На огороде я была за командующего
Зое Андреевне Сорокоумовой было 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Отец посадил дочку на колени, погладил по голове и сказал: «Зоя, ты у нас старшая, надо бы тебя куда-то устроить работать, хоть немного денег в дом будешь приносить, а то один я не прокормлю семью». Так началась трудовая жизнь Зои Андреевны.
«Не голодали, потому что много работали»
Семья у Зои была большая – 8 братьев и сестер. Она была вторым ребенком, старшая сестра – инвалид по слуху с детства, училась в интернате для глухонемых в Барнауле, поэтому, когда началась война, за старшую в семье осталась Зоя. К тому времени она закончила лишь 6 класс, и война в одно мгновение сделала ее взрослой.
Военное время требовало самоотдачи и подвигов не только от солдат на фронте, но и от тех, кто день и ночь трудился в тылу. Отец Зои сутками пропадал на фабрике, домой приходил, еле держась на ногах от усталости. Мать воспитывала малолетних детей, следила за хозяйством, которое по тем временам у семьи было большое: корова, поросята, утки, куры, да еще и огород большой.
«Мы жили на окраине Салаира, за фабрикой, почти у самой тайги, – рассказывает Зоя Андреевна. – Земли было много, поэтому огород мы сажали огромный, или мне, худенькой девчушке, так казалось. Мы только под картошку вручную копали по 1,5 гектара. Дети, кто лопату мог держать, все в огород выходили и работали. А я там была главнокомандующим. Построю всех и распределяю: вот тебе, Сережа, грядочка, это тебе, Саша, а эта грядочка поменьше – тебе, Надюша. Так грядочку за грядочкой и вскапывали по полтора гектара. И никто не хныкал, от работы не отлынивал. А еще плугом землю пахали и сеяли просо. В Малой Салаирке были частные мельницы, мы туда зерно возили молоть. Зерно было наполовину с сором, но кашу мы ели – только за ушами трещало. Уж до чего вкусно было! Мать нажарит драников, а мы сидим за столом, как галчата хватаем горячие лепешки, макаем в простоквашу и наворачиваем. Не голодали, потому что работали много, не ленились».
Кроме работы по хозяйству, надо было много трудиться для фронта. Когда старшая сестра вернулась из интерната домой, ее приняли в швейную мастерскую, где шили одежду для солдат. И 13летнюю Зою тоже взяли в портнихи. Так всю войну Зоя и проработала на пошивочной фабрике. Учиться было некогда, с работы да на работу – так и прошли пять военных лет.
«Работая воспитателем, я получала удовольствие»
Когда закончилась война, Зое было уже 17 лет. Идти в школу продолжать учебу – а кто семью кормить будет? В училище Зою тоже не примут с шестью классами. Отец тогда нашел выход: он попросил влиятельного родственника сделать дочери справку об окончании хотя бы 8 классов школы. С таким образованием Зоя могла бы устроиться в детский сад или еще куданибудь, потому что после войны такое образование считалось хорошим. Справку достать удалось, и Зоя стала искать работу.
Девушка хотела работать в детском саду, она любила детей и умела с ними ладить, да и малыши ее слушались. При фабрике был детсад, но работники туда не требовались. Зоя упертая была, три месяца ноги била, была уверена, что здесь ее место. Так оно и вышло. Место освободилось, только не воспитателя, а уборщицы. Но Зоя, не раздумывая, согласилась.
С новой уборщицей двухэтажное здание детского сада стало содержаться в идеальном порядке. Никакая проверяющая комиссия ни к чему не могла придраться. Заведующая детским садом приметила трудолюбивую девушку и решила попробовать поставить ее учеником воспитателя: справится ли? «Да я еще самато, по сути, ребенок была, – говорит Зоя Андреевна. – От общения с детьми я удовольствие получала, наиграться с ними не могла. А дети ведь чувствуют, когда ты с ними честный, искренний, поэтому и гонялись за мной».
Через месяцдругой заведующая вызвала Зою к себе и сказала, что надо бы ей учиться, потому что не может она без образования с детками работать. Девушка поступила в Сталинск в педагогическое училище на заочное отделение. И вместо трех лет учебы закончила училище за полтора года. А вскоре ее пригласили в новый детский сад, который построили при ГОКе. Здесь Зоя Андреевна и проработал 53 года. За время работы она заочно окончила Ленинградский педагогический институт.
В детском саду Зою Андреевну ставили только на подготовительные группы, она за год ребятишек к школе готовила настолько хорошо, что ее выпускников учителя делили поровну, чтобы никому не было обидно. «Мои детки к первому классу уже читали, писали, делили слова на слоги, знали гласные и согласные, – рассказывает Зоя Андреевна. – А еще математику хорошо знали. Однажды ко мне в группу на занятия пришла комиссия, и была очень удивлена, когда дети стали решать уравнения. Хоть заведующая и была против того, чтобы я осваивала с малышами такие примеры, я все равно это делала. На открытом занятии заведующая побледнела от волнения и страха, что комиссия не одобрит мой метод подготовки к школе. Но вышло совсем наоборот: меня пригласили работать в Кемерово. Но у меня уже была семья здесь, дети, и я отказалась. Решила, что нашим деткам я тоже нужна».
Стала мамой для внука
Зоя Андреевна с мужем вырастили двоих детей. Но жизнь так сложилась, что на восьмом десятке им пришлось стать еще родителями и для своего 9летнего внука. Сначала после продолжительной болезни умерла дочь, вскоре умер и ее муж. Ребенка забрали в детский дом. По закону 72летняя бабушка не могла оформить опекунство над мальчиком – возраст не позволял. Зоя Андреевна обошла все возможные и невозможные инстанции, просила, настаивала, умоляла, требовала, даже ругалась, но чиновники были неумолимы. Но сильный характер и терпение Зои Андреевны всетаки помогли добиться своего, внука Сашу всетаки отдали бабушке.
«Мне стареть было некогда, – говорит она. – Я продолжала работать, сад держала, надо было растить внука. Мальчик учился хорошо, окончил школу с серебряной медалью. Я вместе с ним была всегда и везде, поддерживала во всем. Даже поступать в Барнаул в высшую школу милиции мы ездили вместе. Саша поступил, закончил, сейчас работает. Он у меня молодец во всем».
В разговоре Зоя Андреевна ни разу не обмолвилась о том, насколько ей было тяжело. Свою жизнь она вспоминает с улыбкой и гордостью. Говорит, что Бог дает испытаний столько, сколько человек может вынести. Она родилась сильной, вот ей и досталась жизнь одновременно трудная и интересная.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.