Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

07.07.2014 15:51 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 04.07.2014 г.

Горскинский Вакула

Автор: Виктория КУДИНОВА

«Если бы у меня была возможность переродиться, то свою вторую жизнь я бы полностью посвятил работе в культуре», – шутит директор Горскинского ДК Евгений Николаевич Батин. Шутит по поводу перерождения. О мечте посвятить жизнь культуре – это всерьез.

Было удивительно услышать такие слова от директора главного учреждения культуры села, тем более что мне его рекомендовали как человека творческого и мастерового. Настоятельно советовали посмотреть, какой он в свое время выстроил дом, а главное – в какие деревянные «кружева» его нарядил. Сотрудники ДК тоже, пока провожали меня до кабинета начальника, успели рассказать «по секрету», что деревянные резные основания для люстр в холле ДК, большие декоративные шахматы, а еще симпатичные подцветочники в виде гномиков в зимнем саду – это все работа Евгения Николаевича.


В кабинете директора на самом видном месте красовался баян. «Играете?» – спрашиваю. «Нет, – отвечает, – но слушать люблю, и такие меня всегда завидки берут, что кто-то умеет играть, а я нет». Вот тут-то и признался мне Евгений Николаевич про вторую жизнь и мечту посвятить себя культуре. Оказалось, что директором ДК он работает чуть больше года. По образованию он – техник-механик, и большую часть жизни отработал в совхозе «Горскинский» механиком по сельхозмашинам. В свободное время увлекался резьбой по дереву и… театральными постановками. Рассказывает, что работать с деревом его научил отец – всем столярам столяр, мастеривший такую мебель, что залюбуешься. Глядя на него, Евгений Николаевич тоже начал с изготовления мебели. Вспоминает, что первой его самостоятельной работой был стул со спинкой, который он задумал и изготовил в седьмом классе. Потом, в 10 классе, были наличники на дом. До строительства дома дело дошло в конце 70-х годов, когда появилась семья, по нынешним временам немаленькая, в ней подрастало шестеро детей – три сына и три дочери. Поэтому и дом построили большой, добротный. Помогал в строительстве дома отец Евгения Николаевича, построивший за свою жизнь семь (!) домов. «Чем бы ты ни занимался, – учил отец, – надо вкладывать в работу душу». И в этом Евгений Николаевич согласен с отцом на сто процентов. Говорит, если вещь сделана с душой, то от нее идет заряд позитивной энергии.


Принарядил в «кружева» свой первый дом Евгений Николаевич, глядя на другого мастера – Анатолия Павловича Шмакова. Именно он научил Батина, как правильно обрабатывать древесину, чтобы дольше не темнела, давал трафареты, делился эскизами. Большинство своих работ Евгений Николаевич принципиально не красит, считает, что краска закрывает текстуру и цвет древесины – считай, всю суть и красоту дерева. «Если отшлифовать и покрыть лаком разные породы деревьев, то они получатся совершенно непохожими: кедр будет янтарным, ель – белой, а лиственница – красноватой», – делится мастер наработанными секретами.


Текстура – это именно то, что определяет будущее плахи или тесины. Евгений Николаевич внимательно рассматривает, какая у нее текстура – прямолинейная или замысловатая, и только после этого решает, что из нее может получиться. «Я не отношу себя к одаренным мастерам, работающим по наитию, – признается Евгений Николаевич, – мне нужно хорошо продумать, что и как я буду делать, четко представить, что у меня получится, и только тогда начинать работать». А еще говорит, что нет в нем усидчивости и большого терпения, поэтому предпочитает заниматься не накладной резьбой, когда узор вырезают вручную, а прорезной, когда мастер работает лобзиком.
Много чего в своей жизни вырезал и выточил Евгений Николаевич, всего и не упомнить – скамеечки, стулья, рамки для зеркал, иконостас для иконок, блюдца, веретена, матрешек. Последние годы вытачиванием не занимался, хотя занятие это тоже очень любит: нравится ему взять чурку и посидеть, подумать, что из нее может получиться. Потом встать к станку и, когда из бесформенной чурки получится нечто, по-детски обрадоваться.


Интересно, но, даже играя в театральных постановках, Евгений Николаевич зачастую выбирает роли мастеровитых героев. Еще в бытность его работы в совхозе в клубе ставили пьесу «Ночь перед Рождеством», там он сыграл кузнеца Вакулу. С тех пор работу он менял несколько раз, но увлечению театром не изменил ни разу, всегда параллельно с работой занимался в театральной студии или вел театральный кружок в клубе. За эти годы на сцене ДК ставили не одну театральную постановку. Среди них такие масштабные, как «Свадьба в Малиновке» и спектакль «Про Федота Стрельца, удалого молодца». Причем Евгений Николаевич не только с удовольствием играет в спектаклях, но и сам пишет сценарии. Рассказывает, что раньше удивлялся, откуда писателям что в голову приходит. Сейчас удивляется другому: откуда идеи приходят ему. Подумав, правда, добавляет, что все дело в человеческой мысли: если постоянно над чем-то думать, то рано или поздно решение придет.


«…А если над чем-то работать, то любое желание сбудется», – подумала я, прощаясь с Евгением Николаевичем. По крайней мере, его желание о перерождении, о котором он заикнулся в начале нашей встречи, как мне показалось, уже сбылось. Ведь вторая – творческая — жизнь всегда шла параллельно с его жизнью нынешней. Вопрос лишь в том – какая из них более настоящая…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

325