Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

24.05.2016 08:28 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 20.05.2016 г.

«Покупка» задним числом

В начале мая в редакцию обратилась пожилая женщина вот с таким письмом: «Сегодня я приобрела продукты в магазине «Холди» (на ул. Силовой в районе ост. «Заводская»). Рассчиталась и собиралась уходить, меня остановила работник магазина и пригласила в кабинет. Там она мне сказала, что, якобы, в марте я не заплатила за взятую у них в магазине паюсную икру. На мое требование предъявить доказательства, мне показали видео с камеры наблюдения. Но я не брала эту дорогостоящую икру. Я отказалась платить. Неужели таким образом за счет пенсионеров магазин покрывает свои недостачи, в расчете, что мы не сможем за себя постоять?»

Согласитесь, ситуация абсолютно абсурдная: о каких неоплаченных покупках может идти речь практически через полтора месяца после посещения магазина покупателем? Я отправилась в «Холди» в надежде, что женщина, возможно, что-то не так поняла, не разобралась, не услышала…

Однако, нет, к моему безграничному изумлению, все так и было, директор магазина это подтвердила. Это обычная практика, заверила она меня, предлагать людям оплатить товар, который они ЯКОБЫ КОГДА-ТО взяли в магазине и не заплатили за него. У контролера, пустилась в объяснения директор, нет возможности сразу отследить такие ситуации, поэтому камеры просматриваются позже, и если возникает подозрение, что человек что-то взял и не заплатил (директор категорически избегала слов «своровал» или «украл»), он «вычисляется» среди потока покупателей (каким образом это делается, для меня это тоже осталось загадкой), и ему предлагается внести плату. Вот такая «система безопасности» работает в «Холди».


И ведь наверняка такие уловки порой срабатывают! Некоторые пожилые люди, если им сказать, что они в прошлый раз якобы не заплатили за какой-то продукт, испугаются, расстроятся, начнут оправдываться, бормотать что-то типа: «Вот я, старая, слепая стала, рассеянная…» Если кто-то и возмутится, то ему покажут видео, где покупатель что-то берет с витрины. А кто может достоверно сказать, что это именно он? Пожилой человек маломальское сходство примет за истину. На мой вопрос, почему женщине раньше не предложили оплатить эту злосчастную икру, мне ответили, что она все это время в магазин не приходила. Вот такие чудеса наблюдательности!


Это одна сторона дела. Есть и другая. Мало ли какой товар в супермаркетах мы берем в руки, рассматриваем и даже кладем в корзину. Однако в любой момент мы можем передумать покупать ту или иную баночку или коробочку, вернуться через 5-10, а то и 30 минут к витрине и положить ее на место или вообще выложить где-нибудь на другой полке магазина. И если «грамотно» посмотреть видео, то потом можно увидеть, как ты берешь этот продукт, ходишь с ним по магазину, а потом вдруг не оплачиваешь его на кассе! Кстати, с этой женщиной, пожаловавшейся в редакцию, практически так и было: почему вдруг работники магазина сделали вывод, что она украла, – ой, простите! – взяла эту икру? На видео она якобы икру берет, а в чеке этого продукта нет. «На видео есть изображение, как она эту икру, например, прячет?» – спрашиваю директора магазина. Нет, говорит, такого кадра у них нет.


К слову сказать, такие фокусы со стороны магазина покупателю могут очень дорого стоить – я говорю не о денежном выражении. Помните, новостной репортаж об одном из сетевых супермаркетов в Москве, когда после того, как старушку на выходе из магазина охранники обвинили в воровстве, она скончалась на месте?


Я ни в коем случае не оправдываю воровство: если человек украл, он должен за это отвечать по закону. Но представителем закона является работник полиции – не охранник в магазине, не директор, не камера видеонаблюдения… Директор «Холди» убеждала меня, что они наоборот берегут нервную систему пенсионеров, не привлекая полицию к разбирательству в таких ситуациях, когда «взял и не заплатил». Я же настаиваю на другом. Если магазин считает, что покупатель его обокрал – пусть вызывает полицию. И пусть работники полиции оценивают изображение на видео: брал или не брал, и вообще ты это или не ты. Это будет сделано профессионально, и это будет честно. Как же быть в ситуации, в которую попала женщина в магазине «Холди»?


Я попросила письмо пенсионерки прокомментировать работников Гурьевской межрайонной прокуратуры. Вот что они ответили. Во-первых, мы, покупатели, имеем право отказаться от каких-либо предложений работников магазина пройти в подсобное помещение или кабинет, отказаться отвечать на их вопросы и выслушивать их претензии и вправе игнорировать их «предложение» оплатить тот или иной товар, якобы приобретенный ранее.


Во-вторых, если обвинение в краже (давайте уже будем называть вещи своими именами) необоснованное и ничем не подтверждается, поясняют работники прокуратуры, то покупатель вправе предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства о защите чести и достоинства. Также можно потребовать в суде компенсации морального вреда. Иск в данном случае надо предъявлять магазину, поскольку моральный вред был причинен его работником. Также покупатель имеет право подать заявление в мировой суд о привлечении сотрудницы магазина к уголовной ответственности по ст. 129.1 УК РФ – клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.


Также сотрудники прокуратуры пояснили, что если сотрудник магазина просит показать содержимое личных сумок покупателя, его карманов, то знайте, что он поступает неправомерно. Максимум, что может сделать в этом случае сотрудник магазина – задержать подозреваемого и вызвать сотрудников полиции для подтверждения или опровержения факта кражи. Такие действия описаны в ст. 12 Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Если сотрудник магазина отказывается вызывать сотрудников полиции, то вызовите полицию сами. Осмотр личных вещей, а также самого подозреваемого должен производиться только полицией и в присутствии понятых. Если у подозреваемого обнаружат украденный товар, то этот факт должен быть документально оформлен с подписями всех понятых.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

418