Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

11.04.2017 11:03 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 10.04.2017 г.

Сибири райский уголок

Автор: Виктория КУДИНОВА

В конце марта, когда бесконечная сибирская зима с ее холодами и серо-белой картинкой уже опостылела, а до лета еще как до Москвы пешком, так иногда хочется все бросить и перенестись куда-нибудь в райский уголок, где круглый год тепло, благоухают розы и плодоносят фруктовые деревья. Хозяин теплиц на въезде в Гурьевск Муминжон Умарович Усманов или просто Михаил, как разрешает он себя называть из-за сложности произношения его имени, исполнил мой сиюминутный порыв, пригласив на экскурсию в его хозяйство. Я обрадовалась: говорят, у него в теплицах и розы есть, и южные деревья растут.

Пока едем на стареньком работяге «Соболе», Михаил рассказывает предысторию рождения своего тепличного бизнеса, вернее, свою биографию. Родился в Узбекистане, но сразу после армии, в 1987 году, приехал в Новосибирск, чтобы поступить в институт. С учебой не срослось, поэтому стал водителем. Потом влюбился, женился и переехал в Белово. Прожили с женой больше 10 лет, нажили четверых детей и… разошлись. Забрав ребятишек, в том числе пятимесячную дочку, Михаил приехал в Гурьевск. Жилья у него не было, поэтому снял дом с последующим выкупом – тот самый дом на улице Жданова, на участке которого впоследствии поставил свою первую серьезную теплицу. Но началось все не с нее.


Михаил останавливает свой фургон возле большого, но неухоженного дома. Сбоку — пристройка: то ли навес, то ли неудачная веранда. Оказалось – первая теплица. Оставшись с грудным ребенком на руках, Михаил понял, что с дальними поездками, а значит и работой водителя, придется попрощаться. Но как жить? Чем кормить детей? Вопрос.


Тогда-то и вспомнил о том, как каждый раз, приезжая из рейса, привозил жене букет цветов. Цветы быстро вяли, и он, жалея их, сажал черенки. Почти все приживались.
Первое, что посадил Михаил в своей мини-тепличке, был лук на выгонку. Немного: всего метр на метр. Удачно вырастив и реализовав перо, посадил лука чуть больше — два на два метра и добавил по заказу покупателей зелень: петрушку, базилик, укроп, кинзу. А весной решил ставить большую теплицу. Говорит, что на том этапе ему здорово помог районный Фонд поддержки предпринимательства, выделивший льготный заем.


Проектировал теплицу сам, начиная с каркаса и заканчивая системой отопления. С отоплением сунулся было к профессионалам, но они признались, что с их проектом и затратами на электроэнергию он «вылетит в трубу». Михаил сел, покумекал и как водитель со стажем разработал из старых КамАЗовских радиаторов очень экономичную, но в то же время эффективную систему отопления. Система устроена так, что трубы проложены и под землей, и над землей, и ради экономии их можно секторами отключать. «А зачем вам трубы под землей?» — уточнила я позже, разглядывая хитрую систему. «Как зачем? А землю греть? — удивился мой непонятливости Михаил. — Что же это Вы на плечи в мороз дубленку наденете, а на ноги тапочки? Будет тогда толк от дубленки-то?»


Накрыл он первую теплицу из экономии средств не крепким поликарбонатом, а простым целлофаном, который каждый год рвался и требовал замены.


Выращивал розы, а потом сделал вывод, что надо переходить на овощи и рассаду. Но круглогодичное выращивание в теплице овощей требует подсветки, а высокая цена за электроэнергию способна свести к минимуму все усилия. Не топить теплицу зимой тоже нельзя – перемерзнет отопление. Поэтому всю зиму Михаил сажает в ней на зелень лук, которому не требуется подсвечивания, весной сеет рассаду, а летом и осенью растит уже овощи для собственных нужд и на продажу – перцы, помидоры, огурцы. В этом году, не считая капусты, будет высажено около 50 тысяч корней рассады.


Для собственной радости в теплице растут и плодоносят даже несколько кустов инжира, или фигового дерева. Михаил называет его «райским». В других теплицах растет айва. А еще он планирует высадить совсем уж теплолюбивый тутовник – да, да, тот самый, который мы знаем, благодаря тутовому шелкопряду. Так что его теплица – это действительно райский уголок посреди огромного сибирского пейзажа.
Урожай зелени и овощей у Михаила забирают оптовики из Белова, Кемерова, Красноярска, Барнаула. В числе крупных покупателей — сеть «Мария-Ра». Рассаду цветов покупает для поселка администрация Раздольного и жители района. Сначала покупателей искал сам: просто «садился» на телефон и обзванивал потенциальных клиентов, позже они стали находить его сами, делать заказы.


Чтобы «выгнать» луковое перо для продажи, обычно требуется около месяца. Уборку того лука, что растет в теплице сегодня, начнут со дня на день — к Пасхе. На уборку «зеленки» на пару дней пригласят около 20 рабочих. «Специфику тепличного дела, — говорит предприниматель, — определяет поговорка «весенний день год кормит», поэтому работников обычно требуется много, но на очень короткий промежуток времени».


Пока мы с Михаилом ходили по теплице, в поте лица (в теплице очень жарко) там трудились всего трое – две женщины и парень.


Женщины сеяли семена огурцов в ящики, паренек носил для них землю. Рядом с ними стояли ящики с уже взошедшей рассадой помидоров, перцев, цветов.
Паренек, усердно таскавший землю, оказался сыном Михаила Аманом. Не без гордости Михаил говорит, что назвал его в честь лидера Кузбасса Амана Тулеева. «У нас в Узбекистане, — говорит он, — принято называть детей в честь хороших людей, чтобы из них тоже выросли достойные люди». Старшего сына он назвал Тимуром в честь узбекского героя Тамерлана. Дочь названа Терезой в честь матери Терезы, чтобы росла доброй. Еще одна дочь получила имя Жасмин, чтоб стала «нежной, как цветок». Тезка кузбасского губернатора отцу в теплице, конечно, помогает, но особой любви к земле не питает, в будущем мечтает стать военным. А отец его в этом поддерживает, говорит, что мужчины обязаны защищать свою Родину.


Сам Михаил вкалывает без выходных, отпусков и праздников круглые сутки. Всю ночь он встает каждые три часа и топит теплицу, а днем решает другие насущные проблемы. Иначе, говорит, бизнес не построишь. За несколько лет такой работы он выкупил не только взятый когда-то в аренду дом, но и старые совхозные теплицы, вернее, то, что от них осталось: наполовину разобранные сборщиками металлолома, а наполовину сгнившие остовы. Постепенно, считай, заново поднял их, накрыл поликарбонатом. В итоге сейчас у него семь больших теплиц. Одну из теплиц он совсем недавно поставил с разрешения хозяина на одном из зараставших соседних участков. Там выращивает весной и летом редис и огурцы. Их охотно берут не только оптовики, но и бабушки с нашего базара. Если купите, от домашних вряд ли отличите!


Сколько средств и сил уже вложено в теплицы, Михаил считать даже не берется. Говорит, что в среднем каждая из них обходится в 600 тысяч рублей. При этом ездит Михаил на стареньком автомобиле и никак не может выкроить копейку на благоустройство дома. Дети бунтуют: «Папа, сколько можно, остановись! Ты десять лет работаешь, а мы еще ничего не видели». «Зато ваши дети будут видеть, — объясняет им Михаил и всегда приводит пример. — Вот яблоко — это бизнес. Его едят червяки. Червяки растут, плодятся, но яблоко-то при этом не растет».


«Такой уж я человек: ни крутых машин, ни модной одежды мне не надо. Вот приезжайте, не поленитесь, через неделю, месяц, два. Увидите, как «картинка» в теплице каждый день меняется. Одно удовольствие за этим наблюдать. Только я буду таким же, как был. Разве что постарею немного», — смеется Михаил.


«Не боитесь, — спрашиваю предпринимателя, — секреты бизнеса раскрывать, вдруг конкуренты появятся?» «Не боюсь, — отвечает. — Россия – щедрая душа, посмотрите, сколько здесь земли, сколько пустующих зарастающих огородов — всем хватит. Главное, работать бы не мешали, а то я еще сезон толком не начал, а мне уже миграционная служба штраф 12 тысяч рублей выписала». Про штраф — это у Михаила наболевшее, говорит, пригласил из Узбекистана поработать трех земляков, все документы вроде бы оформил, все пошлины заплатил, и все равно был наказан.


«Обидно, — продолжает он про штраф, — я же не скрываю никого, не ворую, работаю честно. Вот рассаду детскому дому даю, чтобы дети знали, как что растет, чтобы у них свежие овощи на столе были. Вы у меня рассаду купите, помидоры вырастите, законсервируете, а зимой в праздник баночку откроете, на стол поставите, значит, я душой с вами – вашу радость разделил. Вам хорошо и мне от этого приятно. А конкуренция… Говорю одному соседу: улица спокойная, транспорта почти нет, давай ограду сделаем да баранов заведем. Нет, отвечает, денег нет. Я к другому соседу: у тебя полный огород воды и травы – все равно ничего не сажаешь, давай уток купим, вырастим, всю зиму с мясом будем. Нет, говорит, я уток сам держать буду. Осенью спрашиваю: ты чего уток не стал держать? «Так птичий грипп», — оправдывается. Вот вам и вся конкуренция».


У самого Михаила на ближайший сезон планов столько, что и не перечислишь – с осени посадил на пробу несколько гряд ремонтантной земляники, если пойдет дело, хочет расширить плантацию. Привез виноград, розы на посадку и на продажу, уже получил заказ на выращивание свеклы. Так что, его райский уголок, надеюсь, будет шириться и дальше, а бизнес превратится, наконец-то, из простого сибирского в райское яблочко, которому не будут страшны любые червяки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

183