Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

01.04.2022 10:11 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 от 01.04.2022 г.

Особенный ребенок в семье

Автор: Ольга СИЛИВАНОВА

Что такое особенный ребенок? Для каждого родителя свой ребенок особенный. Но мы о другом. В данном случае речь идет об особенностях физического и психического здоровья маленького человечка. Психологи знают, как трудно родителям признать, что в развитии ребенка что-то пошло не так. Порой, когда проблемы становятся уже очевидными, драгоценное время упущено, приходится с трудом его наверстывать. А между тем было видно, что малыш долго не говорит, сопротивляется попыткам обнять его, отказывается от маминых ласк, не смотрит в глаза, не играет со сверстниками, резко реагирует на громкие звуки. Что делать? Куда обращаться в таких случаях? Неужели уже ничего нельзя сделать? Как жить дальше? Все эти вопросы мы задали педагогу-психологу Центра здоровья и развития личности Наталье Александровне Чебакаевой.

Наталья Александровна Чебакаева

Вовремя разглядеть

Внимательные родители начинают замечать нетипичное поведение уже у новорожденного с одного-двух месяцев. Если до года малыш не реагирует на окружающих и не улыбается маме, не тянет ручки, не интересуется игрушками – это тревожный звоночек. Если трехлетний малыш не разговаривает, любит сидеть в одиночестве, не играет со сверстниками, не реагирует на обращенную к нему речь – это серьезный повод задуматься и начать действовать.

При этом не стоит паниковать, рыдать или, наоборот, прятать голову в песок, делая вид, что ничего не происходит. Надо брать себя в руки и идти за помощью. И делать это надо сразу же, как только заметили что-то необычное в поведении малыша. В этом случае, как говорится, лучше перестраховаться.

В первую очередь родителям надо обратиться к таким специалистам, как детский психолог, невролог и психиатр. И тут, как показывает практика, у многих пап и мам возникает буря эмоций, страх, стыд, мол, зачем нам к ним, наш ребенок «не псих». Никто этого и не говорит. Взрослым надо понять, что медики обследуют малыша и скажут, что делать дальше. А подбор правильного медикаментозного лечения и занятий с логопедами, психологами и дефектологами значительно улучшит состояние ребенка и поможет ему максимально адаптироваться в окружающем мире. А если нет, то в любом случае облегчит жизнь и вам, и ему.

Правильный подход

Если специалисты подтвердят, что у ребенка есть особенности в развитии, то семья должна подстраиваться под ребенка. К нему надо найти правильный индивидуальный подход. Это непросто, это большой каждодневный труд взрослых, но это возможно и это решаемо.

Например, в детском саду №5 г. Гурьевска созданы условия в группе для детей с особенностями. В ней работают по специальным адаптированным программам для детей, в том числе и с расстройством аутистического спектра. И, как отмечают родители, улучшение здоровья деток налицо.

Пришло время отдавать ребенка в школу, и тут у родителей особенного ребенка снова дилемма: отдавать в обычную школу или специализированную? И здесь взрослым надо быть честными перед самими собой: если диагноз врачей таков, что лучше ребенку идти в спецшколу и обучаться по адаптированной программе, то упрямиться не надо. Обычная школа с ее требованиями, условиями, нагрузками может доставлять такому ребенку головные боли, вызывать нервные расстройства, истерики и, как финал, огромный стресс. А в специализированной школе (в Гурьевске это школа №6) созданы все условия для обучения особенных детей.

Случай из жизни. «Родители особенного ребенка ни в какую не соглашались отдавать его в школу №6. «Он и в обычной школе справится», — в голос утверждали они. Но уже через несколько месяцев учителя стали жаловаться, что он не успевает в учебе, не ладит с одноклассниками, нарушает дисциплину на уроках. У ребенка стали проявляться неврозы, головные боли, он стал неуправляемым, понадобилось лечение. И к концу учебного года его все-таки определили в школу №6, где он стал спокойно заниматься с педагогами по специальной программе. А мама с сожалением говорила: «Что ж я раньше этого не сделала? Только намучила ребенка».

Если все-таки специалисты после тщательного и долговременного обследования поставили ребенку диагноз «расстройство аутистического спектра» — это тоже не конец света. Родителям это надо принять и научиться жить по-другому. Как говорят специалисты Центра здоровья и развития личности, ежегодно в Гурьевском округе такой диагноз ставится примерно десяти деткам.

Многие родители задают вопрос: «Почему это случилось именно в нашей семье? Мы же все здоровы…» Причиной задержки психоречевого развития, в том числе и аутоиммунного заболевания, может быть множество факторов. Один из них – наследственность, которая досталась вашему ребенку, возможно, от ваших далеких предков. К болезни ребенка могут привести и некоторые заболевания женщины во время беременности, например, герпес, краснуха, ветряная оспа, а также стресс.

Но какие бы особенности здоровья ни проявились, ребенок должен развиваться и обучаться. Родители особенного ребенка должны понимать, что никакой диагноз не является приговором или наказанием. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому ребенку вырасти полноценным человеком, получить образование и создать свою семью.

Постарайтесь принять ситуацию, не терзайте себя мыслями о том, как такое могло произойти, подумайте лучше о том, что будет дальше. Ради благополучной дальнейшей жизни вашего малыша постарайтесь с оптимизмом смотреть вперёд. Ребенок вас очень тонко чувствует, и ваш настрой передается ему. Помните об этом и берегите себя и его.

Елена Витальевна Евдокимова, заместитель директора общеобразовательной школы-интерната №6:

- Наша школа работает по адаптированной основной общеобразовательной программе образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С ребятишками работают психологи, логопеды. Обучаемые детки учатся в классах, дети с более тяжелой степенью болезни проходят обучение на дому. Для каждого мы разрабатываем индивидуальный план обучения, даем индивидуальную нагрузку, ведь им дается только то, что они могут освоить. Вот для этого и нужны спецшколы, именно здесь такие дети чувствуют себя комфортно. Даже если ребенок не освоит школьные дисциплины, он у нас научится бытовым навыкам, например, стирать белье, гладить, прибирать в комнате, ходить в поликлинику и многому другому. Многие родители не хотят отдавать ребенка к нам в школу, не принимают его болезнь, списывают это на лень, черту характера и так далее. Но когда ребенок все-таки оказывается у нас, благодарят за то, что их дочь или сын научились быть самостоятельными в решении жизненных ситуаций. И это самое главное.

Елена Сергеевна Гусакова, дефектолог группы детей с ограниченными возможностями здоровья детского сада №5:

- В мою группу ходят дети с разными диагнозами интеллектуальной недостаточности. Помимо общих занятий для каждого у меня предусмотрена индивидуальная программа. Порой, чтобы ребенка научить спокойно сидеть на стуле, слушать и выполнять просьбы, понадобится от одного до трех месяцев. Надо заниматься месяц, изо дня в день повторять одни и те же движения, чтобы он запомнил. За три года работы мы освоили навыки самообслуживания (одеваться, складывать вещи, кушать) и адаптировались к окружающей среде, дети научились взаимодействовать друг с другом, научились меня слушать, отвечать на вопросы, сами могут что-то спросить. Также я провожу работу с родителями, уделяя большое внимание отработке пройденного материала, даю им домашние задания, потому что все, что мы делали в садике, необходимо закреплять дома. Недавно одна мама мне сказала: «Я не узнаю своего сыночка! Он стал разговаривать, играть, отвечать на мои вопросы». Я хочу обратиться к родителям, у которых растут особенные детки. Примите это, примите своего ребенка таким, какой он есть, поверьте в него и работайте с ним много и терпеливо. Ваши усилия будут вознаграждены. 

Если вам нужна помощь психологов, ждем вас по адресу: г. Гурьевск, ул. Кирова, 42. Тел. 5-43-83, тел. горячей линии 8-800-250-72-12.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5