Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

14.05.2021 13:58 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Деменция глазами больного. Новый взгляд на старение в кинематографе

Автор: Арина Ворфоломеева, студентка ИФИЯМ КемГУ

В 2020 году на экранах появился уникальный драматический сюжет от Флориана Зеллера, ставший шикарным дебютом для режиссёра. Энтони Хопкинс и Оливия Колман успешно отыграли свои роли в по-настоящему головокружительной драме «Отец» («TheFather»). Головокружительной её называют не случайно, за 97 минут просмотра этой кинокартины, зритель успевает запутаться и даже немного сойти с ума в лабиринтах, построенных режиссёром.

82-летний Энтони (Энтони Хопкинс) с первых минут предстает заносчивым, самовлюбленным задирой, который не уважает чужое мнение и заботится только о себе. Его отношение к своей дочери Энн (Оливия Колман) отталкивает от нас главного героя с самого начала фильма, при всех стараниях и безграничной заботе о своем отце Энн слышит только упреки и оскорбления. Однако со временем зритель понимает, что такое поведение старика Энтони – это не трудный характер, а прогрессирующая болезнь, от которой сам герой испытывает страдания. Старческая деменция становится причиной излишней агрессии к окружающим со стороны порой совершенно добродушного мужчины. Главный герой забывает лица и события, ему периодически мерещится некий мужчина, являющийся воплощением его главных страхов. А ещё он все время теряет свои любимые часы, забывает, как правильно надевать свитер и ежедневно придумывает себе новые профессии. С упрямым стариком не может справиться ни одна сиделка, но кто бы мог подумать, что в голове Энтони этих сиделок куда больше, чем есть на самом деле.

Композиция драмы имеет настолько тонкое и продуманное строение, что зритель до последних минут фильма не может отличить реальность от внутреннего мира героя. Лишь в финале кинокартины, мы понимаем, что все происходящее – это некий пазл из воспоминаний и эмоций, который сложился в голове больного, а сам Энтони уже несколько месяцев находится под наблюдением врачей в доме престарелых. Окончательно заблудившись в пространстве и времени, Энтони забывает свое имя, начинает плакать и звать маму, он искренне верит, что она придет и утешит его.

Этот фильм – небольшая революция в мире кино о старческих болезнях вроде деменции или Альцгеймера. Мы привыкли видеть больного со стороны, жалеть его и «пропитываться» чувством сопереживания к жертве неизбежной старости (как было у Ника Кассаветиса в «Дневнике памяти»; Ричарда Глатцера и Уоша Уэстморленда в фильме «Всё ещё Элис»). Но у Зеллера все иначе, режиссёр позволяет зрителю буквально побывать на месте больного, самому проверить, каково это – терять себя. Как жить дальше, когда окружающая действительность становится выдумкой, а ты постепенно превращаешься в маленького ребенка, который не может подобрать слова, самостоятельно одеться и всё время скучает по маме? Именно новая оптика, подобранная для фильма, перекрыла маленький бюджет начинающего режиссёра (20 000 000 $) и обеспечила картине успех и огромное количество наград.

Драма получила шесть наград на 93-й церемонии вручения премии «Оскар», включая категорию «Лучший фильм». Премию «Лучшая актриса второго плана» получила Оливия Колман, премию «Лучший актёр» получил собственно Энтони Хопкинс, за «Лучший адаптированный сценарий» был поощрен сам ФлорианЗеллер и его товарищ Кристофер Хэмптон. На церемонии вручения премий «Золотой глобус» картина была отмечена в четырёх номинациях, включая «Лучший драматический фильм». Также работа была отмечена Британской академией «BAFTA», а Хопкинс и Колман получили персональные награды от Американской Гильдии киноактёров. Довольно успешный дебют! Как мы видим, картина стала фаворитом в наградном сезоне 2021 года. На Кинопоиске рейтинг драмы составил 7,9 баллов из 10, на IMDb 8,3 балла из 10. Однако общие сборы пока не окупили затраты на фильм, по подсчетам они составили 5 519 448 $.

Энтони Хопкинс, сыгравший героя с таким же именем и такого же возраста, очень эмоционально и одновременно статично показал, как болезнь меняет человека. В интервью рецензенту Антону Долину для сетевого СМИ «Медуза», актёр признался, что эта роль помогла ему в переосмыслении жизненных ценностей. «Мне-то 83 года, у меня была прекрасная жизнь. Но, полагаю, нам всем предстоит переоценка ценностей. Пора понять, как много времени мы тратим на сущую ерунду. Мир наполняется ненавистью, насилием, обвинениями всех во всем. Мы когда-то были умными животными, но нынешнее состояние не назвать иначе, кроме как патологией.«…» Главный урок — осознавать ценность того, что нам дано, самой жизни», — делится эмоциями Энтони.

Похожую мысль о философской стороне фильма высказал и сам режиссёр. «Моей целью не было снять картину о самой деменции. Мне важно было поразмышлять над более сложными вопросами, которые связаны с этой болезнью, потерей памяти. Например, что происходит с любовью, когда ее постоянно испытывают на прочность, когда люди сомневаются, что есть реальность, а что — нет. Моей первейшей задачей было отправить зрителей в некий кинолабиринт. Они бы постоянно задавались вопросом о том, где там реальность, а где фикция. Грубо говоря, мне хотелось, чтобы люди не просто узнали сюжет, который рассказывают с экрана, но и прожили все это вместе с героями», — рассказывает Флориан Зеллер журналу «Искусство кино».

На мой взгляд, ему удалось воплотить эту идею в жизнь с колоссальным успехом. «Отец» — это не нравоучительная, жалостливая драма о болящем, умалишенном старике. Это попытка показать людям ценность жизни и большая история детско-родительской любви.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22