Войну помнят все, кто её пережил
Алексей Савельевич Гноевой до сих пор отчетливо помнит, как провожали их, молодых бойцов, на фронт всей деревней. Как плакали и причитали матери, поседевшие и постаревшие от горя. Как тайком утирали кулачками слезы маленькие сестренки и братишки, съежившись и прижавшись к мамам. Горе тогда было одно на всех.
Родился и вырос Алексей Савельевич в большой крестьянской семье в селе Вознесенка Алтайского края. Из шестерых детей Алексей был младшим ребенком. В тридцатые годы в дом пришли какие-то люди и увезли отца в неизвестном направлении, больше его никто не видел. Алексей в те годы был слишком мал, поэтому отца не помнит. Зато на всю жизнь в памяти остались трудные детские годы, когда мать работала не разгибая спины, старшие сестры и братья трудились наравне со взрослыми, да и маленькому Алеше тоже приходилось нелегко.
Когда началась Великая Отечественная война. К непосильному деревенскому труду прибавилось горе, которое приходило в каждую избу, не спрашивая разрешения, и оставляло после себя тяжкий груз потери близких людей, слезы и скорбь. Имя у этого горя было – похоронка. «Я помню, с каким тревожным выражением лица смотрели на почтальонку деревенские женщины, — вспоминает Алексей Савельевич. – Глаза, полные слез, губы сжаты так, что превращались в белую тонкую линию, руки прижаты к груди. И сердце обрывалось, когда почтальонка с дороги сворачивала к чьему-нибудь двору. Какая весть идет в семью: привет с фронта или известие о гибели? Малыши бегали и ничего не понимали, а мы, подростки, так же переживали и волновались, как наши матери».
В начале 1942 года семья Гноевых на фронт проводила старшего брата. И уже через месяц в их дом пришла весть о его гибели. Вместе с похоронкой прислали и продырявленный военный билет, который говорил о том, что пуля смертельно ранила брата прямо в сердце.
В конце тридцатых годов здание, в котором хранились личные документы на каждого жителя деревни, сгорело. Точные даты рождения подростков, которых брали на фронт, никто не знал. Смотрели на внешний вид: выглядишь на 17-18 лет – пора идти Родину защищать. Алексей был рослым и высоким мальчиком. В 1944 году в свои шестнадцать он смотрелся на полные восемнадцать лет. Алексея признали годным и отправили на фронт. «Зимним утром нас, мальчишек, собрали и построили возле сельсовета, — вспоминает Алексей Савельевич. – Мы стояли, съежившись, и дрожали, то ли от холода, то ли от страха и неизвестности. Одеты мы были очень плохо: рваные штаны и фуфайки, старые шапки. Тогда начальство из военкомата распорядилось, чтобы нам выдали теплую одежду».
Новобранцев посадили на повозки и на лошадях повезли до Кулунды. Затем их доставили в Татарск. Здесь будущих защитников несколько месяцев обучали военному делу. Пройдя курс молодого бойца, солдаты были отправлены на запад. «Помню, ехали мы на маленьком паровозике, тогда такие называли «кукушками», — продолжает Алексей Савельевич. – Для них и железная дорога была нестандартная, узкая. Ехали мы очень долго, часто останавливались. Доехав до места, где дорога стала шире, остановились и ждали, когда за нами приедет другой паровоз. Как называлась та местность, я не помню, где-то в степи. Вот здесь я и встретил Победу над фашистской Германией. Знаете, мы, молодые мальчишки, плакали от радости. Счастье переполняло нас. Больше не будет войны, не будет слез, не будет похоронок! Сказать честно, мы были рады, что не доехали до фронта».
Но не домой поехали молодые солдаты. Им еще предстояло и повоевать, и встретиться лицом к лицу со смертью, и испытать потери друзей. Прозвучала тревога, новобранцев пересадили в другие вагоны и отправили на восток, на войну с Японией.
Сначала везли по маньчжурским степям, затем долго шли пешком. Обученных военному делу солдат определили в 45-й полк 262-й дивизии.
«Свой первый бой я никогда не забуду, — говорит Алексей Савельевич. – Сначала загрохотала артиллерия. Потом пехоте дали команду «Вперед!» Все солдаты бросились на врага со словами: «За Сталина! За Родину!» И это были не просто слова, мы свято верили в Победу, верили товарищу Сталину, верили в будущее. А потом стало по-настоящему страшно. Рядом замертво падали товарищи. А мы шли вперед, перешагивая через трупы и своих, и японцев. Порой слышны были стоны тяжелораненых. Грязь, пополам перемешанная с кровью, и смерть были повсюду».
Через полгода, 3 сентября 1945 года, наступила Победа и над Японией. Алексей Савельевич дослуживал уже в городе Порт-Артур, наводил порядок. В 1951 году он был демобилизован и уехал на родину.
Мать к тому времени переехала жить к сестре в столицу Казахстана – Алма-Ату. Поэтому Алексей Савельевич не поехал в родное село, а отправился к больной матери. У него не было никакой профессии. Чтобы устроиться на алма-атинский электрический завод, он закончил курсы столяров. Но работать по профессии ему не пришлось. В Гурьевске у него жила сестра, и мать стала настаивать на том, чтобы съездить к ней в гости, повидаться с доченькой. Семья Гноевых отправились в родные края.
В Гурьевске Алексей Савельевич познакомился с Анной. Они так понравились друг другу, что Алексей ни в какую не захотел уезжать обратно в Казахстан.
Семья стала обустраиваться в Гурьевске. Алексей Савельевич устроился вальцовщиком на Гурьевский металлургический завод, где проработал почти 30 лет. Отсюда и ушел на заслуженный отдых.
С Анной они сыграли свадьбу и стали жить своей семьей. Супруги Гноевые родили и воспитали троих детей. Но жена Алексея Савельевича рано умерла, не успев понянчить внуков и правнуков, ее не стало в 1977 году. Нелегко было Алексею Савельевичу поднимать детей, учить их. Сейчас он счастливый дедушка и прадедушка: у него шесть внуков и одна правнучка.
А еще Алексей Савельевич бережно хранит все свои военные награды. Есть у ветерана орден Отечественной войны, медаль «За победу над Германией», медаль «За победу над Японией», множество юбилейных медалей. Но главное, Алексей Савельевич хранит память о тех тяжелых военных годах, о мужестве и стойкости наших солдат.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.