Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

25.02.2022 14:44 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 25.02.2022 г.

Живая глина

Автор: Виктория КУДИНОВА

Константин Тельных за работой

«Живая глина» для гончара, как самородок для золотоискателя: найти ее считается большой удачей, потому что она не требует никакой специальной подготовки для работы, просто бери ее и делай все, что захочешь. Но коварство этой глины в том, что можно совершенно случайно наткнуться на целый пласт, а можно посвятить ее поискам целую жизнь, да так и не найти. Гурьевский гончар Константин Тельных о «живой глине», конечно, слышал, но сил на ее поиски не тратит. Зачем, если он давно научился оживлять любую глину, что попадает ему в руки? Правда, прежде, чем научиться этому искусству, он разобрался в себе, понял, из какого теста, из какой глины сделан он сам

Найти свою глину

Конечно, нашел себя, свое дело жизни Константин далеко не сразу. Родом он из Сосновки. В детстве занимался в музыкальной школе, серьезно увлекался спортом. Из-за его непоседливого характера все были уверены, что он станет классным спортсменом. Однако Константин решил, что спорт — это не его, и уехал в Санкт-Петербург учиться на дорожного строителя. Практически сразу понял, что ошибся, и строительство его не привлекает. Отчислился. Поступил на летчика гражданской авиации. Многие парни о такой специальности мечтают, но Константин отучился год и снова понял, что небо его не манит.

В гончарную мастерскую, организованную при одном из питерских художественных училищ, он попал совершенно случайно между своими метаниями. Сделал в подарок для мамы сахарницу и на несколько лет забыл про глину. Так и не найдя профессию по душе, вернулся домой, и здесь продолжал задаваться вопросами: кто же он? для чего рожден?

Оглянуться назад и вернуться к глине уговорила Константина мама, которая все это время бережно хранила подарок сына. «Почему нет? Попробуй снова!» — советовала она. В интернете тоже, как нарочно, стали попадаться ролики о работе гончаров, и Константин вдруг поймал себя на мысли, что при их просмотре он испытывает какое-то сладостное чувство умиротворенности и гармонии, лада с самим собой. Взял мешок и поехал в Апрельку за глиной.

Второе рождение

Ожидания его не обманули. Как только он взял в руки кусок глины, душевные терзания и метания, мучавшие его столько лет, тут же отступили, из головы ушли все мысли и проблемы, сознание словно обнулилось, очистилось, началась жизнь с чистого листа. Константин вспоминает, что, глядя тогда на работающий круг, он словно бы умер и заново родился, испытал самый настоящий катарсис, пережил второе рождение. Понял, что готов сидеть за этим кругом сутки напролет.

...Вот и в этот раз Константин берет в руки кусок глины, садится за гончарный круг и рассказывает мне о процессе изготовления глиняных изделий. «Этапы работы на круге таковы, что все изделия до определенного момента делаются одинаково, — рассказывает он. – Сначала идет центровка, потом проникновение, вытягивание цилиндра и только потом, в зависимости от того, что ты хочешь получить — тарелку, кружку или кувшин — ты начинаешь придавать изделию определенную форму». «Ученые говорят, что все люди — и девочки, и мальчики — в утробе матери до определенного момента тоже развиваются одинаково, — замечаю я. — Поэтому в каком-то смысле рождение глиняного изделия очень схоже с рождением человека». «Точно! — соглашается Константин. — Каждая работа для меня действительно как ребенок». Лицо у него при этом настолько одухотворенное, что я начинаю понимать, почему Библия сравнивает Творца с гончаром, а человека — с глиняным горшком.

Оживить глину

Но ожила глина в руках Константина тоже не сразу. Любому ремеслу, и гончарному в том числе, лучше учиться не по книгам и роликам, а у работающих мастеров. Причем обычно все ремесленные секреты и тонкости передаются по наследству — от деда к отцу, от отца к сыну. Однако Константину учиться было не у кого, в его семье глиной никто не занимался. Больше того, выяснилось, что во всем Гурьевском округе нет ни одного гончара. Хотя когда-то, по словам историков, в нашем районе работали целые гончарные артели, возами везли из Гавриловки на Алтай и в другие регионы России изделия из глины ручной работы наших гончаров, а тонкости работы с местной глиной передавались от мастеров к ученикам. Но за годы советской власти гончарное ремесло в нашем районе сошло на нет, погибло — мастеров не осталось, естественно, были утрачены тонкости работы с разными глинами и глазурями, утеряны нюансы обжига изделий.

Константин выяснил, что в Кузбассе работают несколько гончаров, но, повторюсь, не все готовы делиться своими секретами, поэтому Константину пришлось мастерство нарабатывать самому — что-то выводить опытным путем, что-то спрашивать у гончаров из Таджикистана, которые преемственность поколений в гончарном деле сумели сохранить, а потому считаются в этом деле, если не лучшими в мире, то наверняка одними из лучших. По сути, этому молодому, но очень увлеченному и талантливому парню, пришлось возродить гончарное ремесло на нашей территории, подарить глине второе рождение — так, как когда-то сама глина подарила второе рождение ему самому.

Глина лечит

Глина с озера Апрелька, с которой в основном работает Константин, многим знакома как лечебная. Гончар соглашается с лечебными свойствами этого материала. Но дело, говорит он, отнюдь не в целебности самой глины, а в целебности работы с ней. Он сам отец двух мальчишек, поэтому отлично знает, как глина влияет на детей. Она развивает мелкую моторику, мышление, фантазию, работа на гончарном круге успокаивает. Есть в психологии даже такое направление — глинотерапия. Константину давно предлагают переехать в Кемерово, чтобы открыть там центр и вплотную заняться этой темой, спрос среди кемеровчан огромный! Но уехать туда – значит, снова похоронить гончарное ремесло в Гурьевском округе, а у парня другая мечта.

Мир керамики

Константин мечтает стать знаменитым скульптором, создать свое направление в гончарном деле и прославить Гурьевский округ. Хочет, чтобы его имя прочно ассоциировалось с нашими краями.

Он хорошо освоил технику работы с разными глазурями, но пока остановился на старинной, очень экологичной технике «молочения». Это когда глиняное изделие не глазуруют, а вымачивают в молоке, в результате после обжига изделие приобретает красивую естественную «потечность». Для тех, кто хочет научиться этому ремеслу, он основал объединение «Мир керамики», в котором охотно делится своими секретами мастерства. Предваряя вопросы о цене, оговорюсь, что уроки, конечно, не бесплатные, поскольку мастеру и его семье нужно на что-то жить, а также оплачивать материалы, работу печи, аренду помещения. Цена за час примерно такая же, как у хороших репетиторов.

Его мастерская находилась в Гурьевском ДК, но в связи с ремонтом Дворца культуры, гончар переедет в другое помещение.

Увидеть его работу можно на выездных мастер-классах, которые он часто дает на «Салаирских плесах» и в местных санаториях. Активно Константин развивает и свой блог в Instagram, где бесплатно делится своими собранными по крупицам знаниями.

Лучшая работа впереди

У Константина много готовых работ — тарелки, кружки, сахарницы, квасники, кувшины, все — в единственном экземпляре. Повторить, по его словам, он, конечно, любую из своих работ сможет, но это будет все равно уже не та работа. Что-то он делает по заказу, что-то, к примеру, копию отреставрированного Гурьевского музея, по зову души. «А какой из своих работ Вы гордитесь? Какую считаете лучшей?» — спросила я гончара. «Горжусь, — ответил он, — как ребенком, каждой из своих работ, а вот лучшая моя работа еще не создана, она впереди. Думаю, она всегда будет у меня впереди, потому что мастеру, считающему, что все лучшее уже создано, некуда стремиться, незачем работать и развиваться, остается только умереть».

…«Живая глина» коварна. Можно потратить на ее поиски целую жизнь, да так и не найти. Но коварство ее заключается еще и в том, что тому, кто, как Константин, открыл ее секрет, постиг ее смысл, она тоже не даст покоя. Она всегда, как путеводная звезда для путешественника, как философский камень для алхимика, как золотая жила для золотоискателя и горная вершина для альпиниста, будет звать и манить, заставлять двигаться вперед, с каждой работой умирать и рождаться вновь, чувствовать себя Творцом, создающим целую Вселенную, возрождать забытые ремесла, ставить перед собой грандиозные цели, отчаянно стремиться к ним, но при этом понимать, что лучшая твоя работа все еще не создана и вряд ли когда-нибудь будет создана, она все еще где-то впереди.

Юрий Григорьев, житель г. Гурьевска, предприниматель:

- Мне интересна история родного края, поэтому часто общаюсь со старожилами наших мест, с удовольствием слушаю их истории. Лет 10-12 назад в Гавриловке жил дедушка, которому было под 90 лет, и вот он мне рассказывал, что до революции в Гавриловке работал сереброплавильный завод, был конный двор, где держали лошадей для этого завода. Говорил, что если смотреть со стороны нынешних «Салаирских плесов», то на возвышенности, прямо перед тобой (там, где белые камни), в прежние времена стоял гончарный цех. Посуду, которую он производил, продавали в Гурьевске и Салаире, ее можно было купить на ярмарках. В этой посуде хорошо было хранить продукты, в том числе молоко, которое долго оставалось прохладным и не портилось. Увозили эту посуду и на Алтай — в сторону Барнаула и Заринска.

В позапрошлом году я поднимался на эту возвышенность, она, конечно, заросла немного травой, но удивительно, что на этом месте, куда указывал дедушка, до сих пор много фрагментов от глиняной посуды, если постараться, можно запросто набрать килограммов 100-150.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

128