Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

11.03.2022 13:35 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 11.03.2022 г.

Надо ли растить гения с пеленок?

Автор: Ольга СИЛИВАНОВА

Многие родители буквально с пеленок начинают воспитывать своего малыша по методикам «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пеленок», «Английский язык с рождения», ежедневно пичкая его большим объемом информации. Объясняют это тем, что мир стремительно меняется, значит, ребенку нужно дать знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от «современных» детей. Малыш усердно все запоминает и демонстрирует свои таланты перед гостями. А нужны ли эти знания малышу, делают ли они его детство счастливым? Насколько ранним должно быть обучение ребенка и в какой форме преподноситься? Что об этом думают гурьяне – родители, педагоги, специалисты-психологи

Светлана Юрьевна Бордунова, воспитатель детского сада №5:

- Если ребенок ходит в детский сад, то в школу он пойдет подготовленным. Подготовка к школе в детском саду начинается уже с младшей группы. Ребенок развивает речь, приобщается к фольклору, через игру знакомится с природными явлениями, животным миром и так далее. В старшей и подготовительной группах детей знакомят с буквами и звуками. Дети умеют считать, решать элементарные задачки. С детьми, имеющими дефекты речи, занимается логопед. А главное, в детском саду дети учатся жить в обществе, общаться со сверстниками, договариваться, жить без конфликтов. Я считаю, что этих знаний ребенку достаточно, чтобы быть успешным в 1 классе.

А вот найти занятие по душе ребенку надо помочь. Присмотритесь, родители, что он делает с удовольствием: гоняет мяч, рисует, поет. Если затрудняетесь, вам помогут воспитатели, которые каждый день находятся вместе с малышом и наверняка заметили его интересы и способности.

Ребенок должен насладиться детством, вдоволь наиграться, чтобы в школе начать работать. Ведь учеба – это трудная, ответственная работа, требующая много сил, сосредоточенности и ответственности.

Светлана Викторовна Кудряшова, учитель начальных классов школы №5:

- Я очень рада, когда ко мне в 1 класс приходят детки подготовленные. В моем понимании подготовленные дети – это те, которые умеют в руке держать ручку и карандаш, в тетради видят и различают строчки и клетки, знают цвета, формы предмета, явления природы. А самое главное, это когда первоклассники умеют слушать. Вот чему дома надо учить детей! Для этого родителям надо обязательно читать малышам сказки. Читать много, а потом вместе с ребенком обсуждать главных героев, самим придумывать окончание сказки. Хорошо бы и самим сочинять маленькие рассказики. Ребенок научится думать, анализировать, мечтать. К тому же у него будет пополняться словарный запас. Сейчас нередки случаи, когда первоклассник не может объяснить явление природы, рассказать о себе и о своей семье. «Да, нет» – вот и весь ответ. Я работаю в школе уже 26 лет и могу сказать, что раньше у деток была лучше развита речь, они уже в начальной школе писали интересные сочинения.

Очень часто родители будущих первоклассников одержимы идеей во что бы то ни стало научить детей писать, считать и читать до школы. Конечно, если ребенок к первому классу будет знать буквы и цифры, немного считать и складывать слова – это замечательно. Но вот дома учить ребенка правописанию не стоит, это должен делать только учитель.

Особое внимание родителям надо обратить на дефекты речи малыша, и если они есть, обязательно обратиться к специалистам и исправить их. К сожалению, сейчас все больше детей не выговаривают буквы, проглатывают окончания слов. Дети с дефектами речи в школе неправильно пишут, и это не исправить, пока ребенок не научится правильно говорить.

Светлана Васильевна Швецова, педагог-психолог Центра «Здоровье и развитие личности»:

- У дошкольника очень хорошая механическая память. Малыши, едва начав разговаривать, без особых усилий запоминают длинные стихотворения, страны и континенты, планеты, флаги стран, животных, иностранные слова. Родители и рады стараться, «нашпиговывают» свое чадо всевозможными знаниями. Вскоре их ребенок превращается в маленького гения и готов ехать на передачу «Лучше всех!» Но порой, когда у таких детей спрашиваешь: «Где ты живешь?», «Как зовут твою маму и где она работает?» или «Давай порассуждаем, где зимой ночует белка и куда плывет облачко», — многие вдруг теряются и замолкают.

Все дело в физиологическом развитии мозга. Только к 7 годам у ребенка идет созревание лобных долей мозга, которые отвечают за внимание, мышление, память и произвольность (умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам), и у него включается память логическая и смысловая. В это же время идет интенсивный рост трубчатых костей, то есть к школе у детей быстро растут руки и ноги. Один из тестов, который мы проводим с детьми на предмет готовности к школе, состоит в том, чтобы ребенок рукой через голову достал до противоположного уха. Не достал — значит, головной мозг еще не созрел, и ребенку рановато садиться за парту.

Но развивать и готовить ребенка к школе надо, это однозначно. Только подходить к этому нужно внимательно и осторожно. Надо ли до школы ребенка учить писать, читать и считать? Надо, но в пределах разумного, и учитывая интерес и желание ребенка. Если ребенок к 7 годам знает буквы и цифры, немного читает и считает — этого достаточно. Не надо учить таблицу умножения и писать диктанты, этому научат в школе. Небольшая домашняя подготовка поможет первокласснику быстро осваивать материал, быть уверенным на уроках и лучше запоминать.

Помните, что все занятия с ребенком дошкольного возраста должны проходить в форме игры и по его желанию. Ни в коем случае нельзя заставлять, кричать, а уж тем более наказывать за то, что малыш не хочет заниматься.

Случается, что до школы родители дома проходят с ребенком всю программу 1 класса. Это плохо для малыша, родители оказывают ему медвежью услугу. Представьте, весь первый класс ребенок сидит за партой и скучает, ему неинтересно слушать учителя. Для него все легко и просто, он не прилагает никаких усилий, чтобы получить знания. А когда во 2 классе ему вдруг надо самому что-то выучить, он начинает паниковать, теряется, потому что не умеет этого делать. Поэтому любая подготовка к школе должна быть разумной, на пользу малышу, а не во вред ему. Обратите внимание на формирование социально-бытовых навыков ребенка и умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Теперь что касается дополнительного образования. Хорошо, когда родители хотят, чтобы их ребенок рос разносторонне развитым – умел петь и танцевать, рисовать, играть в футбол, занимался карате, и начинают водить его по разным кружкам и секциям. Важно, чтобы вашему ребенку это было по силам. А то в некоторых семьях к вечеру малыш, выжатый, как лимон, валится с ног, капризничает, отказывается есть и, не дойдя до кровати, засыпает на стуле. Взрослым стоит задуматься: не многовато ли дополнительных занятий они взвалили на малыша? Такой нагрузкой можно подорвать детское здоровье. Не надо делать из ребенка гения, надо просто любить его, проживать вместе с ним его детство, познавать вместе с ним окружающий мир, а главное, свои родительские амбиции соизмерять с возможностями вашего малыша.

Марина Владимировна Букалова, мама 5-летней дочки:

- Моя дочка ходит в детский сад, там она готовится к школе, и каких-то особых знаний и умений я от нее не требую. Я считаю, что не стоит нагружать ребенка, тем самым ломая его психику. Я помню свое детство — мне вовсе не хотелось сидеть за тетрадками и писать, и мама меня не заставляла. А читать я научилась в 5 лет мимоходом, слушая, как занимается старшая сестра.

У моего ребенка детство проходит в играх, но не простых, а с «изюминкой», которые мы сами же и придумываем. Например, лепим пельмени и сразу же проговариваем считалочки, складываем пазл и одновременно придумываем сказку, идем по улице, читаем вывески и придумываем к словам рифмы. Я считаю, что для ребенка до школы главное — научиться верить в себя, быть открытым, не бояться общаться, уметь находить выход из ситуаций. Этому я и стараюсь научить свою дочь.

Чтобы развивать творческие способности дочери, мы ходим в общеэстетическое отделение ДШИ, где она занимается танцами, музыкой, рисованием, актерским мастерством. Этого достаточно, чтобы не перегружать ребенка. Я уверена, что к 1 классу дочка определится, что ей больше по душе, и будет заниматься любимым делом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2