Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

08.04.2020 15:49 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 08.04.2020 г.

Мы внуки героя

Автор: Елена Беседина

Я всегда знала, что мой дед Дмитрий Антонович Селиванов – фронтовик, герой, удостоен ордена Красной Звезды. Но из жизни он ушел рано, почти за 20 лет до моего рождения, поэтому я не имела счастья знать его лично, не слышала его рассказов о войне. Моя бабушка, его жена Надежда Васильевна пережила его на 50 лет, практически на целую жизнь. Она больше не вышла замуж, навсегда осталась верна своему Мите. Мы же, их внуки и правнуки, навсегда останемся верны памяти о них, их доброму имени и их героическому прошлому.

Родом мои дед с бабушкой были из Алтайского края, с. Кузнецово. Их поженили еще подростками, но жизнь свою они обустраивали не на Алтае. Тогда ведь сотни и тысячи раскулаченных крестьян бросали свою землю и ехали, куда глаза глядят. Так случилось и с Селивановыми. Семья была зажиточная, по рассказам бабушки на стане у них жили коровы, кони, свиньи, а куриц и другую мелкую скотину и вовсе в хозяйстве не считали. Накануне люди шепнули, что придут за ними завтра. А уж как раскулачивали да как людей из деревни угоняли, уже ни для кого секретом не было. Собрали тогда Селивановы ночью свои пожитки, сколько в телегу влезло, и отправились, куда глаза глядят. Бабушка рассказывала, как поднялись они на горку и, глядя на родное село Кузнецово, ревели белугой. А в это время деревенские, зная, что Селивановы в бега подались, буквально растаскивали их дом по бревнышку.

Куда ехали, зачем — не знали. Оказались в Гурьевске, здесь и остались. Сначала жили в землянке, потом дед мой Дмитрий Антонович построил дом, он и сейчас стоит на ул. Дзержинского. Родились двое детей. Дед устроился на Гурьевский металлургический завод. А тут и война. Бабушка говорит, что дед на самом деле прошел три войны. Сначала его призвали на Финскую в 1939 году. На Великой Отечественной он воевал, судя уже по официальным документам, с 1941 года. На сайте «Память народа» я нашла карту его боевого пути на Первом Прибалтийском фронте летом и осенью 1944 года. Именно там он был удостоен ордена Красной Звезды. В Наградном листе указано следующее: «В бою за населенный пункт Вазерайни 7 октября 1944 года уничтожил две пушки, один пулемет и эвакуировал с поля боя подбитую самоходную установку. В бою за населенный пункт Мажейкяй 17 октября 1944 года уничтожил один транспортер, одну пушку, один пулемет противника. Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды». Служил мой дед механиком-водителем СУ-85 1022-го самоходного артиллерийского полка, другим словами, он был танкистом. По воспоминаниям опять же бабушки, дед горел в танке четыре раза, а уж сколько он видел сожжённых сел и деревень, разоренных и выгоревших дотла земель…

Осенью 1944 года за освобождение Литвы шли ожесточенные бои. По официальным данным, 80 тысяч бойцов и командиров Красной Армии на тех рубежах погибли, 112 солдат в ходе операции были удостоены звания Героя Советского Союза, свыше 332 тысяч человек были награждены медалями и орденами.

Домой дед вернулся только в начале 1946 года, потому что была в его биографии еще и война с Японией. В конце того же года родился мой папа — Василий. Дед с бабушкой после войны успели родить еще троих детей. Дед работал на ГМЗ в цехе крепежных изделий. Мирная жизнь, казалось, наладилась, да только ненадолго. Дед погиб 26 сентября 1954 года, ему было всего 44 года. Они с бабушкой ехали на мотоцикле с картошки. В них врезался грузовик. Дедушка погиб на месте – 2-сантиметровая рана на виске оказалась смертельной, а бабушка в коме попала в больницу…

В бессознательном состоянии с тяжелейшей черепно-мозговой травмой она пролежала десять суток. Врачи только разводили руками и говорили: «Готовьтесь к худшему». Родной брат моего деда Федор в конце концов взмолился: «Да сделайте же что-нибудь, у нее же теперь на руках пятеро детей!..» К слову сказать, младшему Толику было только 8 месяцев. То ли врачи вразумели, то ли Боги услышали эти молитвы, только бабушка моя выкарабкалась. Одна подняла детей. Слава Богу, старшая Рая уже была взрослая, работала на заводе, вовсю помогала матери. Корова, огород помогли выжить семье. Все стали достойными людьми, создали семьи. Сегодня в Гурьевске живет немало Селивановых и их отпрысков именно той героической крови. К слову сказать, в их числе и я.

Бабушка моя прожила до 94 лет. Над ее столом всегда висел портрет деда. И мы всегда знали, что мы внуки героя. Теперь мне кажется, что этого знания очень мало. Но время уже не повернуть вспять, чтобы еще что-то у бабушки расспросить, вызнать, да и просто погоревать вместе о ее такой непростой женской судьбе и такой короткой жизни деда. Остается только сказать: «Спасибо тебе за эту память и прости нас за то, что, может, что-то особенно важное мы так у тебя и не спросили…».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9