Недра земли – своими глазами
Благодаря журналисткой профессии я знаю, своими глазами видела, как убирают пшеницу, пекут хлеб, льют сталь, сажают лес, и как добывают уголь — тоже видела не один раз. Это было на нашем единственном в округе угольном предприятии — разрезе «Шестаки», а вот в шахте – нет, не была, не знаю. Вернее, не знала до настоящего времени, поскольку буквально пару недель назад мне выпала уникальная возможность надеть шахтерскую спецовку и впервые в жизни спуститься на несколько сот метров под землю. Я это сделала вместе с коллегами-журналистами и шахтерами шахты «Костромовская» в Ленинске-Кузнецком.
Перед спуском
Спуск в шахту был организован в связи с приездом в Кузбасс председателя Союза журналистов России Владимира Соловьева, который приехал на Кузнецкую землю в первый раз. Участником экскурсии под землю стала целая делегация кузбасских и столичных журналистов, которыми всегда движет профессиональное любопытство и жажда новизны. Шахтеры радушно встретили нас, но никаких поблажек в процессе подготовки к спуску для нас не было. Медосмотр, инструктаж по технике безопасности, знакомство с картой горных выработок, обучение по использованию самоспасателя. Все по полной программе. А потом экипировка. Процесс занял немало времени. Только наматывание портянок чего стоит! Нательное белье, штаны, жилет, куртка, шапка, сапоги 42 размера, ремень для удержания батареи для фонаря, сам фонарь, каска, очки, перчатки, маска-лепесток, бутылка воды и самоспасатель весом килограмма три. Все это надеть, застегнуть, намотать, положить, закрепить и ничего не забыть помогала хрупкая темноглазая девушка, она успевала и сама экипироваться, и нам давать советы. Стало понятно, что в шахте она не новичок, спускается туда регулярно. Должность обязывает. Евгения Логутенко – маркшейдер, она рассказала нам, что работает на шахте уже десять лет. И хоть стать маркшейдером с детства она не мечтала, но профессией довольна – зарплата достойная, дело надежное, ответственное. Ведь именно маркшейдер планирует и контролирует все этапы разработки горных выработок, их стыковок, корректирует процесс. Дважды в неделю она железно спускается в шахту. В этот раз у нее были спутники в лице любопытных журналистов, за которыми нужен глаз да глаз.
Внизу, в лаве
Нас на вахтовке привезли к стволу, усадили в тесный подвесной дизель-локомотив, сказали: «Не высовываться!» — и повезли в глубь земной толщи. Наш путь длился 40 минут, мы преодолели около трех километров и оказались на глубине 280 метров – это порядка 18 пятиэтажек вниз! У нас было достаточно времени привыкнуть к скудному освещению тоннеля и взвеси инертной пыли в воздухе, кстати, приобретаемой в гурьевском ООО «Инертник», к мерному движению дизеля, мы успели рассмотреть подземные сооружения и коммуникации и даже подумать о шахтерском призвании тех, кто это делает раз за разом, день за днем…
Дизель нас доставил к лаве, где, пройдя еще какое-то расстояние по щиколотку в воде, плечом к плечу, мы увидели комбайн. Начальник шахты Евгений Моженин рассказал нам, что уголь добывается с помощью комплекса, который включает в себя очистной комбайн, забойный конвейер, механизированную крепь, пускозащитную электроаппаратуру и систему автоматизированного управления механизированным комплексом и конвейерной линией, комплект электрооборудования и гидравлику управления механизированной крепью. Это значит, что уголь сегодня добывается не отбойным молотком, который находится в руках черного от угольной пыли шахтера, а буквально нажатием кнопки агрегата.
Мы все это увидели своими глазами. Пуск. Механизмы запустились, и огромные шнеки комбайна начали буравить угольный пласт. Заместитель начальника шахты по производству Андрей Павлюкевич протянул мне комок — черный, блестящий. Разглядываю, как будто в первый раз вижу уголь, и кладу в карман. Это будет для меня памятный камень из недр земли – щедрой и жестко испытывающей на прочность одновременно.
Одна из лучших
Добывается здесь коксующийся уголь ценной марки Ж, уникальный по своим характеристикам. Обогащается он на фабрике ООО «ММК-УГОЛЬ», а полученный концентрат поставляется материнской компании – Магнитогорскому металлургическому комбинату.
Шахте «Костромовской» всего 15 лет. И это одна из самых молодых и перспективных шахт Кузбасса. По итогам конкурса «Кузбасс – угольное сердце России» «Костромовской» было присвоено звание «Лучшая компания Кузбасса». Сегодня предприятие активно развивается, оснащается современным оборудованием, применяются новые методы и технологии, поскольку шахта газовая и требует беспрецедентных мер безопасности. Балансовые запасы коксующихся углей здесь составляют 134,7 млн тонн. Сегодня шахта добывает 3 млн тонн угля в год, и этот уровень добычи планируется сохранить еще три десятка лет.
Знание и признание
Выйдя на поверхность из темного тоннеля шахты, мы щурились на солнце и радовались ему, как дети. Прошло всего несколько часов с начала нашего путешествия, а как все изменилось! И день стал светлее, и мы друг другу стали ближе, и шахтерская стезя стала по-кузбасски понятнее и роднее. Встретив возвращающихся со смены шахтеров, мы, заглядывая им в глаза, как будто уже понимали о них гораздо больше – и про адреналин профессии, и про тяжесть амуниции, и про шахтерское братство, и про минуты раздумий, пока движется медленный вагончик-локомотив… И еще о том, что посвящение в шахтеры – это не про измазанное углем лицо и не про «сто грамм», выпитые залпом, а про особое доверие, ответственность, смелость и честь добывать черное золото России.
Фотосъемку в шахте наш коллега из «Беловского вестника» фотокор Вячеслав Светличный производил на специальный взрывозащитный аппарат, который нам предоставили сами шахтеры.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.