Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

24.10.2017 14:22 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 20.10.2017 г.

В первый класс без всякой «каши» - в этом есть заслуга наша

Автор: Александра Харитонова

Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш начнет говорить. Сначала он радует маму и папу агуканьем, затем выражает свои мысли слогами, забавно коверкает слова, и вот уже окружающие слышат целые монологи. Но каким бы разговорчивым не был ребенок, огромное значение имеет и то, как он говорит: все ли звуки выговаривает, богат ли его словарный запас. Развитием этих жизненно необходимых навыков ежедневно занимается логопед детского сада №3 Ирина Валерьевна Храпко, которая по итогам областного конкурса вошла в десятку лучших педагогов — логопедов Кузбасса.

Вечная ученица

«Помню, как мама привела меня в детский сад №6. Меня маленькую и напуганную встретила воспитательница Галина Михайловна Логинова. Эта добрая и чуткая женщина оставила о себе столько теплых воспоминаний, что уже в школе я знала, кем буду, и на кого стоит равняться»,- рассказывает Ирина Валерьевна.

После учебы в Беловском педагогическом училище она устроилась в детский сад №10, в котором и прошла свое «боевое крещение». Настоящие дети сильно отличались от тех прилежных, что были на страницах учебников, поэтому первые месяцы молодая воспитательница чувствовала свое бессилие, иногда даже приходила домой в слезах, в отчаянии говорила матери, что все бросит. Но не бросила.

Коллектив был сильный, опытный, поэтому она чувствовала — нужно расти, чтобы соответствовать этим людям. В погоне за высшим образованием поступила в Кузбасскую педагогическую академию и встретила там подругу Инну. Во многом именно благодаря ей сегодня Ирина Валерьевна работает логопедом. После вуза девчонки не знали, где еще почерпнуть новых знаний, Инна и выдала: «Идем на логопедов!» «Мы тогда толком и не знали, что такое дефектология. Я этим не горела, но с подругой, что называется, «за кампанию», училась», — делится своей историей логопед.

Но, казалось бы, случайная профессия оказалась для моей собеседницы не ошибочной. После 20 лет работы воспитателем она ушла работать в детский сад №3 логопедом. И не пожалела.

«Конечно, страшно было. Накануне первого занятия судорожно листала конспекты, планы занятий, советовалась с подругой, созванивалась с преподавателями. Когда чего-то не знаю, мне не стыдно попросить помощи, я вечная ученица, и не стесняюсь этого», — признается Ирина Валерьевна.

Я, ребенок и зеркало

Огромное зеркало и пестрые картинки – вот основные инструменты логопеда. И если к картинкам ребятишки относятся с любопытством, то с отражением в зеркале у многих отношения напряженные. Сидеть на одном месте, делать упражнения с посторонним взрослым перед зеркалом – для многих из ребят это стресс. Но и тут Ирина Валерьевна нашла выход.

«Когда захожу в кабинет, я становлюсь таким же ребенком, как и мой подопечный. Точно также учусь правильно дышать, выговаривать звуки, формулировать предложения, иногда и покривляюсь в шутку, как маленькая. Поэтому ребята относятся ко мне с теплом и доверием», — поясняет логопед.

Кроме индивидуальных занятий, на которые каждую неделю приходят 18 ребятишек, существуют и фронтальные – всей группой. Конечно, не всегда они проходят гладко. Удержать внимание каждого на развивающем конструкторе или раскраске — дело непростое, мальчишки так и норовят отвесить оплеухи друг другу, девчонки поболтать. Но результаты говорят сами за себя: к выпуску из садика многие из ребят уже могут поддержать полноценный разговор, знают основы письма, а те, кто раньше не выговаривал звуки, исправляются.

«Очень радуют успехи детей, с которыми я занимаюсь, нравится вселять в них уверенность, помогать им, говоря, что все у них получится, смотреть, как они преодолевают трудности, как растет их самооценка», — с гордостью рассказывает логопед.

И эти успехи напрямую зависят от того, бьется над их достижением логопед в одиночку, или у него есть помощники, единомышленники.

«Р-р-р» как у француза

Родители. Хорошо, когда они замечают проблемы с речью у малыша и стремятся их исправить, но есть и те, кто пускает все на самотек. И таких с каждым годом становится все больше.

Логопед рассказала мне про один такой случай. У девочки были большие проблемы с произношением «р», но все попытки исправить это воспринимались матерью в штыки. «У нас у папы такой «р», говорит, как француз, пусть и у нее так будет. Это же здорово. А отец, между прочим, уважаемый человек, с двумя высшими, на значительной должности, и никакой «р» ему в жизни не помешал», — повторяла с нажимом женщина.

В логопедии принцип «яблочко от яблони» тоже действует, если в семье у кого-то речевые дефекты, то малыш может неосознанно повторять за взрослым, и исправить это будет ой как не просто. И надежды на «пойдет в школу — заговорит нормально» питать не стоит. Лучше прислушаться к специалистам.

«Исправление дефектов и развитие речи – забота не одного логопеда, тут и воспитатели помогают, и родители. Сейчас мамы и папы стали меньше разговаривать с детьми, обсуждать проблемы, которые волнуют именно ребятишек, а не самих взрослых. Порой все ограничивается вопросами «ты поел?» и приказами «взять обутку». Поспрашивать о том, что ребенок делал днем, с кем играл, что он видит, когда идет с вами из садика — та малость, из которой и складывается правильная речь»,- советует Ирина Валерьевна.

...Моя собеседница уже привыкла «гореть» на работе и зажигать своей энергией других. Она, как умелый дирижер, руководит оркестром из десятка лепечущих голосов, которые только пробуют звуки на вкус, знает проблемы каждого и стремится вовремя помочь, чтобы ни у одного малыша не осталось страха перед звуками.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

82