Фронтовой подарок - бук
Возможно, кто-то из жителей Гурьевска на одной из могил местного кладбища видел бук. Здесь захоронен мой дед, ветеран Великой Отечественной войны Арсентий Александрович Леконцев.
Все наши близкие родственники давно не живут в Гурьевске. Сохранилось ли на гурьевском кладбище нетипичное для Сибири дерево бук, тоже не знаю. Но со слов бабушки Елизаветы Ивановны Леконцевой мне известно, каким «ветром» его сюда занесло.
Семена этого европейского дерева с фронта привез дед. Многие солдаты в 1945 году возвращались домой с подарками. Трофеи Арсентия Леконцева легко вместились в солдатский вещмешок. Он привез жене в подарок шифоновое платье и фланелевую рубаху, а еще семена бука. Сначала семена посадили в своем огороде. А когда дед умер, с выросшего дерева родные собрали семена и посадили их на его могиле.
Дед Арсентий умер за несколько лет до моего рождения, поэтому о нем я знаю только из рассказов мамы и бабушки. Родился дед в 1910 году. Его мать рано умерла, отец снова женился. С первых дней мачеха невзлюбила пасынка, и Арсентий убежал из дома, пешком пришел в Сибирь.
Обосновался в Гурьевске, устроился на металлургический завод, откуда потом дед – ударник коммунистического труда – и ушел на пенсию.
Вскоре Арсентий женился на девушке Елизавете, вместе они построили небольшой дом, у них родилось двое сыновей.
Их мирную жизнь прервала война. Как рассказывала бабушка, повестка на фронт деду пришла в июле 41-го. В составе 22-й Гвардейской дивизии воинов-сибиряков он был направлен на оборону Москвы. Сначала строил там оборонительные укрепления, затем участвовал в боях за столицу.
Все четыре года войны мой дед был связистом. О войне он, как и большинство фронтовиков, вспоминать не любил. Считал себя везунчиком. Ведь единицы из тех, кто ушел на фронт в первые месяцы войны, вернулись домой. Дед рассказывал один случай, как в самом начале войны на передовой во время короткого затишья, когда солдаты обедали на привале, его неожиданно охватила паника – почему-то захотелось встать и отойти подальше. Объяснить это состояние он не мог. Какая-то сила подняла его с места и увела в сторону. Вскоре шальной снаряд разорвался прямо там, где находились красноармейцы. С тех пор дед всегда прислушивался к своему внутреннему голосу.
За четыре года войны дед Арсентий получил несколько ранений и тяжелую контузию, следствием которой стали сильные головные боли, мучившие его до последних дней жизни.
Победу он встретил в Берлине, оставив свой автограф на стенах Рейхстага. Как реликвия в архиве нашей семьи хранится единственная фронтовая фотография, сделанная в мае 1945-го. А еще его боевые награды: орден Красной Звезды и медали «За Отвагу», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией».
Уже после войны Арсентия Александровича разыскали составители книги «Письма фронтовые», вышедшей в 1967 году. Авторы книги нашли газету «Знамя Ильича» за 18 августа 1942 года, где было опубликовано письмо с фронта к жителям Гурьевска. Среди тех, кто писал это обращение, был и мой дед. «Дорогие товарищи, рабочие металлургического завода и других предприятий Гурьевска! Мы, бойцы и командиры, посылаем вам свой пламенный привет. Услышав о ваших подвигах на трудовом фронте, в особенности металлургов, которые овладели новыми видами продукции и заняли во Всесоюзном соревновании не последнее место, за что отмечены наркоматом черной металлургии, мы благодарим вас за оказанную помощь фронту. Своим самоотверженным трудом вы помогаете нам в разгроме гитлеризма. Надеемся, что вы не остановитесь на достигнутом и дадите столько металла и готовой продукции, сколько потребует фронт. Товарищи, уходя на фронт, мы заверяем вас, родных и знакомых, что единой сплоченностью, вместе с вами, бойцами трудового фронта, мы разгромим фашистскую гадину. Свое слово мы держим крепко. Боевое задание командования выполняем с честью, не жалея сил, а если понадобится, не пожалеем и жизни за честь и славу нашей Родины».
После Победы у Леконцевых родилось еще три дочери. Семья часто вспоминала, как Арсентий Александрович любил петь военные песни. Особенно «Темную ночь», «Случайный вальс». Когда пел, его глаза наполнялись слезами.
Умер дед Арсентий в 1969 году.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.