Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

07.04.2020 08:51 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Перед боем я думал о доме»

Автор: Александра Харитонова

1952 г.

Федор Захарович Аношкин ушел на фронт 17­летним юношей в ноябре 1943 года, участвовал в освобождении Прибалтики, был награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью «За отвагу» за взятого в плен немецкого офицера. Радостную весть о победе над фашистской Германией парень встретил на больничной койке иркутского госпиталя, куда он попал с тяжелейшим ранением в грудную клетку. И сейчас рана изредка беспокоит 93­летнего ветерана, напоминая о тех страшных часах, что он провел в окопах под огнем вражеских самолетов. Страх тот помогла преодолеть только безумная жажда жить.

Мечтал рассекать облака

Родился Федор Захарович в городе Горький, там, где соединяют свои «артерии» две реки – Ока и Волга. Именно это во многом повлияло на дальнейшую любовь мальчика к природе. Отец Захар Кузьмич работал коноводчиком в управлении горьковского трамвая, а мать Анна Ивановна — уборщицей. «Мы жили в общежитии, и вся ребятня с нетерпением ждала субботу, когда после бани на кухне собирались взрослые и рассказывали нам забавные истории. Для нас это было лучшим развлечением», — вспоминает Федор Захарович.

В школе мальчик учился прилежно и нередко на уроках истории удивлял одноклассни-

ков и учителя информацией о полководцах и императорах, которую почерпнул в энциклопедиях из домашней библиотеки. После уроков Федор по привычке бежал к берегу Волги, чтобы посмотреть на то, как «пляшет» вода. «Вид этой реки был для меня настолько притягателен, что я дал себе обещание – обязательно найти работу на пароходе», — рассказывает Федор Захарович. Но вскоре у парня появилась другая страсть – самолеты. В городе был свой авиационный завод, поэтому «железные птицы» часто кружили над Горьким, и многие мальчишки лелеяли мечту — стать пилотом одной из них. После 7 класса Федор поступил в авиационный техникум, в который из-за начала войны будущих летчиков приняли без вступительных испытаний. Первые месяцы парни изучали строение самолетов и тактику ведения боя, но до настоящих боевых машин их пока не допускали. Однако несмотря на запреты строгих преподавателей, ребята тайком пробирались в ангар и пока один из них «стоял на стреме», другие примеряли на себя роль пилота, забираясь в кабину самолета, и с благоговением держали штурвал. «Полеты так и остались в мечтах, — говорит ветеран, — отца призвали в армию, и чтобы прокормить семью, мне пришлось бросить учебу». Анна Ивановна и трое детей уехали в деревню к бабушке. Там Федор два года отработал в колхозе. Изматывающий труд и голод – не меньший подвиг, чем борьба на передовой.

«В первом бою мы потеряли семерых...»

В ноябре 1943 года Федор Захарович был призван в стрелковый полк Красной Армии. Но радоваться этому или нет, новобранец не знал. С одной стороны, жаль было оставлять родных, а с другой – надо было защищать их от фашистов. Решил, что сейчас главное – защитить, а уж после Победы, Бог даст, вернется домой и поможет матери и брату с сестрой встать на ноги.

За шесть месяцев в «учебке» парней научили кидать гранаты и стрелять из пулемета, но ни один учебный бой не мог подготовить их к тому, с чем пришлось столкнуться солдатам в первом же реальном сражении. «Нас привезли в Латвию поздно ночью и поставили на передний край. А утром следующего дня началась внезапная бомбардировка, — вспоминает Федор Захарович, — и при обстреле мы потеряли семь ребят из нашего отряда». В том обстреле Федор получил легкое ранение — осколок от бомбы прошел через всю руку и вышел чуть ниже локтя. Кость была не задета, и через две недели юноша снова был в строю. Но вот шрамы остались на всю жизнь. Не только на левом предплечье, но и в душе ветерана. Больше 70 лет прошло после той войны, многое, признается ветеран, забылось, и по ночам его уже давно не мучают кошмары. Но тогда юношу часто терзали тяжелые сны, в которых он вновь и вновь переживал ту бомбежку. «Лежа в окопе, я смотрел на то, как вражеский самолет выпускает снаряды, и думал: «Это на меня», — говорит Федор Захарович. — И в эту секунду хотелось одного – вернуться домой к маме, вновь сидеть на берегу Волги, смотреть на воду и жить так, как до войны».

В 1944 году под Калининградом Федор Захарович и его сослуживцы встретились с врагом лицом к лицу. Бились ожесточенно, давать слабину было нельзя, ведь именно этот бой должен был остановить продвижение немцев вглубь страны. Одна из пуль попала юноше в грудь и прошла ниже — в брюшную полость. После этого ранения война для Федора Захаровича закончилась, и начались скитания по госпиталям. Победу Федор Захарович встретил в больнице г. Иркутска. «Кто не видел войну, тот не испытывал такой отчаянной радости, — говорит Федор Захарович. — Из больницы нас не выпускали доктора. Но наш русский мужик находчивый! Все пациенты, кто мог ходить, пробрались к высокому деревянному забору, что огораживал госпиталь, выдернули из него две доски и пошли гулять по городу, потому что душа просила праздновать победу вместе со всеми».

На малую родину юноша вернулся только в июне 1945 года. А вот его отец Захар Кузьмич пропал без вести в 1943 году под Сталинградом… И сколько бы сын не искал сведений о нем, так ничего и не нашел.

Жизнь после войны

Отучившись на специалиста по планированию в Кемеровском промышленно-технологическом техникуме, Федор Захарович попал по распределению на угольный разрез «Шестаки». Трудовую биографию длительностью в 36 лет он начал с техника по планированию, а на пенсию вышел уже в должности начальника планово-экономического отдела. «Планирование – это всегда четкость и работа с цифрами. Нужно выяснить, сколько и каких трудовых кадров требуется разрезу, рассчитать добычу угля, зольность, себестоимость производства, какие подготовительные работы нужно провести. Кому-то это покажется скучным делом, но я за столько лет работы не разочаровался в своей профессии», — говорит ветеран, и вспоминает как горняки трудились на совесть. И сегодня он с удовольствием читает в «Знаменке» о достижениях разреза, о том, как самоотверженно трудятся «шестаковцы», и без лукавства говорит, что смена пришла достойная.

«Человек я не городской, — признается ветеран, — с тех пор, как поработал в колхозе, меня все время тянуло в деревню. Именно поэтому, получив должность на разрезе, я поселился в Старобачатах». Своими силами Федор Захарович построил добротный дом, а после женитьбы завел хозяйство – корову, кур, гусей, двух кабанов. Супруга Анастасия Георгиевна не меньше чем муж любила деревенскую жизнь. Агроном по профессии, она все в своем огороде организовала «по науке», Федор Захарович в ее владения не вторгался, был «на подхвате» — где полить, где вскопать. В такой взаимопомощи и любви супруги прожили 54 года, воспитали сына и дочку.

Сейчас Федору Захаровичу 93 года, живет он в Гурьевске и всерьез намерен отметить свой 110-й день рождения. Секрет долголетия, по словам ветерана в том, что он всю жизнь вместо сахара ел мед с собственной пасеки, а до 75 лет ни разу не лечился у врачей, ведь лучшими лекарями для него стали пчелы, именно их ядом он вылечил больную ногу. Пчеловодству Федор Захарович посвятил больше полувека, и даже сейчас регулярно ест мед и наведывается к знакомому на пасеку, чтобы вновь «пообщаться» со старыми друзьями-пчелами. Ветеран тщательно следит за своим здоровьем и вне зависимости от погоды и времени года гуляет в парке, дышит свежим воздухом и, рассказывает со смехом, знакомится с девчонками. Его чувство юмора и добрый, позитивный настрой, вместе с крепкой породой и есть залог долгой жизни и непоколебимой бодрости духа.

…В 2013 году Федор Захарович сам для себя установил военный пост. Около двух часов ветеран простоял в почетном карауле у стелы воинам-металлургам, погибшим в боях за Родину в 1941-1945 годах. И этой традиции он остается верен до сих пор. «Возможно, – говорит ветеран,– с кем-то из тех, чьи фамилии высечены на стеле, мы лежали в одном окопе, ели из одного котла или сражались в бою. До тех пор, пока силы позволяют, буду приходить к памятнику в День Победы». И в этом году Федор Захарович снова наденет пиджак с военными медалями и орденами и встанет в караул, чтобы отдать честь тем советским солдатам, кого забрала чудовищная война, не дав возможности увидеть тот мир, за который они воевали.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

78