Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

01.09.2021 09:46 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 30.08.2021 г.

От руля и «до угля»

Автор: Виктория КУДИНОВА

На землю родного разреза «Шестаки» Александр Синкин впервые ступил 18-летним пареньком, будучи водителем КрАЗа. Сегодня он — машинист буровой установки DML 1200, умеющий бурить скважины «до угля», то есть не заданного метража, а точно до начала угольного пласта, ориентируясь не столько на расчеты специалистов, сколько на свою профессиональную «чуйку». Это тонкая работа, так могут бурить только профессионалы экстра-класса.

Уголь.

Знакомство

Передо мной лежит несколько черно-белых фотографий. На одной из них 12-летний Саша гордо стоит на подножке бульдозера. На другом снимке он рядом с отцом на фоне огромного ковша экскаватора. Обе фотографии сделаны на угольном разрезе в Якутии, где отец Саши Сергей Константинович работал экскаваторщиком. Тогда мужики порой брали с собой на работу сыновей, чтобы мальчишки могли прокатиться в кабине их машины, подышать тем же воздухом, что и они сами, проникнуться атмосферой карьера, ощутить под ногами мощные пласты угля, дающего семьям горняков доход и стабильность, дарящего их краю тепло и процветание. Бывал Саша и на угольной обогатительной фабрике в Якутии, где трудилась его мама Лидия Васильевна. Так что познакомился поближе он с главным богатством нашего края еще в детстве, но по-настоящему понимать, чувствовать уголь научился гораздо позже — уже здесь, в Кузбассе.

Руль должен

быть круглым!

Вдохновившись в детстве разрезовской техникой, он мечтал, что, когда вырастет, станет работать трактористом, но вышло иначе. После окончания школы вернулся из Якутии в родной Гурьевск и был направлен от военкомата в ДОСААФ — учиться на водителя. Получив права, перед армией успел немного поработать в грузовом АТП. Правда, из-за отсутствия водительского стажа работал больше в слесарке, на ремонтах. «Изучал автомобили изнутри», — смеется Александр и добавляет, что дело это – разобрать и собрать автомобиль — очень любил тогда и уважает до сих пор. Даже свой «Citroёn», к которому, казалось бы, без специальной техники и профессиональных навыков не подступишься, старается по возможности разбирать и собирать только сам. А вот мопеды и мотоциклы, которые любят многие мальчишки, не любил никогда. «Руль, — говорит, — должен быть только круглым!»

В армии после учебки его посадили на автомобиль «Урал». На нем он и колесил все годы службы. Вернулся домой опытным водителем. Приставленный к нему в грузовом АТП для стажировки наставник после первой же поездки сказал: «Чему я могу его научить? Он и так все умеет!», — и Александру доверили КрАЗ.

Отец грузит, я отвожу

В советские годы своих автомобилей у предприятий почти не было. Грузы возила техника ГАТП. Александра прикрепили к «Шестакам». Именно в те годы ему удалось немного поработать бок о бок с отцом, также вернувшимся к тому времени из Якутии и работавшем на «Шестаках». Частенько получалось так, что отец отгружал породу или уголь, а Александр вывозил.

Ушел с ГАТП он в 1996 году. К тому времени появилась семья, а зарплату на разваливавшемся предприятии им платить почти перестали.

Пришел устраиваться на Гурьевский рудник. Там предложили на выбор две вакансии – путейца или на буровой станок. Выбрал станок. «Прикольная машинка, здоровая, на пульте управления, а мы, мужики, все, как дети», – объясняет свой выбор Александр. С тех пор прошла без малого четверть века, а о своем выборе он ни разу не пожалел. «Первое время, — рассказывает, — я на работу вообще не ходил, а летал, так мне все нравилось. Мы же на руднике сами и бурили, и возили взрывчатку, и заряжали. Потом смотришь на взрыв – о-о-ох, красиво!»

Бурильщик –

профессия творческая

На «Шестаки» Александр устроился 15 лет назад, когда на руднике попал под сокращение. И здесь, по его словам, работа оказалась еще более интересной, даже творческой. «Что может быть творческого в бурении скважин?» — удивляюсь я. «На руднике была железнодорожная вывозка, поэтому площадки были ровные. Подъехал, убрал оставленный маркшейдером колышек, отбурил положенные метры, поставил колышек на место — и все. В «Шестаках» организован автовывоз, поэтому площадки совсем другие, более интересные и всегда разные. Здесь, прежде чем начать бурить, надо подумать, как именно подъехать к очередной точке, чтобы не завалить станок, правильно пробурить и потом, отъезжая, не «затоптать», не испортить только что пробуренную скважину. Спасибо моему помощнику Андрею Владимировичу Персину, который всегда поможет и вовремя подскажет, как лучше сделать. Частенько бывает, что маркшейдер в паспорте площадки указывает, что бурить нужно не какое-то определенное количество метров, а «до угля» — тут важно чувствовать машину и пласты, не проспать момент, когда заканчивается порода и начинается уголь. Если чуть зазевался, считай, скважина испорчена — уголь после взрыва смешается с породой, брать будет нечего».

Герой компании

Александр машину чувствует хорошо – по звуку работы двигателя, по вибрации, по другим нюансам, ведомым только бурильщикам-профессионалам. За это его ценят коллеги и руководство, поэтому именно ему частенько доверяют бурить самые сложные участки, а к профессиональным праздникам нередко вручают благодарственные письма и грамоты. К примеру, в прошлом году, к полувековому юбилею разреза «Шестаки» Александр был удостоен корпоративной награды АО «Стройсервис» — звания «Герой компании». Это непростая награда, она присуждается работникам за особые заслуги перед родным предприятием, тем, для кого карьерный воздух и угольный пласт под ногами – это нечто большее, чем просто воздух и камень, тем, кто хорошо понимает, что уголь – это тепло и уверенность в завтрашнем дне не только для его семьи, но и для всего региона, для кого мерка «до угля» была и остается самой емкой и понятной.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

37