Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

27.10.2023 08:39 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 27.10.2023 г.

Хранит семейное тепло

Автор: Виктория КУДИНОВА

Людмила Васильевна Логинова

Семью Логиновых в Гурьевске знают многие. Всеволод Алексеевич Логинов в восьмидесятые годы был редактором газеты «Знамя Ильича», а в двухтысячных возглавлял газету «Наше село». Его жена Людмила Васильевна, передавшая в музей бульотку, работала сначала на «Кузбассрадио», потом — в газете, а выйдя на пенсию, какое-то время трудилась в совете ветеранов Гурьевского района.

Людмила Васильевна рассказывает, что бульотка перешла в их семью по наследству от свекрови Галины Всеволодовны Логиновой. Именно свекровь когда-то и попросила невестку передать эту семейную реликвию и многочисленные семейные архивы в музей, что, собственно, Людмила Васильевна и сделала.

Музейщики рассказывают, что бульотку называют благородной сестрой самовара. По своей сути – это сервировочный чайник со спиртовкой или свечкой для подогрева или кофеварка – прародительница современной кофеварки капельного типа, да еще и с функцией термопота. Изначально, как и самовар, бульотка была частью дорожного снаряжения. Потом заняла место на чайных столах: её наполняли кипятком и поддерживали температуру с помощью спиртовки под сосудом. В ней также готовили глинтвейн, пунш и грог. Но это сегодня каждая семья имеет на своей кухне не по одному чайнику, а в конце XIX века, когда бульотка появилась в России, она была достаточно дорогой безделушкой, которую могли себе позволить только состоятельные люди – дворяне и купцы. Говорят, что бульоткой пользовались и при царском дворе.

Размер бульотки, переданной в наш музей, составляет 30 см на 10,5 см, на ней есть клеймо знаменитой Вютембергской фабрики металлоизделий Германии «WMF» и надпись: «Отъ М.Ф. 1911 год на 10 летъ», означающая, что фабрикой получен патент от Министерства финансов Российской Империи на 10 лет, начиная с 1911 года.

Как именно бульотка появилась в семье свекрови, Людмила Васильевна доподлинно не знает. Но Галина Всеволодовна рассказывала, что изначально бульотка принадлежала ее отцу – Всеволоду Алексеевичу Морозову. Семья у них была очень образованная, интеллигентная. Отец был хорошим юристом, отлично знал китайский. Сразу после гражданской войны в России они уехали жить в китайский Харбин – город, который строился и развивался как железнодорожный узел и столица Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), построенной Россией на территории Маньчжурии и вступившей в строй в 1903 году. После революции Харбин пополнился на 200 тысяч человек за счет приезда туда офицеров Белой армии, чиновников, интеллигенции России. В их числе были и Морозовы. Им нравились трудолюбивые китайцы, у которых была своя знаменитая кухня, красивая посуда, добротная одежда. Именно в Харбине семья приобрела много всякой посуды, причем, в основном, из серебра. Это были вилки, ложки, подстаканники, вазы для фруктов. Бульотка – в том числе.

Пользовался этим миниатюрным самоварчиком, как мы уже сказали, в основном глава семьи Всеволод Алексеевич Морозов. Весь мир знает, с каким трепетом китайцы относят к чайным церемониям, чай для них это не просто напиток, а нечто священное. Вот и Всеволод Алексеевич перенял эту традицию и только сам заваривал кофе или китайский зеленый чай для своих родных или дорогих гостей.

Там же, в Харбине, Галина Всеволодовна вышла замуж, родился сын Сева — полный тезка деда. Но в 1948 году ее мужа объявили японским шпионом и расстреляли. В СССР началась политика гонения. В 1958 году семье как родным «врага народа» предложили или эмигрировать в Австралию, или переехать на целину – в Нуринский совхоз г. Акмолинска (нынешняя Астана). Морозовы-Логиновы выбрали целину. Жили они там поначалу в теплушках, работала Галина Всеволодовна секретарем-машинисткой, и бульотка, нагревающаяся от живого огня, была весьма кстати.

В 1958 году семья переехала в Ишимбай Башкирской АССР. Галина Всеволодовна, отлично знавшая русский, китайский и английский языки, работала в школе преподавателем русского и английского, ее отец к тому времени давно вышел на пенсию. В те годы в домах советских граждан потихоньку стали появляться электрические чайники, и бульотка из разряда вещи первой необходимости перешла в статус семейной реликвии и заняла почетное место на полке рядом с книгами, коих у Морозовых-Логиновых было всегда очень-очень много. Бульотка стала просто символом, напоминанием о том, как дружно, как хорошо они когда-то жили все вместе в Харбине, как собирались за столом, смотрели на отблески огня от спиртовки и пили заваренный в бульотке вкуснейший чай.

В Гурьевск в 80-е годы Галину Всеволодовну перевез сын, продвинувшийся по партийной линии и направленный на работу редактором газеты «Знамя Ильича». Бульотку и архивы женщина привезла с собой.

Не стало Галины Всеволодовны в 2007 году, двумя годами ранее умер ее сын и супруг Людмилы Васильевны Всеволод Алексеевич Логинов. Но их семейная реликвия, созданная для теплых чайных церемоний, жива и, кажется, по сей день хранит в себе тепло тех, кто когда-то собирался вокруг нее за хлебосольным столом гостеприимной, интеллигентной, дружной и, как показало время, преданной Родине семьи Морозовых-Логиновых. И теперь к этому теплу, к этой непростой, но очень яркой семейной истории можем прикоснуться и мы. Приходите в музей – убедитесь сами.

Если у вас есть вещь, с которой связана интересная история, рассказать о ней можно по тел. 5-60-87 или прислать свой рассказ на электронную почту znamenka-gur@mail.ru

Бульотка, переданная в Гурьевский краеведческий музей Л.В. Логиновой

Галина Всеволодовна Логинова с сыном Всеволодом Алексеевичем

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20