом. Он проделал большую работу по систематизации энтомологической коллекции Зоомузея. Как и отец, он проявлял также интерес к птицам. Он был в числе студентов, вступивших в Сибирское орнитологическое общество. Интересоваться птицами он продолжал и после окончания университета. О его занятиях в конце 1920-х – начале 1930-х годов известно пока очень мало. В 1932 году он жил в Красноярске. В 1933 году В.Н. Ермолаев работал в экспедиции по изучению запасов кедра в окрестностях села Георгиевского (Большая Речка) Тайшетского района Восточно-Сибирского края. После Красноярска Владимир Нарцисович переехал в г. Орёл и устроился на работу преподавателем зоологии в пединститут, но проработал в нём недолго. В это время НКВД уже вело дело о «Правотроцкистской террористической и вредительской организации», в ходе которого пострадало немало представителей интеллигенции Орловской области. В числе арестованных и расстрелянных сотрудников Орловского педагогического института были заведующий кафедрой математики, профессор Александр Николаевич Гвоздев (1889-1937) и преподаватель В.Н. Ермолаев. Во втором томе «Книги памяти жертв политических репрессий на Орловщине» (1995) информация о нём очень короткая: «Ермолаев Владимир Нарцисович, 1905 г. р., уроженец с. Гурьевское Томской обл., проживал в г. Орле, преподаватель пединститута. Арестован в 1937 г. Расстрелян». Других подробностей нет.

Такова вкратце необычная судьба Наркиза (Нарцисса) Павловича Ермолаева. Оставил он добрую память о себе и среди жителей Гурьевска, построив замечательное здание магазина, ставшего одной из исторических и архитектурных достопримечательностей города. Это здание, 110 лет прослужившее людям, уже давно признано памятником исторического значения и внесено в каталог памятников истории и культуры Кемеровской области. В 1973 году в нём был открыт городской краеведческий музей, существующий здесь и поныне. В 2016 году, когда праздновался двухсотлетний юбилей со дня основания Гурьевска, не раз вспоминали добрым словом и купца Нарцисса Павловича Ермолаева.

Одна из центральных улиц старого Гурьевска. 5 июня 1936 г. Фото из фондов Гурьевского краеведческого музея

Наркиз Павлович и Анна Михайловна Ермолаевы. Примерно 1908-1910 год

Сыновья Н.П.Ермолаева – Борис, Михаил и Павел

Демонстрация у Народного дома, бывшего магазина Н.П. Ермолаева

Лидия Нарцисовна Ермолаева – дочь Н.П. Ермолаева. Владимир Нарцисович Ермолаев, сын Н.П. Ермолаева

Николай Николаевич Березовиков

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

289