Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

30.10.2019 13:57 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от 30.10.2019 г.

Трудное детство бабушки Стеши

Автор: Александра Харитонова

Подъем засветло, 12-часовой рабочий день, скудный паек и ночевки на холодном полу… Не каждый взрослый справится с такими испытаниями, а во время Великой Отечественной войны так жили в тылу многие подростки, еще не успевшие окончить школу. Среди них была и гурьянка Степанида Васильевна Лобанова, которой в этом году исполнилось 93 года.

Недетские

воспоминания

Семья Степаниды Васильевны была родом из деревушки под Новосибирском, но вскоре после рождения младшей дочери Стеши родители решили переехать в Гурьевск. Детство Степаниды мало чем отличалось от детства других советских девчонок — она ходила в школу, гордо носила на груди значок октябренка, в свободное время играла с сестрами Тасей, Марусей и братом Тимофеем, понемногу училась рукоделию. А учиться было у кого. Мать Аксинья Семеновна – умелая швея, не только обшивала всю свою семью, но и много шила на заказ. Отец Василий Парфенович трудился мастером на фабрике и получал небольшое жалованье, поэтому швейная машинка стала главной кормилицей семейства.

В 1935 году в районе началась коллективизация, которая коснулась и родителей 9-летней Стеши. «Однажды к нам домой пришли двое мужчин в военной форме и спросили у мамы, где стоит швейная машинка, — вспоминает Степанида Васильевна. — Она им только на дверь показала, мол, уходите, я вам ничего не отдам». Тогда мужчины обыскали избу и потащили найденную машинку к выходу. Аксинья Семеновна ринулась к своей «кормилице», крепко вцепилась в нее и закричала: «Убейте меня с ней, по-другому не заберете!» Мужчины колотили Аксинью, пытались разжать пальцы, которыми она крепко сжимала швейную машинку, но так и ушли ни с чем. Больше они не приходили. Но даже спустя 80 лет Степанида хорошо помнит тот страх, который она испытала, глядя на слезы и отчаяние матери, защищавшей свое единственное сокровище.

И страшно,

и тяжело

Когда началась Великая Отечественная война, 15-летняя Стеша только окончила 8-й класс. Долгожданные летние каникулы обернулись для школьников тяжелой работой в совхозах. Стеша по распределению оказалась в Новопестерево, где она вместе с другими женщинами сушила картофель, который позже отправляли солдатам на фронт. «Я работала в одной смене с тремя женщинами из Ленинграда. Они часто пели народную песню «Летят утки и два гуся…» и плакали, вспоминая своих мужей, братьев и отцов, которых взяли на фронт, — рассказывает Степанида Васильевна. – Я ревела вместе с ними, ведь на войну ушел и мой брат Тимофей».

После 12-часовой смены у девочки хватало сил лишь на то, чтобы сжевать небольшой кусочек хлеба из пайка и добраться до «кровати», точнее — холодного пола в небольшой пристройке совхоза. Стеша подкладывала под голову кофтенку и ненадолго забывалась, мечтая о жизни после окончания войны. «Работали на износ и взрослые, и дети, никто не халтурил, — вспоминает Степанида Васильевна, — план всегда выполняли».

По словам труженицы тыла, выжить в то жуткое время удалось только благодаря сплоченности и поддержке семьи. Мать чинила одежду для деревенских и приносила домой молоко и яйца, старшая сестра Маруся работала шофером, а Таисия бухгалтером на нефтебазе. Весточек от брата Тимофея долгое время не получали, и вся родня со страхом ждала «похоронку». Опасения были напрасны, в конце 1945-го Тимофей вернулся домой живой и здоровый. «Когда закончилась война, все ликовали, — вспоминает труженица тыла, — мы верили, что скоро станем жить, как прежде, и не будет больше голода и страшных похоронок, которые так часто получали наши соседи».

Суженого увидела

в зеркале

Как-то вечером Стеша сидела в гостях у подружек, и девчонки решили развлечься — погадать на женихов. После сказанных перед зеркалом слов «суженый, ряженый…» Стеша увидела очертания статного молодого человека в военной форме, но он был не похож ни на кого из ее знакомых. Встреча с красавцем из зеркала произошла в 1948 году. Будущий муж Стеши Петр воевал на фронте, за несколько дней до победы наших войск был ранен в правую руку и долгое время пролежал в госпитале под Польшей. Сразу после возвращения на родину Петр поспешил навестить всех родственников. По дороге к тете парень заметил на улице улыбчивую Стешу, а девушка сразу узнала в Петре того самого суженого, которого видела в зеркале. Молодые люди встречались три года, вместе гуляли, ходили на танцы, которые устраивала молодежь с их улицы. «Гармонист играл, а мы плясали так бойко, только стукоток стоял», — с улыбкой вспоминает Степанида Васильевна. Вскоре пара сыграла скромную свадьбу. Гостей было немного, но веселились от души, пели и плясали до утра под задорную гармонь.

Жизнь

после войны

В 1951 году у Лобановых родился первенец – сын Саша, а через пять лет семья пополнилась еще дочерью Надеждой. Петр, несмотря на фронтовую рану, нашел работу на Гурьевском металлургическом заводе, где трудился до самой пенсии вальцовщиком. «Папа раз в месяц устраивал мне экскурсию на завод, — рассказывает дочь Надежда, — показывал, как катают рельсы. И я всегда удивлялась, как отец с одной рабочей рукой может так ловко управляться с щипцами и направлять рельсы в нужную сторону?» Запомнилось детям и то, как отец брал их в заводской магазин после получки и баловал вкуснейшим шоколадом.

Степанида же работала на Гурьевском молочном заводе аппаратчицей. «В то время никаких механизмов, облегчающих работу, не было, только ручной труд, — рассказывает Степанида Васильевна. – Подставишь пергамент под сепаратор, подождешь, пока масло набежит, формуешь брусок и несешь в холодильник. За смену надо было подготовить около 1200 пачек масла. Все в городе любили наше масло, а выпечка с ним получалась — пальчики оближешь!» Отработав на молзаводе почти 30 лет, в 1991 году Степанида Васильевна ушла на пенсию.

А через 4 года семью постигло несчастье. Петр Прокопьевич всегда с трепетом относился ко Дню Победы и никогда не упускал возможности встретиться с другими ветеранами. «В мае 1995 года мужу сразу после митинга стало плохо, — вспоминает Степанида Васильевна, — возможно, воспоминания о войне нахлынули, он переволновался, и организм не выдержал». Петра Прокофьевича парализовало. Он никогда не говорил с близкими о войне, ни о том, при каких обстоятельствах его ранило, ни о том, что он видел на полях сражений. Все расспросы детей и жены Петр пресекал одной единственной фразой: «Вам не нужно этого знать, и дай Бог, чтобы вы никогда не испытали такого». Когда же по телевизору начинался военный фильм, он сразу его выключал. Не хотел проживать вновь и вновь те страшные минуты, проведенные в окопах. Степанида до последнего ухаживала за больным мужем, готовила его любимые блинчики и старалась хоть немного отвлечь от болезни, а вечерами подолгу молилась о его здоровье. В 2004 году Петра Прокопьевича не стало. Степанида Васильевна тяжело переживала смерть мужа, с которым они прожили 54 года, спасла только любовь и поддержка детей.

В этом году труженице тыла исполнилось 93 года. Впрочем, глядя на нее, сложно в это поверить. Ее улыбка все так же приветлива, а преклонный возраст и тяготы военного детства не ослабили ее оптимизма и интереса к жизни. Сегодня Степанида Васильевна — счастливая бабушка взрослых внуков и дважды прабабушка, и она втайне надеется, что скоро к этому гордому званию прибавится еще одно «пра».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27