Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

08.04.2020 14:47 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 08.04.2020 г.

Было сильное желание выжить

Автор: Ольга Силиванова

Татьяне Константиновне Курановой Великая Отечественная война запомнилась непосильным трудом, голодом и холодом. В 9 лет закончилось ее детство. Она стала работать наравне со взрослыми, зарабатывая трудодни. Вспоминая военное время, Татьяна Константиновна не прячет слез, говорит, кто пережил войну, тот уже герой.

Гнилая картошка была в радость

Родилась и выросла Татьяна Константиновна в

д. Ивановка Новосибирской области. День, когда началась война, помнит, как будто это было вчера. «Мы, ребятишки, с утра трудились в поле, помогали взрослым полоть пшеницу, — рассказывает Татьяна Константиновна. – Было очень жарко, все обливались потом, а над нами кружила надоедливая мухота. Ближе к обеду приехал бригадир и объявил страшную весть: «Бабоньки, война началась! Расходитесь по домам, мужиков на фронт собирать надо». В каждом доме женщины, провожая на войну мужей, отцов и сыновей, не просто плакали, они выли от горя.

Отца Тани Константина Никифоровича Анищука тоже забрали на войну. На материнских плечах остались шестеро детей, Таня была третьим ребенком. Дети мать практически не видели, она на корове возила зерно в райцентр аж за 25 километров. Туда везет зерно, обратно — другой груз. Бывало, по две недели ее дома не было.

Дети домовничали одни, сами себе зарабатывали на хлеб. Кто был постарше — работал, маленькие — дом сторожили. Таня с сестрой пасли овечек. Девчонки днем на пастбище животных сторожили, а ночевать пригоняли к себе во двор. И так до осени. «Нам постоянно хотелось есть, от голода аж тошнило, — вспоминает Татьяна Константиновна. – Мы с радостью нанимались копать соседские огороды. Все, что выкапывали после зимы – картошку, лук, морковку – нам разрешали забирать себе. Накопаем гнилых овощей, притащим домой и едим. А потом у нас животы болели. Но от голода что угодно съешь».

Еще Татьяна Константиновна вспоминает деревенского старосту, который последний кусок готов был забрать у любого. Дети не пускали старосту к себе, а животину старались спрятать. Гусей и овечек в подпол спускали, закрывали тряпками, чтобы не слышно было.

Однажды староста приехал к Анищукам, стучится, а дети заперлись и сидят тише воды. Так он в сенях увидел кадки с квашеной капустой и увез их.

Татьяна Константиновна, рассказывая про свое детство, не раз повторяла: «Мы очень хотели выжить. И это желание нас спасло! Мы все-таки дождались Победы!»

В деревне было одно радио, и то работало с перебоями. Поэтому о том, что Великая Отечественная война закончилась, здесь узнали от гонца. 9 мая 1945 года по деревенской улице верхом на лошади мчался мужчина и кричал, срывая голос: «Война проклятая кончилась! Ура-а!» Вместо радостных песен да гуляний в деревне начали реветь: кто от радости, что близкие остались живы, кто от горя, что потеряли всех. Вскоре мужики стали возвращаться с фронта.

Батрачила

за кусок хлеба

В сентябре 45-го вернулся с войны отец. «В тот день мы с мамой картошку копали, — вспоминает Татьяна Константиновна. – Смотрим, мимо поля на бричке солдата везут. Пригляделись, папа! Мы к нему, стали обниматься. Такой радости и счастья я давно не испытывала. На груди у него награды блестели, он такой красивый был! Папа был награждён двумя орденами Красной Звезды. Я очень горжусь им».

После войны семье стало жить легче. Отец и мать работали, стали разводить хозяйство, сажать огород. Голод стал отступать.

Однажды в гости приехала тетка отца из соседнего села. Она была довольно богатая по тем временам. Посмотрев на детей, сказала: «Отдайте мне Таньку, пусть у меня живет, места хватит, еды тоже». Родители посоветовались и решили, чего дочке голодать, пусть хоть она поживет как человек. А когда через несколько месяцев отец приехал проведать Таню, то ужаснулся: девчонка батрачила не покладая рук, присесть было некогда. На следующий день он забрал дочку домой.

Замуж

за агронома

В 50-х годах Татьяна приехала в Кемерово, устроилась официанткой в столовую. Вскоре встретила своего будущего мужа – Ивана Мифодьевича Куранова. Иван прошел всю войну. Татьяна Константиновна говорит, что муж никогда не рассказывал про то, как воевал. «Не надо тебе знать тот страх и боль, которые пережили солдаты. Тебе и самой досталось в тылу. Сейчас надо наслаждаться мирной жизнью», — говорил он.

Иван в то время учился на агронома. Через год молодые расписались, а когда муж получил диплом, поехали в деревню к родителям Тани. Молодого специалиста с радостью взяли на работу в колхоз, даже дом выделили и корову. Родители Татьяны подарили молодой семье быка. Так и началась семейная жизнь Курановых.

Но деревенская жизнь Татьяне была не по душе. Через 4 года, когда в семье уже росли двое детей, они приехали в Гурьевск, где жила ее сестра. Муж сразу же устроился на металлургический завод. А Татьяна Константиновна несмотря на то, что дети были маленькими, на кусок хлеба тоже старалась зарабатывать: мыла подъезды, подметала дворы, трудилась санитаркой в больнице. А когда детей удалось оформить в детский сад, устроилась на почту, где и проработала 33 года.

Татьяна Константиновна и Иван Мифодьевич прожили вместе 40 лет. Работали, воспитывали детей, радовались каждому дню. Иван Мифодьевич ушел из жизни в 1992 году. Вдова бережно хранит его военные награды — орден Отечественной войны, медаль «За Победу над Японией», юбилейные медали. «Память не дает забыть прошлое, — говорит Татьяна Константиновна. – Я стараюсь не вспоминать те страшные годы, но у меня ничего не получается. Воспоминания просятся наружу. Наверное, это правильно. Только помня войну, мы не допустим ее снова».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30