Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

01.12.2023 12:45 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 01.12.2023 г.

Формируем экспрессы на Китай

Автор: Виктория КУДИНОВА

Хозяйство Артура Мовсесяна вошло в десятку крупнейших экспортеров Сибири

У большинства фермеров нашего округа сезон получился трудным – двухмесячная аномальная жара сушила культуры на корню, путала карты с внесением удобрений и обработкой от сорняков. А «вишенкой на торте» стали зарядившие в августе дожди. Как результат – снижение урожайности практически во всех хозяйствах. При этом хозяйство индивидуального предпринимателя Артура Мовсесяна вошло в десятку крупнейших экспортеров Сибири. Как так? Вот об этом мы и поговорим с Артуром Аветиковичем.

- Артур Аветикович, непростым был прошедший сезон?

- Да, год был трудным. Прошлой осенью практически не было осадков, поэтому весной мы зашли на посевную с запасами влаги 100-110 мм в метровом слое. Это очень мало, катастрофически недостаточно! Была надежда, что в начале лета пройдут хоть один-два дождя. Но нет, около 60 дней у нас не было никаких осадков! Первые дожди прошли лишь в середине июля — растения выживали на тех запасах, что были с зимы. Если бы такая засуха была у нас лет 10 назад, мы бы вообще ничего не собрали. Но наш район является в области лидером по засухам, поэтому мы научились с ней бороться и получать достойные урожаи.

- Каким образом?

- Используем современные виды удобрений, в том числе жидкие, ресурсосберегающие технологии. Уже большинство наших фермеров в округе сеет по минимальной, так называемой «нулевой» технологии, своевременно закрывает влагу. На что некоторые наши коллеги в соседних районах даже не обращают внимание, говорят: «А зачем прибивать влагу?!» У них в хозяйствах даже бороны нет. Ну, у них и урожая в этом году не было, собрали по 3-4 центнера с гектара, то есть, что посеяли, то и убирали. А мы зерновые в районе 30 центнеров с гектара брали. Для нас, конечно, это мало, но это с учетом того, что по нашему хозяйству этим летом вдобавок к засухе прокатился еще и очень серьезный град. В районе разреза «Шестаки» порядка 1000 га гороха очень сильно пострадало, мы практически ничего там не взяли. Так что урожай, считаю, достойный, плюс — переходящие остатки урожая прошлого года у нас были на складах. Достойных цен в прошлом году не было, поэтому мы ничего продавать не стали.

- А в этом году цены есть?

- В этом году мы удачно вышли на прямые поставки в Китай. В данный момент без посредников, по прямым договорам отправляем туда ячмень, рапс, горох, лен — все, кроме пшеницы. На пшеницу у нас высокая экспортная пошлина стоит из России, государство заботится о том, чтобы хлеб в стране был недорогой, поэтому устанавливает ограничивающие экспортные пошлины. Если прибавить к пошлинам очень дорогой железнодорожный тариф, то когда все это дело посчитаешь, уже ничего и не остается. Поэтому пшеница остается в России, ее активно забирают у нас мелькомбинаты — Новокузнецкий и Новосибирский и потом экспортируют уже муку в Китай и Северную Корею. Сейчас у нас есть контракт на отгрузку 5000 тонн зерна в Казахстан. Цена очень хорошая, нами получена предоплата, но отгрузить мы его пока не можем. В Казахстане в этом году тоже была очень сильная засуха, пострадали казахские фермеры. И чтобы не обвалить рынок, власти Казахстана не дают российскому зерну заходить на их рынок — запретили ввоз пшеницы авто- и ж/д транспортом.

- Про торговлю с Китаем расскажите подробнее. Знаю, что вы давно стремились попасть на этот рынок.

- Мы и раньше отгружали свою продукцию в Китай, но поскольку делали это через трейдеров, то, во-первых, не всегда знали своего конечного потребителя и его запросы, а, во-вторых, там были, конечно, совсем другие финансовые результаты продаж. Скажу честно, мы, когда заходили на этот рынок в этом году, зимой начинали грузить туда горох, было страшно и тяжело. У нас в конторе была пыль до потолка, бухгалтеры очень переживали — импортные контракты на двух-трех иностранных языках, валютный контроль, валютные счета, таможенные платежи. Мы же никогда раньше с таможней не работали! Плюс — совершенно другие документы. Контроль – вплоть до Центробанка! Шаг вправо, шаг влево — штрафы огромные!

Потом у нас история очень тяжелая была, мы отправляли зерно контейнерами на Дальний Восток, в порт Находка, а дальше — по морю кораблями в Китай. Эти корабли попали у нас вместо Китая в Корею, там разгрузились. Мы очень переживали. Но в итоге все благополучно разрешилось, китайцы товар получили, с нами рассчитались, остались довольны. Летом пошел ячмень.

Сейчас во всем разобрались, понимаем, что если делать все вовремя и все разложить по полочкам, то ничего сложного нет. В октябре уже отгрузили в Китай 21 тысячу тонн своей продукции. Сегодня на китайском рынке нас знают. Несколько раз в неделю на электронную почту нам приходят письма от китайских компаний: «Мы видели ваш товар, качество нам понравилось, готовы с вами работать». Благодаря тому, что мы пробили эту дорогу на Восток, у нас появились свободные средства, и мы в спокойном режиме смогли закончить все свои стройки, которые заложили еще в прошлом году. Хотя еще весной сомневались – стоит ли их продолжать или заморозить до лучших времен.

- Валютные платежи, договоры на иностранных языках… Вы о каком-то космосе говорите, особенно если учесть, что я это слышу от руководителя хозяйства, находящегося в маленьком сибирском городке.

- Самое удивительное, что мы в этом году попали в десятку крупнейших экспортеров Сибирского федерального округа. Нам позвонили и говорят: мы включили вас в рейтинг крупнейших экспортеров! Еще в прошлом году вас не было, откуда вы взялись, такие шустрые?!

- Вы сказали, что удалось завершить начатые стройки. Что построили?

- Построили в Малой Салаирке склад на 2600 тонн для хранения удобрений, зернохранилища, одно — на 16 тысяч тонн, второе — на 2 тысячи тонн, уже ввели в работу. Приобрели новую мощную зерносушилку импортного производства «Alvan Blanch». Она уже пришла, мы ее приняли, начали реконструкцию зерносушильного комплекса, будем увеличивать его мощность.

Запустили, наконец-то, наш мини-элеватор, который находится в Гурьевске, в районе ФИПа, и может отгружать зерна больше, чем некоторые соседние элеваторы вместе взятые. Установили там силосные хранилища для хранения зерна на 9000 тонн – три «банки» по 3000 тонн каждая. Они с автоматической подачей, погрузкой-разгрузкой вагонов.

- Зачем нужен такой элеватор?

- Дело в том, что когда вагоны встают на отгрузку, на это дают всего 5 дней. За ограниченный отрезок времени мы должны и погрузить продукцию, и оформить всю разрешительную документацию на вывоз. Поэтому, когда контракт планируется на отгрузку какой-то культуры, мы заранее завозим ее на элеватор, а потом быстро отгружаем.

-На какой объем отгрузки рассчитан элеватор?

- Скажем так, загрузить его на полную мощность мы пока не можем. Вопрос в железной дороге, которая в восточном направлении сегодня очень занята, так как туда переориентировался весь экспорт из России – и уголь, и лес, и металл, и мы. Поэтому конкурируем за железную дорогу. Сколько РЖД нам позволяют вывезти, столько мы и вывозим. Вот за октябрь отгрузили примерно 100 вагонов, а можем в два раза больше. На ноябрь пока только 15 вагонов нам дали отгрузить, а дальше — неизвестно, все зависит от РЖД.

- Обидно…

- Да, но пытаемся изменить ситуацию. Сегодня нам выгодно отгружать зерновые экспрессы по 67 вагонов. Выгода в том, что, во-первых, легче договориться с собственником на поставку ж/д вагонов. Во-вторых, экспрессы дешевле по цене. Плюс — они никуда не заходят, не сортируются, состав напрямую идет к покупателю. Во время последней отгрузки загрузили 72 вагона ячменя. До Китая они доехали за 6 дней, тогда как обычный состав идет от двух недель до месяца.

Наша гурьевская станция не всегда может у себя формировать такие экспрессы из-за загруженности. Чтобы формировать их у себя на элеваторе, нам нужно увеличить протяженность ж/д путей. Мы уже построили осенью путь на 14 вагонов, нужно еще на 40. Рельсы приобрели, договорились с подрядчиком, который нам будет это строить. Но нужен земельный участок. Ведем переговоры с собственником земельного участка «Евразрудой», просим продать нам один гектар земли.

- Посевные площади не увеличили?

- Нет. Сейчас у нас идут переговоры с Ленинск-Кузнецким районом по поводу приобретения большого хозяйства, но пока мы для себя на 100% не приняли решение, стоит ли нам идти на большое увеличение. Вопрос, как всегда — кадры, людей не хватает. К сожалению, это самая большая на сегодня проблема.

- Ваше хозяйство знаменито тем, что много лет работает как семеноводческое. В условиях санкций, постоянных погодных «сюрпризов» и низких цен на зерно как вам работается?

- Семеноводство – это больная тема. Прошлый год, этот год тяжело стало с финансами у большинства фермерских хозяйств, поэтому на семена спрос немного упал, на элитное семеноводство тем более продажи просели. Но в целом — ничего страшного, поскольку, когда мы строили семенной комплекс, основной задачей для нас было готовить качественные семена для себя.

В этом году отказались работать с иностранной компанией, с которой несколько лет сотрудничали. Причина — дороговизна ввозимого материла. До этого цены были приемлемыми – они поставляли нам питомники размножения, а потом покупали у нас по достойным ценам суперэлиту. Сейчас выставили огромные цены на питомник и поставили условие, что у нас будут забирать семена по минимальным ценам. Мы посчитали и отказались от сотрудничества.

С удовольствием работаем с Уральским НИИ сельского хозяйства. Мы с ними давние партнеры. Очень достойные у них сорта пшеницы — «Ирень-2», «Экстра», «Екатерина». Те, кто в этом году у нас покупали семена, сейчас в ладоши хлопают, потому что получили пшеницу очень высокого качества — с хорошей клейковиной 32-35, с хорошим числом падения, за которую сегодня платят совершенно другие деньги. Для сравнения: если сегодня за фуражную пшеницу платят менее 10 тысяч рублей за тонну, а в основном это импортные сорта 4-5 класса, то «Ирень» (гарантированный 3 класс) «на ура» забирают хлебопеки, и стоит она уже от 15 до 17 тысяч рублей. Так что, эти сорта у нас активно запрашивают, мы засыпали хороший семенной фонд по ним. Есть в пакете предложений, конечно, и импортные сорта, но их я стараюсь не рекомендовать.

- Озимые уже посеяли?

- От озимых мы уже два года как отказались. Риски, что пшеница замерзнет, есть, а результат примерно получаем на уровне яровой пшеницы. В нашей зоне озимая вызревает одновременно с яровыми, и накладываются в уборку одновременно и горох, и ячмень, и еще озимая пшеница, трудно поделить комбайны. Поэтому от некоторых культур отказались в пользу более маржинальных. Подбираем то, что сегодня нужно рынку. Востребованы рапс и горох, мы сеем их больше, но все равно севооборот держим, по 25 процентов от севооборота – это рапс и горох и 50 процентов – это зерновые — ячмень и пшеница.

- К следующему сезону готовы?

- Да, все как обычно – люди и техника есть, технология отработана, в этом году уже завезли удобрения на следующий год, дизтопливо, средства защиты растений. Все в полном объеме на складе. В прошлом году из-за низкой цены на зерно с финансами были трудности, поэтому подходили к посевной с половинным объемом удобрений, подвозили их практически с колес — сразу в поле. В этом году не стали повторять такой треш, закупили и завезли все заранее.

Зимой будем делать только мелкие ремонты техники, проводить техобслуживание, у нас для этого есть теплый ремонтный бокс. Уже сейчас посевные комплексы все готовы, комбайны тоже готовим. Два дня назад вернулись из Новосибирска, где проходила выставка «Экспо-Сибирь» — повидались с коллегами, довольно успешно провели несколько переговоров по средствам защиты растений. За объемы получили определенные преференции, так что сезон завершаем с отличным настроением, будем работать дальше.

Новый элеватор на 9000 тонн

Составы с урожаем идут на Восток

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

39