Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

11.07.2017 10:47 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 11.07.2017 г.

Благодать - в наследство

Автор: Виктория КУДИНОВА

Не знаю, как на юге, а у наших сибирских садоводов-огородников мерилом успешности в дачном деле, на мой взгляд, всегда служили огурцы. «Вы уже едите свои огурцы? Нет? А мы едим…» Это словно некая проверка на профпригодность к земледелию, точка отсчета для негласной шкалы мастерства дачников. То, что свежие огурцы давно стали продаваться в магазинах круглый год, ничего не изменило. Шкала осталась прежней. 

Супруги Виктор Дмитриевич и Валентина Никитична Пыпырины свои доморощенные огурцы едят в этом году с Троицы, выпавшей на 4 июня. При этом лично для меня еще до встречи с ними было очевидно, что дача для садоводов Пыпыриных – это не кормилица, без которой они бы пропали. Они и сами люди успешные: Валентина Никитична – педагог с полувековым стажем, методист в Информационно-методическом центре, Виктор Дмитриевич – известный в городе врач-стоматолог, и дети – сын и дочь, решившие идти в медицину по стопам отца, давно выросли, живут в Кемерове, работают. Тогда зачем им сад? Да еще 10 соток!

Центр притяжения


Разговаривать идем в огромную беседку со скамейками по периметру и большущим столом в центре. За таким легко уместится пара десятков человек. И он, говорят, без дела не простаивает. По словам хозяев сада это место — как центр притяжения, его любят все родственники семьи Пыпыриных – сестры, братья, племянники, их домочадцы. Когда состоялся наш разговор, на выходные ждали детей, которые ехали в Гурьевск отмечать День медицинского работника. Поскольку в семье четыре врача, День медика здесь один из главных праздников. А то, что его празднуют в саду — показательно. Празднуют всегда с долгими посиделками в беседке, ночевкой в большущем доме, и, конечно же, шашлыками, которые жарят на стоящем посреди участка кирпичном мангале-печке. Его по проекту Виктора Дмитриевича сложил один из гурьевских умельцев.


На улице – нестерпимая жара, а в беседке, окруженной полувековыми деревьями, — приятная прохлада. Многие деревья на участке сажали еще родители Виктора Дмитриевича – Дмитрий Леонтьевич и Анна Терентьевна. Они, собственно говоря, и были первыми хозяевами этого сада.


Несмотря на то, что участок в 1959 году от завода получал отец Виктора Дмитриевича, инициатива обзавестись садом принадлежала маме, которая однажды пошла в сторону «крахмального» (так называли место, где сейчас располагается интернат для инвалидов) за грибами и обнаружила, что за городом есть «какая-то странная деревушечка с домиками без труб».


Разузнав, что никакая это не деревня, а садовые участки, Пыпырины загорелись идеей тоже стать землевладельцами. Участок им отмерили по левую сторону от ручья (сейчас озера). Первым делом глава семейства сходил в ближайший лес, нарубил веток, лапника и построил… «шалаш, как у Ленина в Разливе», смеется Виктор Дмитриевич. В этом шалаше потом много лет складывали садовый инвентарь, прятались от дождя и чувствовали при этом себя абсолютно счастливыми.

От шалаша – до домика с мансардой


Виктор Дмитриевич обводит рукой плотно застроенную дачами территорию вокруг их участка и рассказывает, что когда-то ничего этого не было. Выше их участка была поляна, на которой они с братьями и друзьями играли в футбол, ниже – овраг, разрабатывать который пришлось вручную. Плодородной почвы почти не было, разрабатывали практически скалу.


Лог и неудобица были и на участке напротив, который принадлежал супругам Шачневым – гениальному хирургу Павлу Михайловичу и гинекологу с золотыми руками Полине Антоновне. Павлу Михайловичу, который по тем временам был для гурьян почти что Богом, говорили: «Зачем вам такой участок? Можно выбрать и получше…», — но он отказался. Трудностей знаменитый хирург не боялся, и чтобы выровнять свой участок, привез на него не меньше пятидесяти машин земли. Сейчас этот участок принадлежит семье его сына – тоже известного в городе хирурга.
Но вот что удивительно. Несмотря на то, что не было в те времена ни теплиц, ни особых удобрений, ни чудо-семян, выведенных селекционерами, в саду все родилось – и крупная клубника, и крыжовник размером с маленькое яблоко, и огурцы, и тыквы. Ежегодные праздники урожая, проходившие напротив конторы правления, каких только чудес агрономии не выявляли.

Однажды брат работавшего на заводе Якова Семеновича Червеца принес на выставку помидор, весивший не меньше килограмма. Мама Виктора Дмитриевича, для которой помидоры, по словам сына, были «как сама жизнь», долго охала и ахала по этому поводу. Хотя и у нее томаты всегда росли крупные, сладкие. Солила их мастерица по таким делам Анна Терентьевна в большой кастрюле, хранила в погребе. Валентина Никитична теперь вспоминает, что помидоры по вкусу были, как свежие. Виктор Дмитриевич унаследовал от мамы страсть к выращиванию помидоров, высаживает на участке около 150 корней. Валентина Никитична с дочерью по осени тоже делают из томатов всякие деликатесы – и вяленые помидоры, и сок томатный, и соусы разные, но с теми свекровиными помидорами она сравнивать их даже не пытается.
А грибов сколько было в округе! Пока родители работали в саду, молодежь, первым делом неслась в лес. Через час возвращались с полными ведрами груздей. Птиц тоже было не сосчитать. Виктор Дмитриевич показывает мне на висящие в две «нитки» через весь участок провода и говорит, что скворцов было столько, что они, усаживаясь рядком, занимали все эти провода и выглядели, как ноты на нотном стане. Получалась этакая «скворцовая музыка». Было бы еще три «нитки», заняли бы и их. Птиц дачники привечали. Капитального дома на участке могло не быть, но несколько скворечников – обязательно!


Первым в их округе большой дом построил тогдашний председатель общества садоводов Митюков. «Во-о-он он, зелененький дом под шифером, до сих пор стоит», — показывает куда-то вдаль Виктор Дмитриевич. Глядя на председателя, стали строиться и остальные. Приехавший в 1973 году после института по распределению в Гурьевск Виктор Дмитриевич стал уговаривать отца: «Давай тоже поставим капитальный дом, я теперь работаю, неужели не поднимем?!» Тут надо пояснить, что к тому времени Виктор Дмитриевич уже был полноправным членом общества садоводов, так как на него была переписана половина участка. Когда в конце 60-х годов участки стали насильно делить, мама, любившая простор и не хотевшая маленький участок, проявила житейскую смекалку и переписала половину дачи не на чужих людей, а на старшего сына. Так весь участок остался в семье Пыпыриных.
Отец на предложение сына о постройке дома согласился и выписал на заводе силикатный кирпич. «Собрались я, отец, братья мои — младший Володя и средний — Анатолий, муж двоюродной сестры, сосед по саду дядя Лёня Ковалев, каменщик Иван…, — перечисляет Виктор Дмитриевич, — и за субботу-воскресенье стены подняли, а достроили уже потом с отцом и свояком Сашей».

С тех пор этот дом, конечно, много раз достраивался – появились веранда, мансарда, балкон, отделка сайдингом. Но те кирпичные стены, с которых все началось, никуда не делись. Они – такие же прочные и крепкие, как и отношения между людьми, что их строили, еще могут послужить не одному поколению дачников. Об отношениях же, что были тогда между соседями, Виктор Дмитриевич может говорить часами. Сосед дядя Леня, работавший когда-то с его отцом на заводе — это отдельная тема. Вот лишь один пример. Когда в 90-е годы сады стали откровенно грабить, дядя Леня по собственной инициативе ночи напролет сидел в беседке у Пыпыриных, жег спички, как бы показывая прохожим, что на участке кто-то есть, и караулил свой и их урожай. А днем, пока хозяева были на работе, бывало, поливал не только свои посадки, но и соседские. Думаю, рассказывать о том, что забор между участками им был не нужен, и одного крана с водой на два участка вполне хватало – это лишнее.

Дачный круговорот


Мы идем с хозяевами по их участку. Они показывают мне несколько десятков высаженных плодовых деревьев, виноград, теплицы, модную нынче «зону барбекю», устроенную по всем канонам — с качелями, газоном и тротуарной плиточкой. Удивляет меня не это. А то, что в этой семье умеют бережно хранить все то, что перешло им «по наследству».


Вот, к примеру, целая плантация пионов, которые любила и всегда выращивала Анна Терентьевна. Говорят, она и ушла-то из этой жизни, словно дождавшись, когда распустятся ее любимые цветы — 8 июня… С тех пор каждый год Виктор Дмитриевич и Валентина Никитична в этот день едут в сад, нарезают букет пионов и везут его маме на могилку – такая у них традиция. «А вот эта роза, — говорит Валентина Никитична, — напоминает мне о сестре, которая когда-то дала мне отводку. Эти розы Виктор Дмитриевич много-много лет назад привез из Ессентуков, где отдыхал по путевке»… И снова воспоминания. Есть на участке полукультурка, посаженная аж в 1959 году отцом Виктора Дмитриевича. Есть дубки, привезенные сыном. Есть высоченная береза, которую нашла в лесу и уговорила родителей посадить на участке дочка Лена. Дочка тогда была маленькая, и березка – тоже крохотная, всего четыре листочка. Сейчас обе красавицы – и береза, и дочка. Как от всего этого можно отказаться? Да никак! Вот и весь ответ на мой вопрос – зачем им сад! Впрочем, Пыпырины и не пытаются отказываться. Наоборот, стараются как можно больше уделять времени саду и жалеют, что жизнь так скоротечна и невозможно успеть насладиться всем дачным великолепием в полной мере. Они даже в отпуск всегда ездят только осенью – после сбора урожая. Потому что потом «дачный круговорот» начинается снова. Поздней осенью — подготовка участка к следующему сезону, зимой – «утаптывание» снега вокруг деревьев от мышей и покупка семян. Ранней весной – выращивание рассады. Поздней – начало нового сезона: привычный с детства запах земли, наполненной зимней влагой, первая зелень. А летом – принесенный утренним ветерком запах хвои из леса, предрассветная тишина, приятные дневные хлопоты в саду, потрясающие рассветы и закаты, которые, по словам Виктора Дмитриевича, можно увидеть только оставшись ночевать в саду, благодать, наступающая после летнего дождя… А еще – связанные с садом приятные воспоминания, которых у этой семьи не счесть, новые встречи с любимыми людьми у мангала и посиделки в беседке, укрытой полувековыми деревьями.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

223