Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

08.07.2019 09:24 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 02.07.2019 г.

Добрый след на земле

Автор: Александра Харитонова

Нет для журналиста задачи сложнее, чем писать о человеке, с которым невозможно поговорить… Но с Павлом Степановичем Сусловым, которого не стало 3 месяца назад, все вышло иначе. Талантливый тренер, спортсмен-марафонец, публицист, писавший очерки о своем военном детстве и земляках, и просто хороший, но в то же время очень скромный человек – за 87 лет жизни он оставил после себя такой большой след на земле, что проблема была в другом: как уместить все это в одном газетном материале. Помог нам в этом друг Павла Степановича, отличник физической культуры и спорта Леонид Жданов.

«Слезные колоски»

Павел Степанович родился в деревне Чигирь Алтайского края. Когда ему исполнилось два года, родители переехали к родственникам в Гурьевск, где отец устроился работать на Гурьевский металлургический завод. Однако спокойная жизнь Сусловых длилась недолго – в 1937 году отца по сфабрикованному делу посадили на 10 лет, и семья осталась без кормильца. «Мальчишками мы работали, где могли. Подвозили на лошадях копешки сена к стогам, на быках отвозили к тракторам горючку. Не было у нас ни детства, ни юности. И наше военное поколение еще долго называли «фуфаечниками», потому что о существовании фасонной одежды мы даже не догадывались, а вот что такое обноски, знали хорошо…», — такие строки о своем детстве уже в зрелом возрасте написал Павел Степанович в рассказе «Слезные колоски». Вошел в него и еще один эпизод из юности спортсмена. Как-то раз Павел вместе с поселковыми мальчишками отправился на колхозные поля, в то самое место, где сейчас находится Бачатский угольный разрез. Преодолев 8 километров пути, пацаны с жадностью собирали колоски, чтобы отдать их матерям, которые из этого скудного «улова» смогли бы получить хоть немного муки на постряпушки. Но только мальчишки собрались в обратный путь, на поле появился незнакомец верхом на коне. «Мужчина огрел кнутом моего друга Бориса, а затем яростно начал избивать и нас, — вспоминал Павел Степанович. – Мы умоляли его отпустить нас, но он заставил меня и других ребят выкинуть все то, что мы насобирали, и, ударив еще пару раз кнутом, отпустил». Больше на то поле дети не ходили, а чтобы не умереть с голоду в военное время, довольствовались мерзлой картошкой.

Лучший

марафонец

Гурьевска

В 1952 году Павла призвали в армию. Именно там он впервые увлекся спортом и на протяжении трех лет службы был членом войсковой спортивной команды по лыжным гонкам и легкой атлетике. После армии Павел поступил в Новосибирский техникум физической культуры и, окончив его, вернулся в Гурьевск.

С 1955 по 1962 год Павел Степанович работал председателем совета союза спортивных обществ и организаций г. Гурьевска и, по словам его друга Леонида Жданова, лучшей кандидатуры на это место было не сыскать. «Он был настолько внимательным к людям, что помнил наизусть дни рождения всех спортсменов и ветеранов спорта, вникал в их проблемы и помогал тем, у кого возникали финансовые трудности. Паша навещал больных ветеранов спорта, праздновал с одинокими спортсменами дни рождения и наводил порядок на могилках тех, у кого не осталось родственников», — рассказывает Леонид Михайлович.

Павел Степанович с увлечением играл в городки. Однажды он даже организовал товарищескую встречу гурьевской команды со сборной Кузбасса по городошному спорту. Победителями гурьяне, к сожалению, не стали, но удовольствие от общения с другими спортсменами получили огромное.

Но и легкую атлетику Павел Степанович не бросил. Спортсмен проводил пробеги от Гавриловки до Салаира, в которых участвовали и учителя физкультуры, и прокатчики ГМЗ, и работники стройуправления. «Мы и познакомились с ним на одном из легкоатлетических соревнований, — вспоминает Леонид Жданов. — Дистанция была короткая – 3 километра. Но я, увидев, как он технично бегает, был поражен. Тогда он стал абсолютным победителем среди 80 лучших бегунов района».

Павлу Степановичу бег давался удивительно легко, за одну тренировку он мог преодолеть до 60 километров. Однажды на пробежке спортсмена обогнала повозка с цыганами. Легкоатлет, заметив это, прибавил скорость и побежал вровень с лошадью. «Цыгане испугались. Может, совесть их была нечиста, а может, подумали, что Паша бандит, который хочет забрать их вещи, — говорит Леонид Жданов. — Извозчик стал сильнее подстегивать и без того загнанную лошадь. Но Паша бежал с ней наравне, а когда почувствовал, что лошадь вот-вот упадет, резко свернул с дистанции, чтобы цыгане не сгубили животину».

Павел Степанович нередко участвовал в марафонах и полумарафонах не только в Кемеровской области, но и за ее пределами. В московском 42-километровом забеге на главный приз газеты «Труд» спортсмен, тогда уже кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, финишировал четвертым. «Я готов был сдать норматив мастера спорта, — говорил Павел Степанович, — но в середине забега подул ледяной ветер, и ноги перестали меня слушаться». Прекрасную физическую форму спортсмен сохранил до глубокой зрелости. Как-то к нему на садовый участок залезли подростки-хулиганы, чтобы полакомиться яблоками. Завидев во дворе хозяина дома, мальчишки поспешили к забору, думая, что 80-летний старик не сможет их догнать. Но они ошиблись. «Сдавать хулиганов родителям он тогда не стал, — говорит Леонид Жданов, — это было не в его характере. Немного пожурил, угостил яблоками и отпустил домой».

С детьми Павел Степанович всегда находил общий язык, поэтому ученики школ №2 и №15, где он работал учителем физкультуры, его обожали. Спортсмен был против муштры и всегда хвалил школьников, даже когда у тех что-то не получалось. Одной из учениц Павла Сергеевича была Нина Коровкина. Именно благодаря ему она начала заниматься лыжными гонками и вскоре стала чемпионкой не только Кузбасса, но и Иркутской области. Нина всегда отзывалась о своем первом тренере с теплотой и отмечала, что он был фанатичным спортсменом, жадным до работы и тренировок. Многие ученики Павла Степановича стали кандидатами в мастера спорта и мастерами спорта, но тренер никогда не акцентировал на этом особого внимания. «Он искренне считал, что если человек добился высоких спортивных высот, то его заслуги как наставника в этом нет, — говорит Леонид Жданов. — Когда же его объявляли на соревнованиях как талантливого тренера, он лишь отнекивался, настолько был скромный».

Разносторонняя личность

Уже в зрелом возрасте Павел Степанович научился играть на баяне. «Иногда он вместе с хором ходил пешком из Салаира до Гавриловки, — вспоминает Леонид Жданов. — Он играет, бабушки поют, а местные жители выходят из домов, чтобы послушать этот передвижной концерт».

На одном из заседаний спорткомитета Павел Степанович вскользь упомянул, что начал писать книгу о выдающихся гурьянах. Коллеги-спортсмены не восприняли это всерьез. А зря. Павел Степанович подошел к этому делу основательно, ездил по селам и деревням, чтобы поговорить с гурьянами, которыми восхищался. Писал он и стихи, которые изредка читал на вечерах любительского творческого объединения «Литературный салон» и публиковал в газете «Знаменка». В 2009 году была издана его книга «След на земле» со стихами, в основу которых легли воспоминания спортсмена-ветерана, а спустя два года сборник очерков о гурьянах «Преданность души».

…Даже отпраздновав 80-летний юбилей, Павел Степанович активно занимался спортом, ездил на велосипеде, играл в городки, посещал встречи ветеранов спорта и общался с молодыми спортсменами. Поэтому весть о его смерти всех обескуражила. Ученики наверняка вспомнили его улыбку и дружеское похлопывание по плечу. Друзья-спортсмены – тот спортивный азарт, который приводил их товарища к победам. А его чуткое отношение к людям оставило добрый след в памяти всех, кто был знаком с лучшим марафонцем Гурьевска.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

42