Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

26.07.2016 11:44 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 25.07.2016 г.

Певец, композитор – патриот

Автор: Елена Беседина

Приезд в Гурьевск композитора и вокалиста Николая Бирюкова стал для жителей города настоящим событием, а для многих – большим открытием и даже откровением: сегодня Николай Бирюков – признанный мастер вокального искусства, маститый композитор, пишущий в самых разных жанрах и музыкальных направлениях. Его имя все чаще звучит на всероссийских и международных музыкальных конкурсах и фестивалях. Он автор песни «Три поля России», которую можно назвать кульминацией его композиторского творчества и которая в этом году звучала на Красной площади во время шествия «Бессмертного полка». Исполнил он ее и в Гурьевске 16 июля, на праздновании Дня города в парке. 

Имели счастье услышать эту песню в исполнении автора и участники творческой встречи с Николаем Бирюковым, которая состоялась в ДШИ №22 г. Гурьевска. Композитор рассказывал о себе, своей семье, работе и, конечно, музыке. Встреча состоялась при поддержке управления культуры Гурьевского района, организатором и ведущей вечера стала педагог ДШИ №22 Н.Н. Санникова.

Почти два часа общения с мастером прошли на одном дыхании. Музыка Николая Бирюкова вызвала ощущение широты русской души, крепости духа, силы наших традиций и чувство светлой радости и гордости. Гордости за то, что этот человек – наш земляк. Сегодня он живет и работает в Белгородской государственной филармонии, но его малая родина – Гурьевск, наш маленький, скромный город, который он помнит, любит и воспоминаниями о котором очень дорожит.

Наш разговор с Николаем Бирюковым – о городе его детства, его творчестве и той уникальной музыкальной миссии, которую он несет своим слушателям, в том числе и жителям Гурьевска.

– Николай Георгиевич, как давно Вы не были в Гурьевске?


– Меня родители увезли из Гурьевска в 1975 году. Я приезжал сюда в 1993-м, уже окончив композиторский факультет Гнесинки. Я уехал отсюда, еще только начиная постигать красоту музыкального искусства, просто мальчиком, который поет. Меня здесь и запомнили таким. Тогда еще даже не было намека на то, что во мне зреет композитор.


– Расскажите, какие у Вас остались детские воспоминания о Гурьевске.


– Самые-самые светлые. Мы сначала жили в съемной квартире в доме возле Клуба горняков, потом переехали на ул. Полюсную. Я помню себя в 6 лет, как я пел на выборах, на городских праздниках. С 1970 по 1975 год я учился в школе №5. Выпускники 80-го года – это мои одноклассники.


Конечно, огромную роль в моей жизни сыграла музыкальная школа. Я помню, как исполнял песню Журавленка в детской опере. Это был 1968 год (как давно это было!), я тогда еще ходил в детский сад.


– Кого Вы считаете своими первыми музыкальными педагогами?


– В первую очередь, конечно, своих родителей. Папа Георгий Николаевич Бирюков был художником, заведующим мастерской города. Кроме того, он прекрасно играл на баяне. Мама Лидия Львовна стояла у истоков Дома пионеров.

Несколько лет возглавляла его. Была хормейстером, сама очень хорошо пела. У мамы 11 сестер, и все они обладали прекрасным слухом и голосом. Все мои тетушки и дядюшки образовывали такой вот семейный хор. Так что во мне есть крепкая музыкальная наследственность, которая проявилась очень рано — именно как вокалиста, не композитора. Композиторство – это уже результат накопленного опыта, в том числе и воспоминаний детства. Мои родители очень любили природу, часто брали меня с собой на рыбалку, в тайгу, за грибами. Я помню, как вставал рано утром, чтобы идти с отцом на реку, в окно заглядывало солнце, я слышал пение ранних птиц… Все это отпечаталось в моей душе, и до поры до времени спало, пока я не осознал, что музыка станет моей профессией, и тогда все эти эмоции как фонтан прорвались наружу.


В музыкальной школе моими первыми учителями были Галина Александровна Григорова, Валентина Александровна Чайникова, Нина Михайловна Цыбина, которая в то время была директором музыкальной школы.


Я очень счастливый человек в том смысле, что мама и папа мне помогли в выборе профессии. Я много читал о том, как у многих великих и не очень великих композиторов была борьба за призвание. Родители им прочили военную карьеру или карьеру медика, считая музыку чем-то несерьезным. Все что делал я, мои родители принимали с восторгом и восхищением.


Когда в 16-17 лет у меня началась мутация голоса, петь я не мог, надо было что-то делать. И вдруг у меня возникла ностальгия по Гурьевску, по близким, которые остались в Кузбассе. Это было перед поступлением в Херсонское музыкальное училище. Именно тогда я написал – сочинил! – свои первые произведения. И они были связаны именно с сибирской тематикой. Я их назвал «Русские картинки», но по сути своей это сибирские картинки-воспоминания. В пьесе «Рассвет» я вспоминал, как мы с папой ходили на рыбалку, в этой музыке есть и пение птиц, и журчание реки. Пьеса «Тройка» – это воспоминания о маминых праздниках в Доме пионеров, зимние катания на лошадях, кувыркания в сугробах. Третья пьеса называется «Народные гуляния», это воспоминания о праздновании Масленицы.


– Легко ли Вам дались первые произведения или это был мучительный процесс?


– Во мне неосознанно пробуждалось то, к чему я пришел сейчас. Это стало истоком всего. В этих первых опытах уже есть отголоски моих зрелых произведений. Сегодня я уже нашел свой композиторский стиль. Многие его ищут годами, десятилетиями, а некоторые вообще не могут найти. Я нашел его в красоте природы, таинственности мироздания. Я все это ощутил на себе. И это мироощущение родилось именно здесь — в Гурьевске. И если папа передавал всю эту гамму чувств красками на холсте, то я рисую звуками.


– Складывается впечатление, что композитор – это необычный человек, с особым восприятием, мироощущением. Одним словом, не от мира сего. Это действительно так?


– Я видел многих композиторов. И порой, действительно, складывалось впечатление, что это люди не от мира сего – некоторые витают в облаках, другие, как затворники, все в себе и в своих думах. Я считаю, композитор должен быть обычным земным человеком. Я был знаком с А.И. Хачатуряном. Это был живой, активный, общительный человек, ходил в джинсах, был такой подтянутый, спортивный. И для меня это образец того, каким должен быть настоящий композитор. Композиторы – это нормальные люди, а не кабинетные работники. Только на сцене ты должен показывать, что ты не такой как все, что ты отличаешься своим мастерством и тем, что у тебя творится в душе.


– Восточные мудрецы говорили: композитор – это флейта, на которой играет Вселенная. Что же Вы доносите до нас из Вселенной?


– Я несовременный человек. Во мне живет древность. Я не улетаю в космос, я прочно стою на земле, но во мне сильны традиции, глубокая преемственность поколений, память. Я сделал такое наблюдение: на творчество человека накладывает отпечаток то место, где он родился и вырос. Возьмите наших великих композиторов. Георгий Свиридов родился в Курской губернии, его мелодии развернутые, широкие, в них простор русских полей. Николай Римский-Корсаков из Новгородской губернии, и вот, пожалуйста, в его музыке сказочность, таинственность, гармонически интересные созвучия, в которых заложены эпос, легенды, предания. А вот в творчестве урбанистического Дмитрия Шостаковича – ни одной сказки. В его музыке – мир Петербурга, ему ближе реализм Гоголя, психологизм Достоевского.


Я же родился в глухом таежном крае. Красоту природы, разнотравье, аромат земляники и медуницы я впитал в себя с детства. Все, что есть в моей музыке – удаль, скоморошество, глубина, погружение в века – это все сибирские корни, это все я впитал с молоком матери.


И все это проявилось в моей музыке потом. Поэтому она красочная, как цветок, который распускается и все больше удивляет своей первозданностью. Мне близок Бородин с его эпосом, преданиями, легендами, богатырской темой. Мусоргский с его диковинностью, необузданностью фантазии, кряжистостью. Свиридов с его уникальным мелодизмом, любовью к Пушкину и Есенину.


Я стараюсь писать музыку простую, демократичную, идущую из глубины души. Искренность – это главный источник моего творчества. Я не стараюсь поразить сверхсложными гармониями, умозрительными музыкальными конструкциями. В этом плане я последователь «кучкизма» – творческого содружества, которое в 19 веке создали такие композиторы, как М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков.


Буквально полгода назад Союз композиторов обратился ко мне с просьбой создать «Могучую кучку» 21 века. Я написал несколько статей на эту тему и задался целью собрать современных композиторов, которые продолжают традиции «кучкистов». Информация об этих самородках собирается буквально по крупицам: они живут и работают в своих городах, им сегодня трудно пробиться, потому что пока все же побеждает авангардизм. Но чтобы появилась новая «Могучая кучка», нужно заявить о себе своим мастерством, глубиной. И тогда тебя услышат и поверят.


– Песня «Три поля России» сегодня зазвучала по всей стране. Она, по сути, стала гимном воинской славы России. Какова история написания этой песни?


– Эта песня еще без слов родилась в г. Кемерово в 1999 году. Мой отец открыл сельскую художественную школу в предместье города, вокруг березовая роща, красота – и однажды это навеяло мне мелодию. Я записал ее, как говорится на «ля-ля-ля», в Кемеровской филармонии показал ее Евгению Рязанову, и он сделал аранжировку.


Патриотические мотивы мне всегда были очень близки. Я помню, как под папин баян ребенком я пел песню Давида Тухманова «Я люблю тебя, Россия», Оскара Фельцмана «Огромное небо». И пел так, что люди до сих пор помнят! Помнят, как я исполнял «Бухенвальдский набат».


И у меня всегда была мечта написать свою песню – патриотическую песню, как у А.Н. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам» или М. Дунаевского «Широка страна моя родная». В Белгороде меня познакомили с поэтом Владимиром Молчановым, который является председателем Белгородского отделения Союза писателей России. Он послушал мою музыку и буквально через два дня принес стихи:

Поля, безмолвные поля,
Поля заветные державы.
Родная русская земля,
Святая русская земля,
Земля и доблести, и славы…

Он давно разрабатывал тему трех ратных полей, ставших легендарной страницей нашего героического прошлого. Это Куликово поле, Бородинское поле и Прохоровское поле, на котором в годы Великой Отечественной войны произошло величайшее танковое сражение, в котором русские солдаты победили. И вот, 2000 год, встреча трех президентов – России, Украины и Беларуси. В.Путин, Л. Кучма и А. Лукашенко приехали на прохоровскую землю. Песня «Три поля России» тогда, на этой встрече, прозвучала впервые. Для ее исполнения приехали два автобуса – детский хор, смешанный хор, духовой оркестр и три солиста филармонии. Но «звездный час» этой песни был еще впереди.


В 2014 году был объявлен международный конкурс-фестиваль патриотической песни «Красная гвоздика». Этот конкурс существовал и раньше. Он был учрежден в 1967 году, и долгие годы его председателем была А.Н. Пахмутова. В 1990 году конкурс прекратил свое существование, а в 2014-м Союз композиторов решил его возродить. Я отправил в жюри запись этой песни. Через некоторое время мне позвонил председатель жюри конкурса, член Союза композиторов Олег Иванов, автор таких песен, как «Хлеба горбушку – и ту пополам», «Олеся», и предложил мне самому исполнить эту песню на открытии фестиваля в г. Севастополе. Песню ждал грандиозный успех. Я еще не успел сойти со сцены, как вышел ветеран, вся грудь в орденах и медалях, с охапкой красных гвоздик:

«Спасибо вам от всех ветеранов, от всех севастопольцев!» Эта песня как будто ждала своего часа, и «выстрелила» в нужное время и в нужном месте. Олег Иванов тогда признался, что я как вокалист стал для него открытием. Я тогда подумал: жаль, что мои родители не дожили до этой минуты, не разделили со мной этот успех. Всего на конкурс было подано более полутора тысяч заявок – из США, Польши, Болгарии, Украины, Хорватии, ведущих городов России. Песня «Три поля России» была удостоена первой премии. Сегодня эту песню подхватила молодежь, она звучит по радио России и телевидению. Под эту песню 9 Мая на Красной площади шагал «Бессмертный полк». Что может быть большим свидетельством признания песни?


У меня есть большое желание познакомиться с Иосифом Кобзоном, Александрой Пахмутовой, чтобы сказать им: «Есть композиторы, которые приняли эстафету из ваших рук, которые будут нести слушателям эту священную тему памяти, героизма русского народа, величия подвига и безграничной любви к Родине». Песня должна идти из души, она должна быть как натянутая струна. Как говорил Бетховен, музыка должна высекать огонь из души человека. И тема войны «высекает».


– Возможно, приезд на родную землю, в Гурьевск, вдохновит Вас на создание нового шедевра?


– У меня, действительно, прекрасное настроение. Я просто опьянен радостью, радушным приемом, и я очень верю, что этот приезд на родную землю станет для меня новой отправной точкой в творчестве. Я приехал в Кемерово навестить своего старшего брата, могилы родителей, и я не мог не приехать в Гурьевск и не спеть гурьянам.


В моем репертуаре сегодня много произведений, на которые меня вдохновила Белгородчина, где я сейчас живу. Это поэтория «Сказание о святом Белогорье», музыкально-драматическая поэма «Поле русской славы», музыкальная сказка «Белогорочка», опера «Белгородский полк» и другие. Но у меня нет ничего о Гурьевске, Кемерове – это большой пробел. Я должен исполнить родительский завет написать о кузбасской земле. Настало время возвратиться к истокам и сделать свой вклад в музыкальную культуру Кузбасса. Я открыл для себя имя Михаила Небогатова. Я писал музыку на стихи Есенина, Блока, Бунина, белгородских поэтов, теперь пришла пора погрузиться в творчество и историю Кузбасса, написать музыкальную летопись моей родной земли, влюбить в свою музыку слушателей, исполнителей и оставить о себе здесь добрую, светлую память.


– Желаем Вам успехов. Когда же мы встретимся в следующий раз?


– Очень хочу приехать сюда в 2018 году, и в честь своего 55-летнего юбилея дать концерт с участием детей и преподавателей детской школы искусств. Даст Бог, наши планы осуществятся, и здесь, в Гурьевске, тоже зазвучат мои песни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

386