Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

27.05.2022 11:22 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 27.05.2022 г.

Патриотизм Владимира Иванова

Автор: Виктория КУДИНОВА

В военкомате висела огромная карта нашей страны. Тогда, в далеком 1984 году, это был Советский Союз – великий и непобедимый. Володя Иванов, вызванный в военкомат повесткой, очень гордился своей страной — ее огромными просторами, Победой в Великой Отечественной войне, ветеранами, завоевавшими для нас эту славную Победу. В кабинете офицер попросил Володю подойти к карте и показать Дальний Восток, а когда парень, проведя рукой вправо через всю территорию СССР, указал на самую крайнюю точку, сказал: «Вот сюда ты и поедешь служить в погранвойска». Володя еще раз окинул взглядом карту СССР и вспомнил, что в его стране самая протяженная в мире граница длиной более 62 тысяч километров! И это было счастье, что именно его направляют ее охранять. Он не подведет!

Резерв

О том, что он поедет служить на границу, Володе сообщили летом, а повестка о призыве на службу пришла только в октябре. За эти несколько месяцев он просто извелся: все боялся, кабы военные не передумали, ведь он уже спал и видел себя пограничником.

Как назло, на призывном пункте в Кемерове произошла заминка. Приехавшие из воинских частей «покупатели» быстро набрали себе команду из кемеровских ребят и уехали, а подъехавших позже Володю с еще одним пареньком оставили в резерве. Это означало, что если будет недобор в другие войска, то их перенаправят туда.

Неделю они прожили, как на иголках, а когда приехал следующий представитель погран-

войск, Володя пошел на отчаянный шаг, постучал к нему в кабинет и сказал: «Забирайте меня в свою команду!»

Вороны размером с пингвинов

Ведя рукой по карте в военкомате, Володя даже не догадывался, насколько далеким окажется Дальний Восток. До места службы ему пришлось добираться аж на трех видах транспорта: на поезде, на самолете и даже на пограничном сторожевом корабле. В дороге он преодолел четыре часовых пояса!

Полгода Владимир учился на связиста в учебке 114-го Рущукского погранотряда на Кунашире, а потом был распределен служить во 2 комендатуру на остров Итуруп. Некоторым ребятам, рассказывает пограничник, не повезло с распределением, они попали на малую гряду Курильских островов, самые мелкие из которых не имеют даже растительности, а большие напоминают крупную кочку в океане. Но приказы в армии не обсуждаются. Раз приказано охранять эти острова, значит, пограничники охраняли.

Итуруп же, по словам Владимира Иванова, остров удивительный. Слева он омывается Охотским морем, справа — Тихим океаном. На «тихоокеанской» стороне так холодно, что нет даже комаров, растительность жухлая, привычные для сибиряков березки не выше кустарников. А вот с другой, «охотской» стороны, все напротив — гигантское. Вороны по размеру сопоставимы с пингвинами, а через заросли бамбука и папоротника приходилось буквально продираться. Курьез вышел с нашим «деликатесом» — колбой. На Сахалине она растет огромная. Внимание Владимира на эту траву обратил его сослуживец, но назвал он ее странным для сибирского уха словом «черемша». «Так это ж наша колба!» — обрадовался Владимир, попробовал неизвестную траву на вкус и удивился, что при таком размере она настолько нежная и сочная. Колбу они собирали для столовой, и она вносила разнообразие в их неизменное рыбное меню.

Граница на замке

Задачей Владимира было обеспечивать проводную и беспроводную связь между заставами и погранотрядами, он принимал и отправлял сообщения, сидя в радиорубке. Был период, когда он на острове был единственным связистом, и в это время даже спал урывками. Когда появился сменщик, стал ходить еще и в наряды, патрулировал границу — 10 километров пешком от заставы в одну сторону, а потом столько же в другую, стоял на наблюдательном пункте. За отличную службу был назначен старшим пограннаряда.

Владимир Николаевич рассказывает, что нарушали советскую границу в те годы в основном японские рыбаки, все время норовившие зайти в наши территориальные воды за хорошим уловом. Их либо задерживали, либо выгоняли в нейтральные воды. Попасть на остров чужим было нереально, потому что граница очень надежно контролировалась и с воздуха, и с моря, и с суши. «Но не решался никто проникнуть на нашу территорию как раз потому, что все знали, что мы, пограничники, там, что наша граница на надежном замке, и соваться туда не стоит, — говорит Владимир Николаевич. — А была бы граница «дырявой», все было бы по-другому. Это точно так же, как с ядерным оружием. Некоторые спрашивают: «Зачем нам ядерное оружие, если на нас никто не нападает?» Так потому и не нападают, что оно у нас есть».

Как «Кемерово» к Итурупу пристал

Главное потрясение на службе случилось с Владимиром во время одного из нарядов. Он стоял на наблюдательном пункте заставы и смотрел, как причаливают в бухту различные суда. Абсолютно все корабли появлялись в бухте из-за мыса так: сначала нос корабля, потом — все остальное. А тут Владимир даже глазам своим не поверил: сначала над мысом проплыла надстройка корабля. «Это каким же огромным должен быть корабль, чтобы его надстройка была выше мыса? И что это за чудо-корабль?» — поразился Владимир и схватился за бинокулярную трубу, чтобы получше рассмотреть приплывшего гиганта. И тут пограничник не поверил своим глазам во второй раз: на корме сухогруза красовалась надпись «Кемерово»! Сам корабль был настолько огромен, что грузовики на его палубе смотрелись просто как спичечные коробки. Владимир схватил за телефон. «Скорее сюда, тут земляки приехали!» — кричал он в трубку земляку-беловчанину. «Какие еще земляки? Откуда?» — не понял тот, а когда прибежал, тоже был удивлен, как на огромных просторах нашей Родины можно неожиданно получить привет от земляков.

Кто, если не мы?!

Демобилизовался Владимир Николаевич в 1986 году, переслужил два месяца, поскольку из-за непогоды на Сахалине на остров не могли доставить смену. Домой вернулся со значком «Отличник Советской Армии» и с четким осознанием того, что такое патриотизм. «Патриотизм, — говорит он, — это то, что у тебя в голове, в сердце, в душе всегда, не только на службе. И должно быть четкое понимание, что там, за границей, за чертой, все чужое, а здесь — Родина моя, и именно я отвечаю за ее защиту и благополучие. Кто, если не я? Кто, если не мы, пограничники?!»

Это понимание привело Владимира Николаевича в 2000 году на службу по контракту в Чечню, где он пробыл без малого полгода — до самого вывода Юргинской бригады. Оно же заставило его вступить в ряды ветеранов-пограничников и взяться за строительство и благоустройство Аллеи пограничников, патриотическое воспитание молодежи.

Он, как и все пограничники, уверен, что молодежь, которой завтра выпадет честь защищать Россию, должна знать, понимать, видеть на примере, что Родина — это не только граница России (между прочим, по-прежнему самая протяженная в мире!), но и каждый клочок, каждая пядь этой земли. И не важно, что будет на этой пяди — заросший бурьяном уголок в маленьком городе, превращенный погранцами в красивую аллею, богатейшие леса с полезной колбой, бескрайние плодородные поля и луга, мощные реки и большие моря с ценной рыбой или карликовые березы и маленькая неплодородная кочка в океане — все это нужно беречь, защищать и преумножать не только на службе, но и в обычной жизни. И делать это должен каждый из нас, жителей этой поистине великой страны, делать каждый день, каждый час. Иначе, кто, если не мы?! Это и есть патриотизм.

Владимир Иванов на наблюдательном пункте заставы «Буревестник» во время службы. Фото из дембельского альбома

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

91