Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

10.10.2017 10:10 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 10.10.2017 г.

Быть первым не по счету, а по любви

В классе легкая суматоха: ребятишки достают из рюкзаков тетради, громко переговариваются, мальчик с вихром на голове успевает похвастаться перед одноклассником, что решил тот самый сложный пример. Оживление прерывает звонок. И когда в классе появляется учительница Валентина Васильевна Зинченко, шебутные малыши меняются на глазах, становятся прилежными учениками и внимают каждому ее слову.

Пример перед глазами


«Мечтала ли я быть учителем? Нет. Потому что твердо знала, что обязательно им буду», — с улыбкой говорит Валентина Васильевна. И послушав ее историю, я убеждаюсь в том, что человек действительно с самого детства упорно шел к своей цели.


Родилась Валентина Васильевна в маленьком селе Алтайского края, как гордо говорит о своей малой родине собеседница — всего в семи километрах от места приземления корабля «Восток-6», на борту которого находилась Валентина Терешкова.


Большое впечатление на девочку произвела первая учительница, заботливая и внимательная Татьяна Васильевна Гончарова. «Возможно, она и стала для меня человеком, на которого хотелось равняться. Мы ее боготворили и ходили за ней хвостиками», — рассказывает Валентина Васильевна.
В средней школе желание стать преподавателем только усилилось. В то время к ним приходили учительницы-практикантки, на которых девчонки смотрели, как завороженные.


«Молодые, статные, умные! Конечно, каждая из нас хотела быть такой же. Мы старались быстрее записать материал, чтобы подольше посмотреть на учительницу, как она ходит, как говорит, какая у нее прическа», — смеется Валентина Васильевна.
Осознание того, что преподавание – ее стезя пришло, когда предложили стать пионервожатой. Любопытные взгляды ребятишек, их доверие и любовь, то, как они бойко задают вопросы и с нетерпением ждут каждого слова, подкупали. Выбор профессии стал очевиден – учитель начальных классов.

Факел, который надо зажечь


Учеба Валентине давалась легко, на практике же иногда возникали трудности. Все-таки дети – народ непредсказуемый. Но и здесь нашелся человек, который вдохновил своим примером – Александра Авдеенко, куратор молодых педагогов. Она не раз говорила, что ребятишки — не сосуд, который необходимо наполнить знаниями, а факел, и задача учителя – зажечь его, увлечь, сделать так, чтобы ученик сам захотел узнать новое, докопался до ответа.


«Она научила, как правильно выстраивать диалог с детьми, как сделать так, чтобы не быть выше учеников, а находиться в гуще их», — с теплотой в голосе говорит мне собеседница. А чтобы справиться с волнением, которое иногда накатывало на пороге класса, будущий педагог устраивала «уроки» в общежитии: соседки по комнате садились в кружок и занимались своими делами, а Валентина «преподавала» им то математику, то русский язык. Если «ученицы» отвлекались от собственных забот и начинали слушать в оба уха – можно было праздновать настоящую учительскую победу.


После окончания педучилища Валентина вернулась домой, на Алтай, где ее направили в сельскую школу. Незаметно пролетели три года, муж получил работу в Гурьевске, и они переехали.


«Я пошла в школу №10. До сих пор помню, как утром раненько встала, поднялась по горочке и долго смотрела на здание школы. Конечно, это внушительное, красивое здание не сравнить с тем, что было в нашем селе. Директор Сергей Захарович Коровкин встретил меня радушно. Работа здесь стала для меня источником счастья, который не иссякает вот уже 34 года»,- говорит Валентина Васильевна.

Мои дети


Первый урок в школе №10 учительница помнит до сих пор. В классе сельской школы учеников было не больше двенадцати, на новом месте их было 33. В памяти остались десятки любопытных глаз, которые как по команде повернулись в сторону учителя, стоило только чуть-чуть приоткрыть дверь.


«После уроков я прибежала домой и в диком возбуждении рассказывала домашним, какие у меня детки, сколько их, как они улыбались мне, — вспоминает Валентина Васильевна, — Потом уже до меня дошло, что с каждым учеником увеличивается не только радость, но и заботы. На помощь пришли родные. Брат плакаты рисовал, муж со снохой вырезали мне раздаточные материалы для урока, а я в это время тетради проверяла. Поддержка была колоссальная!»


Со своим первым выпуском Валентина Васильевна общается до сих пор. Ученики уже давно выросли и привели к первой учительниц своих сыновей и дочерей, а кто-то и внуков. Выпускники по-доброму нередко называют ее семейным педагогом. Она для учеников как полноценный член семьи, знает, у кого какие домашние питомцы, чем занимаются ребята помимо учебы, а малыши нашептывают ей сокровенные секреты и просят совета.


Валентина Васильевна признается, что в молодости была очень строгим педагогом, но с годами поняла, что строгость — не всегда хороший помощник: с Лерой, например, надо быть построже, она баловница, а к Сереже относиться помягче, мальчик исполнительный. Нельзя всех под одну гребенку. И отношение свое выстраивать на оценках тоже не стоит. Плохой ученик не значит плохой ребенок.


«Для своих детей я стараюсь быть и лучшим другом, и благодарным слушателем, и справедливым критиком. Уверена, что хороший учитель не должен делать одного – ставить себя выше учеников. Да, я старше, больше знаю, но не нужно действовать по правилу «слушай, сиди и молчи». Дети быстро загораются, они восторженны, все для них в новинку, и не нужно этот огонь заливать водой. Пусть ошибаются. Они скоро попробуют вновь», — раскрывает свой педагогический секрет Валентина Васильевна.

Учитель – актер не одной роли


Однажды у Валентины Васильевны спросили, не надоело ли ей столько лет повторять на уроках одно и то же. Стало грустно и обидно, признается она. Педагог уверена, что когда есть знания, подкрепленные импровизацией, и слушатели, у которых всегда в запасе три-четыре каверзных вопроса, то и речи не может быть об уроках-клонах.


Учителю нельзя превращаться в актера, который несколько лет играет одну и ту же роль. Учиться и меняться, быть непредсказуемым – вот главная задача. А неожиданностей хватает. Валентина Васильевна даже вела дневничок, в который записывала самые интересные детские перлы на уроках.


Один случай она рассказала мне. «Открытый урок, изучаем с детьми букву Ч. А в прописи пример про Чука и Гека. Я у детей допытываюсь, кто такие? Один мальчик и говорит: «Гек – это собачка, а Чук – это когда люди бокалами стукаются». Ответ сразил всех. Учителя на задних партах скрывали улыбки из последних сил, — смеясь, рассказывает Валентина Васильевна. — Оказалось, что никто из ребят книжку про Чука и Гека не читал. Поэтому сразу после урока гурьбой в библиотеку побежали».


Конечно, не только детская непосредственность, но и внимание к учителю остается в памяти на долгое время. Однажды ученики Рома и Дима сами испекли торт и принесли ей домой. «Захожу в комнату, а там весь класс стоит, на лицах улыбки, торт в руках. Я от неожиданности даже охнула», — признается моя собеседница.
Повзрослевшие ребята по-прежнему часто наведываются в гости. Вместе с Валентиной Васильевной рассматривают старый фотоальбом, где хранятся воспоминания об их школьной жизни и листочки с первыми неуверенными каракулями. Помнит учитель и дни рождения каждого ребенка. Назови любого – услышишь дату. И ученики платят ей тем же. Не забывают. Такую верность не заработаешь жестким контролем и техничным «вливанием знаний».


И наблюдая за тем, как нынешние ученики в шутку «делят» учительницу между собой, заваливают ее вопросами, можно сказать без сомнения, любят Валентину Васильевну они не только как учителя, но и как человека.


Уверена, у этих ребят будет много преподавателей в жизни, но эта останется в сердце навсегда, не потому что первая по счету, а первая по любви.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

238