Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

01.12.2020 10:29 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 01.12.2020 г.

О прокатном стане и становлении характера

Автор: Виктория КУДИНОВА

Прокатчики отмечают 95-летний юбилей своего цеха. Почти треть этого срока в сортопрокатном цехе отработал его нынешний начальник — Игорь Владимирович Кайль. Скажу честно, собираясь на интервью, хотела сделать два отдельных материала, один – о цехе, второй – о прокатчике Кайле. Но уже после первого ответа поняла: разделить их невозможно.

- Игорь Владимирович, вижу, что благодаря видеокамерам, установленным в цехе, Вам можно работать, даже не выходя из кабинета, глянул на компьютер — и вся прокатка как на ладони…

- Если отработать 30 лет, как я, когда уже по звукам понимаешь, что происходит в цехе, то, конечно, можно. Но я — производственник, это мое, без цеха не могу, обожаю его. Был в отпуске, сегодня первый день вышел, даже соскучился, хотя звонил каждый день. Прошел по цеху – это же какая красота!

- А как Вы стали металлургом?

- Я пришел на завод тогда, когда сюда можно было устроиться только по рекомендации, в 1992 году, мне тогда было 22 года. Меня приняли в «холодный» отдел правильщиком металла. Работал на ролеправильной машине. Первый свой рабочий день помню так, как будто он был вчера – устал, как собака. Откровенно говоря, думал, поработаю немного и уйду, мечтал стать водителем. Но отработал два года, затем освободилось место вальцовщика на стане «700», и мы со школьным другом Андреем Балтиным попросились туда. Нас взяли, только меня в одну смену направили, его — в другую. Потом я старшим вальцовщиком пошел, дальше — мастером. Производство росло, и в 2010 году руководство решило, что нужно собирать четвертую смену. Меня поставили начальником. А представляете себе, что значит работать, когда смена еще не сработалась? Тем не менее мы в первый же месяц собрались и отработали лучше всех, план даже перевыполнили. В 2011 году я стал заместителем начальника цеха, в 2016 году – начальником. Сейчас уже год, как я достиг пенсионного возраста, но даже не представляю своей жизни без завода.

- Когда Вы поняли, что затянуло? Что завод – это любовь на всю жизнь?

- В прежние годы начальником цеха у нас работал Анатолий Петрович Лебедев. Сказал мне однажды: «Пойдешь работать вальцовщиком 7 разряда». А я не хотел, боялся, что не получится, что всех подведу. Стал отказываться. «Тогда, — говорит, — иди-ка ты отсюда!..» Он, конечно, не так мягко сказал, как я Вам рассказываю, а по-мужски выразился (смеется), но именно тогда я понял, что цеховые ребята меня приняли, что я нужен здесь, что мне доверяют.

- Вы сказали, что пришли на завод «по рекомендации». У Вас кто-то работал в прокатке?

- У нас много славных династий прокатчиков на заводе, среди них — Дворянчиковы, Киневы. Но я не из потомственных металлургов, никто из родных на заводе у меня не работал. Хотя дед по отцу был кузнецом, но он жил в Киселевске, может, с генами любовь к металлу и передалась от него… А вот сына Рената я на завод переманил, он уже 8 лет работает вальцовщиком по сборке и перевалке клетей. Дочка Полина еще школьница, но и она уже проявляет интерес к заводу.

- Что больше всего любите в своей работе?

- Когда мы осваиваем новые профили. Когда пришел, мы выпускали только уголки 50, 56 и 63, а сейчас целую линейку, больше десятка профилей – от 40 до 125. Раньше швеллера вообще не катали, сейчас катаем пять профилей. Фасонный прокат катаем – боковину рештака для угольных компаний, скребки, из которых делают конвейерные ленты, сельскохозяйственные косы, из которых литовки делают. Причем, если раньше косы катали под пилы, и они получались кривоватые, то сейчас катаем их под 500-тонный пресс, они выходят идеально ровные.

- Неужели кому-то сегодня нужны косы, когда кругом такая техника?

- Не поверите, нужны, всегда уходят со склада первые. А вообще, сегодня сортамент диктует рынок, поэтому постоянно следим за спросом. Наша продукция идет не только по всей России, но и на экспорт. У нас завод маленький, мы не можем тягаться с гигантами и выпускать огромные партии проката. Но наше преимущество в том и состоит, что мы имеем возможность быстро перенастраивать наши станы, за смену можем прокатать несколько видов профилей. На перенастройку стана уходит минут 30.

- Наверняка усовершенствуется и оборудование?

- Да, в 1993 году цех пережил модернизацию, был установлен реечный холодильник, пилы горячей резки. За последние 8 лет в цехе смонтировано 4 новых крана, еще один на подходе.

- Сортопрокатному цеху без малого век. А есть ли у вас в цехе что-то, что связывает все поколения, что передается от старожилов молодежи как самое ценное? Может, какой-то секрет мастерства или наказ какой есть?

- У нас сейчас в цехе молодежи действительно много, и я, когда вальцовщики только приходят, всегда говорю: хороший вальцовщик – это не тот, который постоянно грязный от работы, потому что без конца настраивает стан, а тот, кто может дать гарантию на свою работу. Кто настроил стан в начале смены и только наблюдает со стороны, а оператор спокойно работает.

А что касается связи поколений, то наша настольная книга, Библия, если хотите — это инструкция по охране труда. Старики рассказывали, что когда-то она состояла из одного листочка. Когда пришел работать я, она представляла собой тоненькую книжечку, а сейчас это уже объемный документ. И каждая страница этого документа написана кровью предыдущих поколений металлургов. Все же мы тут не булочки стряпаем, у нас металл горячий, температура нагрева проката 1200 градусов, на выходе – минимум 750 градусов, так что, нужно всегда быть начеку.

- А какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим прокатчиком?

- Нужно быть настоящим мужиком. А еще у человека должен быть интерес к работе, азарт.

- Вы сам азартный в работе?

- Очень! Я до армии работал в Гурьевском совхозе на комбайне, всегда был впереди. Когда работал вальцовщиком, мы постоянно соревновались с Александром Ивановичем Крупиным. Я работал старшим вальцовщиком в первой смене, он — во второй, я все старался хоть на тонну, но больше, чем он, прокатать. Теперь он мой заместитель, правая рука. Вообще в СССР были развиты соцсоревнования, хорошая практика, вернуть бы ее сейчас.

- А кого из коллег еще отметите?

- Да я бы всех отметил, у нас случайных людей нет! Нагревальщиком металла работает Юрий Николаевич Суняйкин. Это один из самых опытных нагревальщиков, в работе у него всегда порядок, он не боится говорить правду, что думает, то и говорит. Если что-то сломалось, тоже не промолчит, придет и скажет: так и так, сломали.

Сергей Иванович Чупряков работает в моей родной первой смене оператором поста управления на выдаче. У него высшее образование, и это чувствуется в работе, он понимает, что делает, может подменять фабрикаторов на складе заготовки, знает, какой профиль и куда можно подать.

Владимир Александрович Елизаров – оператор стана горячей прокатки, мы с ним когда-то начинали работать на клети «700». Я в нем всегда был уверен, точно знал, что если я полез в клеть, он никогда не задаст штуку, не включит ничего на автомате или по забывчивости.

Из вальцовщиков отмечу Андрея Владимировича Богданова. Он тоже парень принципиальный, что думает, то и говорит, никогда не юлит. Наш цеховой Кулибин, все время что-то усовершенствует, улучшает. К примеру, у нас на третьей клети с обратной стороны всегда стоял человек и поправлял раскат штуки клюшкой, а он придумал систему отбойников, и сейчас там никого нет, высвободившегося человека мы перевели на другое место. Раньше таких ребят всегда поощряли за рационализаторские предложения, жаль, что сейчас такой практики нет.

Владимир Яковлевич Конищев – человек очень опытный и дотошный, пока не доведет начатое до ума, не успокоится. Я когда пришел на завод, он уже работал. Учился у него, когда перешел старшим вальцовщиком, он мне здорово помогал.

Старший резчик горячего металла Владимир Михайлович Новиков работает на уборке горячего металла, исполнительный и пунктуальный работник, никогда никакой отсебятины, отлично руководит своей бригадой.

Во второй смене работает оператором Олег Николаевич Яковлев. Тоже ответственный, безотказный, если нужно лишний раз выйти поработать, выйдет без лишних разговоров. И бригада у него хорошая.

- Если бы сейчас повернуть время вспять, что-то изменили бы в жизни? На завод бы пришли работать?

- Единственное, что бы я изменил — пошел получать высшее образование сразу после школы, как когда-то советовал отец, а не ждал, когда мне исполнится 41 год, и я стану заместителем начальника цеха. А работать на завод пришел бы обязательно, потому что завод, мой родной прокатный цех, прокатный стан сделали меня тем, кем я являюсь. Здесь я вырос как специалист, здесь во многом сформировался мой характер, прошло мое становление как личности. Завод стал для меня вторым домом, где я нужен, где я могу применить свои знания, передать свой опыт, где работают близкие мне по духу люди, мои дети и где, возможно, будут работать мои внуки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

123