Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

04.09.2019 08:40 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 03.09.2019 г.

Выбор горняка

Автор: Виктория КУДИНОВА

У машиниста буровой установки разреза «Шестаки» Сергея Валерьевича Судакова (фото на стр. 1) на разрезе работали почти все родственники по отцовской линии — дед, дедовы братья, отец, дядьки. Ему, по законам жанра, конечно, сам Бог велел пойти по стопам предков и стать продолжателем уважаемой династии горняков Судаковых. Но Сергей Валерьевич с первых минут разговора подчеркивает: в профессию он пришел не вслепую, не по чьим-то следам и проторенным дорожкам, а вполне осознанно и «сам по себе». Пришел и остался только потому, что понял: добывать уголь — это его!

Не вслед,

а вопреки

Если быть откровенными до конца, то работать на разрез Сергей Валерьевич пришел не только не по стопам родных, но даже в некоторой степени вопреки их воле. Родители мечтали, чтобы после школы он получил образование и стал медработником. И Сергей, чтобы порадовать родителей, действительно поступил на зуботехника. Но учиться не стал, решил, что медицина — это не его. Документы забрал, не раздумывая. «Раз не хочешь учиться, значит, иди работать на разрез!» — узнав об этом, вынес вердикт дед Тимофей Павлович — тот самый, что был зачинателем династии Судаковых на разрезе.

Дед в семье был авторитетом. Его было за что уважать: фронтовик, вернувшийся с войны с полной грудью наград, шахтер. Работать начинал еще на шахте «Шестаки» в Старобачатах, в 70-е годы прошлого века стоял у истоков строительства разреза «Шестаки». Дед часто рассказывал маленькому Сергею о том, в каких условиях им приходилось работать на шахте. Труд был, конечно, адский — мало того, что опасный, так еще и физически очень тяжелый — техники почти никакой не было, уголь вывозили на изможденных слепых лошадках. Зрение лошади теряли от того, что, выходя из темной шахты на поверхность, слепли от солнечных лучей. А каково было людям?!

Образования у деда никакого, кроме ФЗУ, не было, но на разрезе он был человеком уважаемым, и благодаря своей мастеровитости дорос до должности начальника мехцеха.

Когда Сергей был мальчишкой, дед много раз брал его с собой на разрез. И все здесь поражало его детское воображение размерами, размахом и мощью. Сегодня об этих своих впечатлениях Сергей Валерьевич вспоминает с улыбкой, потому что прогресс берет свое, и нынешний разрез «Шестаки» отличается от разреза из его детства примерно так же, как КамАЗ от слепой лошади.

Ученик

На «Шестаки» Сергея взяли учеником слесаря в электроцех, это был 1987 год. Работа — сплошная механика — ему нравилась. Благо, дома техники было полно. Три велосипеда и модный по тем временам мотоцикл «Ява» — все прошло через пытливые руки Сергея. Да и дед, с которым Сергей частенько крутился в гараже, пока родители были на работе, многому его научил.

А еще парню повезло с наставниками. «Я когда пришел на «Шестаки», — вспоминает Сергей Валерьевич, — был самый молодой, худенький, все меня пытались покормить, поддержать, научить уму-разуму. Я не обижался, прислушивался. Наставники попались хорошие – тот же дядя Миша Чернов, покойничек уже, царствие ему небесное. И другие учителя были, поумирали уже все, но я до сих пор им благодарен за науку… Знаете, человек может прийти на разрез с какими-то задатками, может остаться здесь работать, а может и нет. Но то, каким он станет специалистом, во многом зависит от тех людей, кто его окружает, как они научат его работать, как воспитают. Я практически вырос на разрезе и уверен, что воспитывает молодежь именно коллектив – бригада, компания, и то, что я заработал какие-то награды – это не только моя заслуга, а в первую очередь заслуга моих наставников и компании «Стройсервис», которая создает условия для профессионального роста».

Первопроходчики

Через полтора года после начала работы на разрезе Сергея призвали в армию, а вернувшись, он снова пришел в родной цех. Его заметили и стали продвигать. Александр Николаевич Буянкин, в то время главный инженер, предложил: «Пойдешь учиться на бурстанок?» На бурстанке у Сергея работал дядька, парень знал, видел, что работа крайне тяжелая и ответственная. Ответственности он не боялся, но признался Александру Николаевичу, что больше хотел бы на экскаватор. «Выучись сначала на машиниста буровой установки, а потом уже пойдешь на экскаваторщика», — посоветовал инженер. Сергей выучился, да так и остался работать на буровой установке. «Почему переучиваться не стали, — спрашиваю. — Затянуло?» — «Затянуло», — соглашается.

Работа оказалась и правда тяжелой, но интересной. Нельзя черпать уголь, пока угольный пласт не будет взорван и уголь не будет освобожден от породы. Но перед тем как произойдет управляемый врыв, на разрезе должны поработать бурильщики. Их задача набурить скважины, в которые позже взрывники заложат взрывчатку. Дело это крайне серьезное и не терпящее небрежности. Чуть ошибся — и до беды недалеко, тем более, раньше бурильщики сами и скважины делали, и взрывные работы производили. У Сергея Валерьевича есть корочки и бурильщика, и взрывника. Специальности эти разделили в 2000-е годы, когда на «Шестаки» пришла компания «Стройсервис», но к тому времени Судаков уже ни за что не променял бы свою профессию ни на какую другую. «Понимаете, — поет оду Сергей Валерьевич своей специальности, — бурильщики – это в какой-то степени первопроходчики на разрезе, пока мы не отработаем, никто не сможет взять уголь».

Смотрите глубже

Около 20 лет назад Сергею Валерьевичу предложили стать бригадиром. Ну, как предложили… На разрезе не предлагают, а говорят «Надо!», и Сергей Валерьевич считает это правильным. Согласился сразу, а когда пришла новая буровая установка, попросил разрешить ему самому набрать себе бригаду. Приглашал людей проверенных – тех, с кем отработал много лет в одной бригаде, или тех, кого сам воспитал, когда они были у него в помощниках. Требований к ребятам у Сергея Валерьевича несколько. Главное – никогда не врать друг другу, сломал технику – лучше сразу скажи, чтобы быстрее починили и другие из-за тебя не простаивали и не теряли драгоценное время и деньги. Как ни крути, а работа у бурильщиков сдельная. Второе – это беречь ту самую технику, тем более, ремонты сейчас дорогие. «У нас на предприятии много рекордов устанавливается, — говорит Сергей Валерьевич, — «Стройсервис» дает людям возможность проявить себя, показать, на что они способны, продвигает, награждает. Это очень здорово, это дорогого стоит, редко на каком предприятии встретишь сегодня такую практику. Но я считаю, что моя задача как бригадира смотреть глубже и делать все возможное, чтобы технику, работающую на пределе во время выполнения рекорда, не испортить. Иначе, зачем я тут приставлен? Я взял за правило каждый месяц спрашивать себя: а что полезного я сделал для своего предприятия, я принес пользу или убытки? Прикидываю, сколько работы мы сделали, а сколько при этом запчастей набрали, и оправданно ли мы их набрали? Это помогает работать эффективнее».

Рекордсмены

Сергей Валерьевич по моей просьбе называет своих ребят из бригады и о каждом старается сказать что-то доброе, видно, что искренне гордится каждым: «Владимир Тимофеев – это мой бывший помощник, сейчас работает машинистом, в этом году он у меня призер — стал третьим по «Стройсервису» в конкурсе «Лучший по профессии» среди машинистов буровой установки. Вадим Денисович Баринов – пенсионер уже, бывший мой бригадир, Заслуженный шахтер, мы с ним начинали, всю жизнь – не разлей вода. Евгений Тарануха и Евгений Александрович Попов – в этом году они на нашем станке установили мировой рекорд по бурению скважин за сутки. Со мной работает Андрей Борисович Угрюмов, он полтора года всего работает помощником, до этого был сварщиком, но молодец. Александр Синкин и помощник его Андрей Персин – хорошие ребята, грамотные!» Про себя Сергей Валерьевич сказать поскромничал, но я знаю, что он награжден серебряным знаком «Шахтерская доблесть», грамотой Министерства энергетики РФ, а к 15-летию компании «Стройсервис» — автомобилем «Toyota Camry». Так что бригада и бригадир друг друга стоят!

Сергей Валерьевич рассказывает, что бригада для него как семья, он уверен, что по-другому сработаться нельзя. Чтобы слаженно работать, он как бригадир должен знать, как живет каждый из его ребят, с каким настроением идет на работу, какие у него радости и проблемы – у кого в семье прибавление, кто день рождения отмечает, а кто ипотеку платит. «Вот, к примеру, у Андрея, помощника моего, сын на днях родился, надо будет придумать, как поздравить. На День шахтера пригласить бригаду к себе на дачу – это для меня тоже святое дело. Да и другие праздники часто отмечаем вместе. У нас даже жены дружат между собой», — рассказывает Сергей Валерьевич.

Я заметила, что, рассказывая о работе, он про все и всех на разрезе говорит, как про свое собственное – «моя бригада», «моя установка», «мои ребята» и относится ко всему, как к своему – ценит и бережет.

Ценит он и сделанный им когда-то выбор в пользу профессии горняка – его собственный, осознанный выбор, и после 30 лет работы на разрезе все так же говорит: «Добывать уголь – это мое!» Уверена, славная династия Судаковых может им гордиться!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33