Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

23.10.2012 15:42 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 19.10.2012 г.

О стратегии развития пенсионной системы в России

Автор: Татьяна Копытова
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Николаевич Пудов и Председатель Правления ПФР Антон Викторович Дроздов провели пресс-конференцию для российских журналистов. Она прошла в режиме селекторной видеосвязи с представителями ведущих региональных средств массовой информации. Таким образом заместитель министра труда и социальной защиты и Председатель Правления ПФР дали старт широкому обсуждению журналистами стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Она разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.

Почему нужна очередная реформа пенсионной системы?

После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсий, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов.
В первую очередь, это отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе. По оценкам специалистов, если пенсионную систему не реформировать, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25% от средней зарплаты, сейчас же он составляет 36,2% от средней заработной платы.
Вторая проблема — снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий. Опять же по оценкам специалистов в 2028 году численность работающих и пенсионеров сравняется, и по прогнозам дефицит бюджета ПФР в 2030 году будет уже 3 трлн. руб. или 2,3% от ВВП.
Еще один нерешенный момент — нарастающие риски, связанные с сохранностью и обесцениванием пенсионных накоплений. Если оставить формирование пенсионных накоплений в прежнем виде, то трудовая пенсия гражданина 1967 года рождения при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% или 2987 рублей ниже, чем у гражданина 1966 года рождения, вообще не имеющего накопительной части пенсии!
По мнению разработчиков, требует реформирования институт досрочных пенсий. Сегодня каждый третий выходящий на пенсию – досрочник, а работодатели не несут дополнительных расходов в связи с наличием «вредных» рабочих мест, и потому досрочные пенсии у нас никак не обеспечены финансово. А если учесть, что из 3,2 миллиона «досрочников» продолжают работать 2,4 миллиона или 75 процентов, то досрочная утрата профессиональной трудоспособности у работников с вредными условиями труда начинает ставиться под сомнение.

Задачи реформирования пенсионной системы

Если сегодня средний размер трудовой пенсии составляет 36 процентов от среднего заработка по стране, то результатом реформирования должен стать рост этого показателя до 40 процентов – при нормативном стаже и средней заработной плате. Новое пенсионное правило звучит так: платишь в течение 40 лет 20 процентов от своего заработка – получаешь пенсию 40 процентов от заработка в течение 20 лет (это лишь формула, пенсия остается пожизненной). Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин в 60 лет, но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка. Но при этом она не будет ниже прожиточного минимума пенсионера и дальше будет индексироваться по общим правилам для трудовых пенсий по решению государства.
Существующая система, увы, не дает должного результата: за 2004-2011 годы индексация страховой части трудовой пенсии составила 337%, инфляция в РФ – 215%, а результаты инвестирования накопительной части Внешэкономбанком – всего 149%, НПФами – 159%, то есть, они не успевают даже за инфляцией.
Еще одна задача реформирования — поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности — единый тариф страховых взносов для всех категорий работодателей.
Предлагается изменить порядок уплаты страховых взносов самозанятыми гражданами (предприниматели без образования юридического лица).
По действующей сегодня модели в год эти граждане уплачивают 14,3 тысячи страховых взносов, в то время как наемный работник в среднем – 112 тысяч рублей. В стратегии развития пенсионной системы самозанятым гражданам предлагается выбор: можно платить меньше наемного работника, но и пенсия будет маленькая, или платить на уровне наемного работника и получать хорошую пенсию. Увеличение страховых взносов планируется проводить постепенно: в 2013 году – 32,5 тысячи рублей, в 2014 – 40,6 тысячи рублей, в 2015 году – 48,7 тысячи рублей.
Чтобы сбалансировать пенсионные права с источником их финансирования, предлагается пересмотреть институт досрочных пенсий (список №1, список №2 и «малый список»). Для лиц, имеющих «полный» специальный стаж, в соответствии положениями стратегии развития пенсионной системы сохраняется право на досрочное назначение и выплату трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования в полном существующем объеме – то есть, ничего не меняется.
Для тех, кто еще полностью не выработал необходимый стаж во вредных условиях труда, сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии при уплате их работодателями страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
Есть и параллельный вариант: предусмотрено предоставление социальных гарантий и компенсаций со стороны работодателя в соответствии с коллективным или индивидуальным трудовым договором. При этом работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
Сегодня часть профессий в этих списках (список №1, список №2 и «малый список») в силу технического прогресса перестали быть вредными. Поэтому актуально создание действенного механизма аттестации рабочих мест, который позволял бы установить, действительно ли данное рабочее место, включенное в список, является вредным или опасным. Порядок аттестации будет разработан Правительством с участием профсоюзов и работодателей.
Планируется развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).
Основными принципами формирования пенсионных прав должны стать адекватность пенсионных прав заработной плате, то есть объему страховых взносов, учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию, а также обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
На пресс-конференции шла речь также о будущем накопительной части пенсии, размерах страховых взносов, останутся ли льготы по уплате страховых взносов, какой в итоге видится модель пенсионной системы.

Обсуждение в обществе предложенной стратегии развития пенсионной системы продлится до декабря текущего года. Познакомиться с её основными положениями можно на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ (www.rosmintrud.ru).


Телефон общественной приемной Отделения ПФР по Кемеровской области 8 (3842) 58-73-20.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

63