Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

28.07.2021 15:54 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 28.07.2021 г.

Тайны гурьевского следствия

Автор: Виктория КУДИНОВА

Работа следователей благодаря многочисленным телесериалам все время на виду. Кажется, уже все о ней рассказано тысячу раз, и не осталось никаких профессиональных тайн. Однако заместитель начальника Отделения МВД России по Гурьевскому муниципальному округу — начальник следствия, подполковник юстиции Ольга Сергеевна Мастяева говорит, что всему, что показывают про работу следователей в кино, верить нельзя, и накануне профессионального праздника следователей раскрывает нам настоящие тайны следствия.

- Ольга Сергеевна, я так понимаю, суть работы следователя состоит в раскрытии преступлений.

- Нет, раскрытие преступления — это установление виновного лица, а расследование — доказывание вины. Мы расследуем. Следователь направляет ход расследования, принимает решение о производстве следственных действий. Раскрытым дело может считаться тогда, когда установлен подозреваемый.

Вот, к примеру, случилось ДТП. На место происшествия выезжает следственно-оперативная группа, в состав которой обязательно входит следователь. Приехали, видим перед собой три перевернутых машины, есть погибшие, есть пострадавшие. С чего все началось? Кто виновен? Куда двигались автомобили? Мы должны ответить на эти вопросы. Начинаем опрос свидетелей. Но потерпевшие в шоковом состоянии, свидетели говорят разное, один что-то видел, другой слышал, третьему показалось. Задача следователя — вычленить из этого объема противоречивой информации правду и кусочек за кусочком восстановить объективную картину произошедшего. Наша работа в этом смысле похожа на складывание пазлов.

- В кино во время расследований любят рисовать красивые схемы…

- Я, когда работаю, много пишу, сопоставляя данные. Когда дело особенно сложное, можем собрать совещание, чтобы обсудить дело с коллегами, с прокурором. Но, поверьте, проходят они совсем не так, как в кино. В кино вообще все не так, начиная с цвета погон сотрудников следствия (у нас они серо-синие) и заканчивая блокнотом, с которым следователь приезжает на место происшествия. Какой там блокнот! В реальности он выезжает с толстенной папкой, в которой стопка бланков и протоколов, и расписываются свидетели не один раз в протоколе, а минимум шесть.

- А чем вы отличаетесь от сотрудников Следственного комитета России?

- Наша работа схожа, мы руководствуемся одними и теми же законами, но у нас разная категория дел. Сотрудники СК расследуют дела по более тяжким составам (убийства, изнасилования и т.д.), мы – кражи, грабежи, разбои, ДТП, причинение тяжкого вреда здоровью, мошенничество, экологические преступления, незаконный оборот наркотических средств и многое-многое другое.

- У следователей есть специализации?

- По штату у нас должно работать 15 человек, но сегодня работает 10, поэтому все следователи у нас универсалы. Однако специализация все же есть. К примеру, старший следователь Ольга Владимировна Кузнецова, которая работает у нас уже 13 лет, занимается преступлениями экономической и коррупционной направленности, преступлениями против личности. Юлия Сергеевна Яцук работает в следствии около 8 лет, ее сфера – незаконный оборот наркотиков. Екатерина Геннадьевна Юхновец и Татьяна Михайловна Богомолова работают около пяти лет, их основная специализация — ДТП. Дмитрий Сергеевич Автушкин занимается расследованием экологических преступлений (незаконными рубками). Обязанности моего заместителя исполняет Марина Валерьевна Цепанова. Преступлениями, связанными с несовершеннолетними, занимается в основном Оксана Евгеньевна Бикмаева. Преступлениями в сфере информационных технологий занимается молодой перспективный следователь Наталья Сергеевна Варченко. Еще у нас есть Юлия Витальевна Харинова, приехавшая к нам из другого региона. Пока у нее идет стажировка, но мне кажется, из нее получится хороший следователь.

- А какими качествами нужно обладать, чтобы стать хорошим следователем?

- Быть ответственным, решительным и принципиальным. Следователь должен понимать, что от него зависит судьба человека. Пропустил ты какой-то важный факт, не перепроверил информацию, и вот уже вырисовывается совсем не та «картинка», что была на самом деле. У нас бывают случаи, когда люди, не понимая всей ответственности, оговаривают себя, чтобы выгородить кого-то. И следователь должен это понять, объяснить человеку, что ему грозит, а не идти по пути наименьшего сопротивления. Но главное, у человека, который хочет стать следователем, должны гореть глаза, он должен хотеть работать в следствии. Кстати, у нас есть вакансии следователей. Приглашаем молодых людей к нам в отделение.

- А кто может прийти?

- Любой гражданин до 40 лет, не имеющий судимости, годный по состоянию здоровья и имеющий высшее юридическое образование. У мужчин за плечами должна быть армия.

- Во многих профессиях, когда приходишь на работу, тебе говорят: забудь все, чему тебя учили в институте, в реальности все не так. Когда Вы пришли на работу, у Вас как было?

-Я сначала после Беловского колледжа на базе КемГУ пришла работать в отдел, а потом уже окончила Омскую Академию МВД России. Как практик часто спорила с преподавателями-теоретиками.

В отделе учили меня работать настоящие профессионалы, в милиции тогда был выстроен целый институт наставничества. Начальником следствия был Александр Евгеньевич Усачев. Работали Татьяна Зауровна Кваснюк, Александр Сергеевич Верхорубов, Роман Дмитриевич Портянников, Тамара Михайловна Лошкарева, Анатолий Викторович Карпов. Моим наставником был Андрей Леонидович Лановский. Эти люди научили меня правильно мыслить, проводить допрос, собирать тот самый «пазл», юридически грамотно говорить. У следователей же совсем другой язык, нежели у обычных людей. Мы говорим, к примеру, не украли, а «похитили»; не убили, а «причинили вред здоровью, повлекший смерть».

Многие ветераны до сих пор помогают нам. Лично я часто обращаюсь к Ирине Владимировне Путилиной. Она много лет занималась экономическими преступлениями, и с ней всегда можно обсудить сложную ситуацию, она подскажет, что делать.

- Первое свое дело помните?

- Еще бы! Это была кража телевизора из ДК в Раздольном. Я тогда проходила практику во время учебы в колледже.

- Нашли преступников?

- Нет, преступление было, как у нас говорят, «темное» – «глухарь» или «висяк», как выражаются в кино.

- А первое переданное в суд дело помните?

- Да, в Горскино женщина-бригадир избила доярку, причинила ей вред здоровью — сломала ребра.

- А когда следователь испытывает радость от качественно сделанной работы?

- Радостью это назвать сложно, потому что всегда есть в нашей работе тот, у кого горе, даже если это подозреваемый, но чувство удовлетворения испытываем тогда, когда сшиваем расследованное дело и передаем прокурору. Первые несколько дел мне, кстати, сшивал мой наставник Андрей Леонидович Лановский. Я тогда еще дрель в руках держать не умела (смеется).

- Дрель! Работа в следствии явно закаляет.

- Я в следствие 15 лет назад пришла уже закаленной. До этого успела немного поработать в уголовном розыске — занималась розыском без вести пропавших людей, неопознанными трупами, приходилось и в морге часто бывать, и пальчики «катать» умершим. Это было что-то типа шоковой терапии, которая сформировала мой характер.

- А почему не остались в уголовном розыске?

- Во-первых, когда я была на практике в следствии, мы уже договорились, что как только следователь, собиравшаяся на пенсию, уйдет, меня возьмут. А у нас в следствии от своих слов отказываться не принято. Во-вторых, мне было интересно работать именно в следствии – расследовать уголовные дела, общаться с людьми. Жулики же тоже разные бывают. Вот сидит передо мной человек, он за решеткой провел больше времени, чем мне лет, а мне нужно его допросить — найти к нему подход, понять его психологию. Это увлекает.

- Есть какой-то случай, который Вы запомнили на всю жизнь?

- Много всего. Помню, например, несколько лет назад выезжали на ДТП, в котором погибла женщина. Ей захотелось выпить кофе, а кафе в городе тогда не было. Она уговорила друзей съездить в кафе на трассе. Поехали вчетвером. Съездили, а на обратном пути машина съехала с трассы, все живы, а женщина погибла. Вот тебе и попила кофе…

Был еще случай. Обратилась женщина с заявлением найти цыганку, которая похитила у нее золотые украшения. Через несколько дней нашли цыганку, которая оказалась… переодетым в женскую одежду парнем, он и совершил ряд краж. У парня документов не было, когда родился, не знал… Ну и намучились мы с ним!

- Не боитесь покойников? Никогда не плачете на выездах? Всякое ведь случается…

- Покойников не боюсь, научилась для себя воспринимать их просто как восковые фигуры, иначе работать не сможешь. А что касается слез… Бывает… Следователь ведь тоже человек. Вот несколько дней назад погиб мальчишка, мама его плачет, и я с ней плачу, у меня ведь тоже два маленьких сына.

- Что самое сложное в работе следователя?

- Отсутствие личного времени. Если бы не наши близкие, дети росли бы безнадзорными, хоть на учет ставь (смеется).

- А в целом работать сейчас легче, чем раньше, или сложнее? Сегодня ведь и наука продвинулась вперед, и интернет появился.

- Благодаря интернету и новым технологиям, конечно, информацию получать легче. Но не на столько, на сколько думают люди. К нам часто обращаются по поводу потерянных телефонов. Приходят, говорят: «Найдите», а сами не помнят даже, где примерно его потеряли. Ну, нет у нас такого оборудования, чтобы мы нажали, как в фильмах, на кнопочку, и у нас высветился квадрат с вашим потерянным или украденным телефоном! Другое дело, если вы хотя бы предполагаете, где его могли у вас похитить. Вот обратилась женщина недавно, точно помнит, что телефон оставила на кассе в магазине, вернулась, но там говорят, что не видели. Мы выехали, отсмотрели записи с камеры, выяснили, что телефон взял мужчина, и нашли похитителя.

Тяжелее стало работать от того, что люди обращаются в полицию по поводу и без. В декабре 2020 года нас подключили к единой службе спасения 112, и с того времени идет просто вал обращений: «я утопил телефон, приезжайте, посмотрите своим оборудованием, где он», «я вчера купил спирт, а сегодня проснулся, не нашел его, наверное, кто-то его украл», «сосед пнул кошку», «бывший сожитель не отдает 150 рублей» и тому подобное. Находилась на суточном дежурстве в субботу, было 37 сообщений о происшествиях, из них только два – о преступлениях. Но на каждое обращение выезжает группа немедленного реагирования, даже если в возбуждении уголовного дела будет отказано.

- А каких преступлений сегодня больше?

- В год в отделении возбуждается около 600 уголовных дел. Из них примерно 70% – это преступления против собственности и преступления в сфере экономики – кражи, коррупция, грабежи, мошенничества. По 10% — это преступления, связанные с IT-технологиями, причинение тяжкого вреда здоровью, экологические преступления. Отмечаем рост преступлений, связанных с IT-технологиями, причем на уловки мошенников попадается все больше молодых людей.

- Что пожелаете коллегам в преддверии праздника?

- Я пожелаю нашим близким терпения, потому что жить рядом с человеком, который все время на работе, невероятно сложно. А коллегам – сил, здоровья, любить свою работу, чтобы глаза горели, а пазлы складывались быстро и правильно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41