Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

18.05.2016 09:44 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 от 18.05.2016 г.

Думай о хорошем – и оно исполнится

Автор: Виктория КУДИНОВА

Моя собеседница – участковая медицинская сестра взрослой поликлиники Татьяна Анатольевна Фомченко – одна из тех, кого в средние века называли сестрами милосердия. Конечно, за несколько сотен лет, прошедших с тех пор, медицина шагнула далеко вперед: человечество научилось лечить многие болезни, изменилось название профессии. Неизменным осталось то, что главным, чего ждут от медсестры, как и несколько веков назад, остаются сочувствие, внимание, милосердие. Об этом и многом другом наш сегодняшний разговор
с Татьяной Анатольевной.

– Татьяна Анатольевна, я Вас знаю много лет, и Вы всегда улыбчивы и доброжелательны. От Вас просто веет позитивом. Получаете удовольствие от работы?


– Я окончила Беловское медучилище в 1973 году. За эти сорок с лишним лет поработала много где, и нигде удовольствия от работы я не испытывала. Какое может быть удовольствие? Делаю человеку укол или перевязку – ему больно, он морщится, и я морщусь, он плачет – и я плачу. Мне всех жалко, особенно стариков и деток.


Вот удовлетворение от сделанной работы – это другое дело, оно есть почти всегда, потому что стараюсь выложиться по максимуму: сделать все, что от меня зависит, и даже чуточку больше. Дважды мне приходилось уходить с работы из отделений из-за аллергии на препараты и растворы, потому я 18 лет отработала диспетчером на «Скорой помощи». Казалось бы, чего проще? Заявку принял, передал бригаде и все, сиди спокойно. Но нет. Я работала там в 90-е годы – очень нехорошее время. Машин не хватало, фельдшеры ездили на вызовы по одному, сотовых телефонов не было. Уйдет машина на вызов, и все: нет машин. А тут звонит кто-нибудь из далекой деревни и умоляет о помощи. И мы, молодые, вот ума и страха-то не было: выходили на дорогу, ловили машину, заталкивали туда фельдшера и отправляли по адресу. Как он будет добираться обратно – никто не знал, не думали. Он уедет, а я переживаю за него. Не знаю, сколько за это время седых волос себе нажила, сколько нервов потрепала... Вернется, выдохну: слава Богу! И клянусь себе, что больше никогда никого так отправлять не буду, пусть хоть умрут все! Но опять позвонят, опять жалко, и все с начала...


– Вы несколько раз упомянули о жалости. Но есть мнение, что жалеть пациентов – это непрофессионально...


– Неправда! Мне всех моих пациентов жалко! Я считаю, что медсестра обязательно должна жалеть людей. Если нет в тебе терпения, жалости, сострадания и милосердия, то в эту профессию и идти не стоит! Ты же хочешь, чтобы тебя жалели? Почему думаешь, что остальные этого не хотят?! Люди и живут-то только потому, что жалеют друг друга!


У меня на участке 1800 человек, из них около 700 – пенсионеры, и все они вокруг меня. Я иду по своему участку, как по родному дому – с каждым остановлюсь, с каждым поговорю, жалобы выслушаю, радости порадуюсь. Говорю я много, слушаю еще больше. Бывает, иной раз ругаюсь на них, шумлю. Но это не от злобы, а от переживаний за их состояние здоровья: что анализы вовремя не сдали, что не лечат то, что можно вылечить. Я не врач, я не имею права делать врачебные назначения, но сказать, что это состояние лечится, я обязана! У меня на глазах многие пациенты уже состарились, кто-то ушел... Как о них не жалеть, если по возрасту они, как мои родители, которых уже нет?..


Знаете, я иной раз прихожу к какой-нибудь бабулечке уколы ставить, делаю свое дело, а про себя думаю, что и лечение-то, уколы эти не так уж ей и нужны. Ей забота и внимание нужны, ей бы поговорить, пожаловаться кому-то на беды свои, воспоминаниями поделиться. Меня же каждый день вызывать к себе не станешь, а так 10 уколов назначено, я десять дней к ней ходить стану, слушать ее, а ей от этого легче.


В связи с этим я все думаю: вот на прием врачу отводится на одного пациента 13 минут, тогда как в платной клинике – 45 минут. Откуда такие цифры? И как в них уложиться, каждого выслушать, понять, назначения сделать? А в промежутках приходят еще те, кто не записывался заранее – беременные, с температурой, с другими острыми состояниями, и им отказать мы не имеем права. Время приема сдвигается, больные нервничают. А в конце мы еще начинаем торопиться, потому что скоро придет смена, а принять надо всех. Получается хаос, который именно я должна или не допустить или устранить, чтобы доктор мог спокойно работать.

– Я Вас правильно поняла, что умение заботиться о других – это главное качество для будущей медсестры?
– Думаю, да. Научиться ставить уколы может каждый, сейчас половина наших пациентов умеет это делать, а вот заботиться о людях – это либо есть, либо нет. Я ведь в медсестры, если честно, и не собиралась, я в учителя хотела идти. В медучилище оказалась случайно: подружки поехали поступать и меня за компанию позвали. Я поступила, а потом весь первый семестр рвалась уйти. Я родом из Чуваш-Пая, у меня четверо младших братьев и сестер, о которых мне приходилось заботиться, учить. Поэтому я не могу не заботиться о людях, я так привыкла.

– По-вашему выходит, что все болезни от недостатка внимания?
– И еще от скуки. Чем интереснее у человека жизнь, чем больше он занят, тем меньше он болеет. У нас есть на участке бабуля, которая регулярно ходила к нам в поликлинику – все у нее что-то болело, анализы бесконечно сдавала, в очередях сидела – скучно ей было. А потом она познакомилась с дедушкой, пару раз встретились, сошлись. Сейчас живут вместе, и к нам она больше не ходит.

– А как Вы сбрасываете с себя накопленный негатив, наверняка он копится, если все принимаете близко к сердцу?
– Дома сбрасываю. Вы знаете, у меня замечательная семья! Правда. Двое ребятишек от первого брака – дочь Леночка, она тоже работает в нашей поликлинике медсестрой, и сын Ваня, он живет и работает инженером в Междуреченске. И сын Андрюшка от второго брака. Он сейчас учится в мединституте в Кемерово. Муж – Юрий Алексеевич Фомченко – тоже замечательный. Вот о ком надо писать, а не обо мне! Он работает врачом на «Скорой помощи», его многие знают, потому что он многим помог. С ним всегда можно как с коллегой обсудить любые проблемы, и он поймет и посоветует. А еще у нас четверо изумительных внуков. Так что скучать и думать о «накопленном негативе» некогда, особенно если учесть, что на работе тоже устаю, так как меньше, чем на полторы ставки, никогда не работала.

– Дайте совет, как стать здоровым?
– Все наши болезни от головы: мы сами себе их придумываем или из Интернета вытаскиваем. Во всем главное – настрой. У меня на участке есть пожилая женщина. Она тоже часто болела и ходила в поликлинику. И я однажды уговорила ее поставить прививку от гриппа. Поставила, и все – пропала моя бабулечка, не приходит к нам. Спустя какое-то время встречаю ее в магазине, она и говорит: «Помог твой «грипп»-то, я ведь уже умирать собиралась – так все болело. А ты мне прививку поставила, сказала, что болеть не буду, я и перестала». Вот вам и установка.


Вы спрашивали про негатив, так вот я всех своих пациентов ругаю: не таскайте медицинские карточки домой, оставляйте в поликлинике! Зачем вам дома эта зараза? Отколотую посуду они из дома, значит, выбрасывают, а карточки, в которых полно жалоб, диагнозов, негатива, домой тащат! И потом болеют незнамо от чего! Не таскайте, здоровее будете.


И еще надо обязательно регулярно ходить на профилактические осмотры и обследования, прививаться. Мне нравится, как делают в Китае. Если ты в этом году пришел в поликлинику и обследовался, то на будущий год в случае болезни будешь лечиться за счет государства. Если нет, то за свой счет. Поэтому, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо тем своим пациентам, которых не приходится по десять раз уговаривать приходить на обследования. А коллегам желаю здоровья, понимания, терпения, благополучия в семьях и неиссякаемого милосердия.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

161