Золотой учитель
Заслуженный учитель РФ Нина Никитична Тараско 10 июля отметит 90-летний юбилей
Встреча с Ниной Никитичной – это событие, потому что она всегда, неизменно, кладезь мудрости и знаний, образец стойкости и преданности профессии учителя. Она часами может вспоминать школьные будни, своих учеников, коллег, показывать фотографии с субботников, турслетов, соревнований и еще Бог знает, каких праздников и встреч. Рассказывая о своей учительской работе, она повторяет: «Как это было интересно! Как это было здорово!» И еще она очень щедро награждает людей, события, времена эпитетом «золотой». Совершенно очевидно, что это «золото» в свое время горело огнем во многом благодаря ее неуемной энергии, творчеству, таланту и любви к детям. Сегодня «Знаменка» предлагает вам кусочек из разговора с этим золотым человеком, Учителем с большой буквы, по-настоящему, всем сердцем преданной своей малой родине и профессиональному долгу Ниной Никитичной Тараско.
- Нина Никитична, как Ваше самочувствие, как настроение накануне юбилея?
- Благодарю Вас, у меня все лучше всех! Я не позволяю себе лениться, заставляю себя работать. Четыре часа в день занимаюсь физическими упражнениями, хожу на прогулку, дышу свежим воздухом. Спасибо соседу, золотой человек, Владимир Николаевич Гулевич, установил лавочку в тени, где я часто отдыхаю.
Вообще, анализируя свою жизнь, я понимаю, что меня всегда окружали золотые люди, и потому я счастлива. Бывали порой труднейшие ситуации, и всегда находился добрый человек, который мне помогал. Как будто сам ангел-хранитель заботился обо мне. Вспоминаю ситуацию, когда меня после окончания школы не приняли в университет. Я получила две пятерки, три четверки на экзаменах на исторический факультет, но в личном деле красной чертой было выделено «отец взят по линии НКВД». И все, путь в университет был закрыт. Для меня это было потрясение. Мне тогда директор моей родной 10-й школы Андрей Андреевич Веселов объяснил, что мне не надо поступать на исторический и взял пионервожатой в школу. Именно он тогда стал для меня ангелом-хранителем, он указал мне верный путь. На следующий год я поступила на филологический факультет.
- Вы, Учитель с большой буквы, кого считаете своими учителями?
- В войну было тяжело. Все учителя ушли на фронт, нас учить было некому. В четвертом классе нас учила девочка-семиклассница. Мальчишки ее не слушались, сядут на порог и поют частушки, а она плачет. Потом пришли студенты-заочники. Первым настоящим учителем, на которого мне захотелось быть похожей, стала Екатерина Федоровна Федосова – учитель математики. Доброжелательная, объясняла все изумительно! Ангелина Дмитриевна Пчелинцева так преподавала химию, что я до сих пор некоторые формулы из органической и неорганической химии помню! Андрей Андреевич Веселов, историк, всегда удивлял своей эрудицией. А вот литераторов сильных не было. Сама очень много читала.
- А сейчас читаете?
- Читаю, стихи наизусть учу. Недавно в «Российской газете» увидела стих Геннадия Красникова.
Другие ищут пусть её вину,
забыв о подвигах её, о славе, –
а я любил советскую страну,
её лицо в его простой оправе.
…
Средь обелисков
скромных и венков –
трава забвенья,
словно откровенье,
а я любил советских стариков,
святое фронтовое поколенье…
Страна моя, страдая и любя,
о как твой дух, твой труд,
твой путь был молод,
коль до сих пор
враги палят в тебя,
в исчезнувшую,
но убить не могут!..
- Спасибо, очень хорошие стихи…
- Очень люблю Твардовского, заново перечитываю. «Теркина» практически всего наизусть знаю.
- А если бы Вам сегодня пришлось провести урок литературы, какую бы тему выбрали?
- Современных авторов бы взяла – Юрия Бондарева, Валентина Распутина. Или опять же Твардовского. Очень хотелось бы дать урок «о нестареющей, вечной красоте земли родной» по стихам поэтов Кузбасса.
- Что бы Вам в первую очередь хотелось бы донести до молодого поколения?
- Воспитать любовь к малой родине, чувство патриотизма. Главное – надо быть достойным гражданином своей страны и делать добро.
- На Ваш взгляд, изменился ли статус учителя сегодня?
- Очень изменился, к сожалению. Я считаю, мы работали в золотое время. Дети были другие, родители. Где-то прочитала, что в одной школе постановили, что дети не должны стирать с доски, это должен делать только сам учитель. А как же трудовое воспитание? Мы в свое время и в совхоз ездили, и в лесхозе деревья сажали, и в трудовом лагере по месяцу в палатках жили. Здесь же рыбы в Уру наловим, ухи наварим. Аппетит у всех отменный! А субботники, а помощь старшему поколению? И огороды копали, и снег кидали, и дома белили, и концерты давали… Интересно было! Как без этого? С родителями столько дел вместе делали! Весь Кузбасс с ребятишками объехали – изучали родной край. Поездка в Ясную Поляну на праздник в честь 150-летия Л.Н. Толстого – это вообще память на всю жизнь. Готовились, участвовали в конкурсах, кучу дипломов и грамот привезли.
- Знаю, что у Вас был разработан так называемый «План формирования личности». Можете сейчас в нескольких словах сформулировать суть этого плана, и актуален ли он сегодня?
- План был разработан на семь лет – с 5 по 10 класс. И мы с родителями на собраниях не отметки детей обсуждали, а думали, как воспитать личность, над какими чертами характера детей мы должны совместно работать, как им дать возможность реализовать себя, чтобы главным было понимание: не кем быть, а каким быть. А эти истины актуальны всегда.
- Нина Никитична, если обобщить, какую роль в Вашей жизни сыграла 10-я школа?
- Определяющую. Настолько там всегда был хороший коллектив, такие талантливые педагоги! Увлеченные, трудолюбивые, доброжелательные. Всегда поддерживали друг друга. Я каждый день с благодарностью вспоминаю 10-ю школу. Директор Ольга Степановна Толмачева умела работать творчески и нам давала возможность творчески работать. Галина Семеновна Богомолова, математик, увлеченная, влюбленная в свой предмет. Вместе с физруком Михаилом Ивановичем Михеевым столько турпоходов и турслетов организовали! Литератор Галина Ивановна Нестеренко сумела влюбить в классическую русскую литературу всех своих учеников. А какой эрудит Валентина Семеновна Кузнецова! Сколько она дала ребятам знаний о разных видах искусства! О талантах и увлеченности работой Николая Александровича и Натальи Владимировны Вялых можно говорить бесконечно. В школе было три хора: октябрятский, пионерский, комсомольский. А сводный хор насчитывал аж 170 учеников! Какие золотые руки были у Петра Ивановича Макарьева! Как он прекрасно учил мальчиков труду. Удивительные были уроки у Галины Федоровны Надеевой. Она учила девочек быть настоящими хозяйками.
Вспоминаю учителей русского языка и литературы моего поколения из других школ – Лидию Федоровну Демидову, Валентину Григорьевну Володину, Аллу Дмитриевну Бравову, Зою Никитичну Працун. Таланты! Так интересно было работать, какие мы семинары проводили! Сейчас радуюсь, глядя на учителя литературы Валентину Яковлевну Гречишкину – молодец, сохраняя традиции своей родной 10-й школы, работает творчески, но-новому. Легенда гурьевской педагогики!
- Благодарная профессия – учитель?
- Благодарная. Я считаю, самые благодарные – профессии учителя и врача. Это кто-то из мудрых сказал: есть три профессии, которые очень нужны и очень сложны, это профессии учителя, врача и судьи. Я до сих пор очень тесно общаюсь с выпускниками и бывшими коллегами.
- Можете ли сегодня раскрыть свой учительский секрет успеха?
- Это работа на совесть. Учитель должен сам учиться каждый день. Трудолюбие. И любовь к профессии.
- Дайте наказ молодым педагогам.
- Учитесь, трудитесь на совесть и любите детей.
- Нина Никитична, здоровья Вам, долголетия, бодрости духа! И большая признательность от многих-многих поколений гурьян за Ваш благородный и благодарный труд!
Урок русского языка ведет Нина Никитична Тараско. 1960-е годы
Нина Тараско - ученица 9 класса школы №10. Фото из архива Н.Н. Тараско
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.