Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

23.10.2012 15:46 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 19.10.2012 г.

Общественный транспорт: где выход из тупика?

Оптимизация маршрутной сети пассажирским АТП, по сути представляющая из себя сокращение числа рейсов, продолжает вызывать вопросы у наших читателей. Насколько эта мера все же вынужденная? Может быть, найдутся средства, чтобы сохранить все отправления?

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» — эту расхожую фразу из произведения Ильфа и Петрова мы помним с детства. Автобус по сравнению с автомобилем и вовсе нельзя считать роскошью, однако, утрируя, можно сказать, что всё идет к тому, что поездка на автобусе в недалеком будущем будет нам представляться роскошью: мы все реже и реже будем видеть их на наших улицах. Виной тому – экономическая ситуация на предприятиях. «Мы на краю…» — грустно резюмируют специалисты Гурьевского ПАТП, рассказывая о том, как пытаются свести концы с концами.
Причин неудовлетворительной экономической ситуации несколько. Первая из них связана, как это ни парадоксально звучит, с тем, что мы стали лучше жить. Не все, конечно, но автомобилей в личном пользовании граждан становится все больше и больше, и пассажиропоток неуклонно снижается. Так, в первом полугодии 2011 года он составил 5469,8 тысяч человек, а в первом полугодии текущего года – уже 5169,6, снизился на 5,5 процента. И тенденция эта – стойкая, прогрессирующая. Окупаемость на городских маршрутах сегодня составляет 39 процентов, на пригородных – 40. Что такое «потерянные» пассажиры? Стоимость проезда на городских маршрутах уже два года не менялась, число пассажиров падает – в результате снижаются доходы. Соответственно в названных периодах выглядят и показатели доходов – они снизились на 1 миллион 167 тысяч рублей – и это только в одном полугодии, по году цифра минимум в два раза больше.
Что такое для ПАТП эти два с лишним миллиона? Столько, например, стоит работа автобуса на маршруте №109 (Гурьевск-Малая Салаирка) в течение полугода. Были бы эти деньги, вопрос с оптимизацией расписания не стоял бы так остро.
Но их нет, этих миллионов, и назад они точно не вернутся, потому что не вернутся пассажиры, пересевшие за руль личного авто.
Вторая причина – рост расходов предприятия. И не потому что здесь шикуют или нерационально используют деньги – предприятие это государственное, его постоянно проверяют вдоль и поперек, например, на этой неделе с проверкой был Комитет по управлению государственным имуществом, нарушений не обнаружено. Объясняется рост расходов тем же, чем и нехватка денег в наших кошельках: выросли цены на электроэнергию, услуги ЖКХ, запчасти, и главное – горюче-смазочные материалы. Без бензина или дизтоплива автобус в рейс не отправится, это самая серьезная статья расходов на предприятии. И если опять сравнить первое полугодие текущего года с прошлогодним, то в этом году затраты на приобретение ГСМ на предприятии оказались на 17,8 процентов больше. В целом расходы по предприятию в первом полугодии 2012 года возросли на 11,7 процента. И в этом случае счет идет опять же на миллионы.
Что это значит в переводе на жизнь обыкновенного гражданина? А это все равно, если бы зарплата или пенсия в 2012 году снизилась, а цены на все – возросли. Очень во многом пришлось бы себе отказывать. Вот поэтому и ПАТП вынуждено корректировать расписание, потому что бывает, что автобус идет или совсем пустой, или везет одного-двух пассажиров.
Есть и еще одна причина – огромные «ножницы» между реальной себестоимостью провоза пассажира и стоимостью билета. Так, на городских маршрутах себестоимость провоза одного пассажира составляет 16 рублей 28 копеек, в то время как сам пассажир платит 8 рублей. По мнению транспортников не только нашего предприятия, но и других предприятий области, назрела острая необходимость в повышении тарифов на проезд – хотя бы минимально.
В нашем районе они должны коснуться также и пригородного маршрута «Гурьевск-Салаир», потому что есть необходимость в изменении схемы обслуживания между Гурьевском и Салаиром.
Так что оптимизация расписания – мера, действительно, вынужденная. Какие-то изменения в расписании делаются только после тщательного изучения пассажиропотока, с ориентиром больше на выходные дни, чтобы люди испытывали меньше неудобств.
И, увы, настало время, когда в силу экономических причин пассажирам всё больше приходится приспосабливать свою жизнь к увеличению интервалов движения в расписании.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

83