Про тех, кто в тени
Люди по ту сторону сцены, те, без кого нельзя увидеть цельный концерт, те, кто раскрашивают сцену красками. 11 июля — профессиональный праздник светооператора. Мы поговорили с художником по свету ДК Салаира Антоном Тимофеенко и узнали о секретах профессии.
Почему связали свою жизнь с технической специальностью?
Тут я бы поспорил, ведь она не совсем техничкская, как вы говорите. Специальность, по которой я работаю, на пятьдесят процентов творческая, а на пятьдесят — техническая, в плане того, что надо знать приборы и простейшие законы физики. А по образованию я вообще графический дизайнер, учился в Беловском колледже. Я работал дизайнером, рисовал рекламу, а переход на художника по свету получился спонтанно.
Как вы попали в ДК города Салаира?
В 2015 году приехал работать по приглашению нашего директора Марии Владимировны.
Как ваша работа помогает вам в жизни?
Работа в сфере культуры способствует развитию творческого потенциала. А вообще моя работа — это и есть моя жизнь, поэтому это уже нельзя разделить.
Кого бы вы назвали своим учителем в этой сфере?
В 2014 году я приехал работать в ДК Промышленного и познакомился с Игорем Александровичем Кабаевым, который был начальником технического отдела. Именно он дал мне большой толчок в развитии в качестве художника по свету: говорил, учись, читай, смотри. Благодаря ему, когда я приехал уже работать в наш район, стал тем, кем являюсь сейчас.
Какие эмоции вы испытываете во время работы?
Моя работа заключается во многом: люди приходят на концерт и видят какой-то красивый свет. До этого я очень долго подготавливаюсь, пристраивая сцены. А в целом, если именно во время концерта – ощущение, как будто ты артист: также волнуешься, надо сделать всё красиво, вовремя, четко.
Кто ваш кумир, на кого ориентируетесь в своей работе?
Кумиров у меня точно нет. Как правило, все звукорежиссеры и художники по свету всегда в тени, никогда нет громких имён и фамилий в этой области. Я просто могу смотреть какие-то световые шоу, мотать себе на ус и не знать, кто это сделал, а в последующем стараться что-то повторить.
Как вы прокомментируете утверждение, что работа в технической группе оставляет вас, её участников, в тени для зрителей?
Такие люди должны быть: я вот здесь на своём месте сижу и меня никто не видит. на самом деле в тени должны быть те, которые делают свою работу. Это не только я, как художник по свету и звукорежиссёр, но и люди за кулисами. То есть во время мероприятия работает огромное количество людей, помимо того, кого видят зрители на сцене. Это и хореографы, и постановщики, и режиссеры — их много.
Какое ваше самое яркое мероприятие?
Я не могу выделить одно. В целом это концерты московских театров, которые приезжали, балеты. Когда предоставляется возможность поработать с серьезными людьми из Москвы, а ты салаирский художник по свету, волнуешься немного, ведь режиссёр говорит тебе «вот так, вот так делать надо», а ты быстренько, на лету пытаешься поставить все это.
Тогда какое ваше самое необычное мероприятие?
У нас был концерт, танцевал «Сибирский калейдоскоп». Их художественный руководитель очень требовательный человек, и как режиссёр он постоянно настаивает, чтоб было максимально все было по его в постановке света. Перед концертом у нас просто отключили электричество. Мы думали, что придется отменять мероприятие, но люди уже собрались. И буквально за двадцать минут до начала свет дали и объявили, что концерт будет. Естественно, я никакие сцены не прописал, ничего не простроил. Во время концерта режиссёр стоял надо мной, и это было практически в онлайн режиме. А по итогу я получил от него похвалу: всё было круто!
А как вы справляетесь с волнением и давлением, которое оказывают люди, с которыми работаете?
Это опыт. Чем старше, тем меньше на это обращаешь внимание и тем меньше волнуешься, тем более из-за давления посторонних людей.
Как вы считаете, у любого человека есть потенциал в этой сфере? Или нужны какие-то определенные способности?
Мне кажется, у человека творческий потенциал должен быть. Тут даже в техническом плане можно любого человека научить, объяснить, показать, но какая-то творческая составляющая должна быть обязательно, потому что художнику по свету надо творить.
А помимо этого? Давайте топ — 3 качества, которые должны быть, чтобы работать в этой сфере.
Это простые качества, как в любой профессии. Вот у вас, например?
Стрессоустойчивость, общительность, быстрое умение ориентироваться в ситуации…
Абсолютно то же самое. Общительность нужна, потому что каждый раз новые концерты, и режиссёр тут же подходит что-то говорит. А ты должен его понимать и с ним очень хорошо общаться, чтобы у вас с ним всё срослось. Вы до этого никогда друг друга не знали, а тут делаете вместе одно дело за какие-то два часа.
В ДК был большой ремонт, и у вас появилось новое оборудование. Изменилось ли что-то для светооператоров? Где учились работать на этом оборудовании? Какие возможности это дало?
Поменялось всё абсолютно. До этого как художник по свету я мог работать только в РДК — это в Малой Салаирке, потому что там были какие-то минимальные возможности. А с ремонтом, как видите, уже можно работать полноценно по специальности. В первую очередь это даёт развитие в профессии. Учился работать с помощью YouTube, телевизора: смотришь какие-то шоу (Танцы на ТНТ, например), стримы прошаренных световиков, обращаешь внимание на световой визуал, эффекты и думаешь «ого, как это?». Приходишь, пытаешься повторить. В эпоху нашего интернета обучаться самостоятельно несложно.
Какие эмоции испытывают режиссеры и коллективы, попадая в ДК и работая с вами: восхищение, удивление, может быть?
Артисты, которые приезжали из Москвы и Петербурга ничего подобного не испытывали, потому что работают по всей стране и не такое видели. Удивляются в основном наши артисты, например, кемеровские. И то, тому, что такое крутое ДК в «захолустье». Когда Даниил Спиваковский приезжал, удивлялся нашему ДК: хорошей аппаратуре, архитектуре, интерьеру.
Брали ли в вашей профессиональной деятельности верх амбиции: было ли желание работать в большом городе?
Такое желание есть всегда. Но переезжать куда-то я уже не хочу. Есть желание остаться в родном городе Гурьевске и Салаире и приносить пользу округу.
Какие у вас принципы в работе?
Самый главный принцип у меня один — все должно быть сделано классно или вообще не надо браться. Либо стараешься на сто процентов, но в полноги не надо делать.
А как увидеть эту грань?
Это, например, концерт, к которому ты не подготовлен и просто включил какой- то зелёный или синенький свет. Думаешь мне же не сказали готовиться – значит, я не буду. Это называется в полноги. Если что-то делать, то качественно. Даже если не готов, старайся сделать красиво. Это мой главный принцип.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.