Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

30.06.2021 09:25 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 30.06.2021 г.

Через неделю в деревню вошли немцы…

Автор: Ольга Силиванова

Когда началась война, Розе Ивановне Сигединой было 10 лет. Жизнь девочки в один момент разделилась на «до» и «после». Детские воспоминания Розы Ивановны – это не беззаботные игры и счастливый смех, а фашисты, тюрьма, пулеметные очереди и холодящий душу страх.

Фашисты приехали

на мотоциклах

Родом Роза Ивановна из Белоруссии. До войны семья жила в деревне под Могилевом. Когда в 1937 году умер отец, на руках у матери осталось четверо детей, Розе было всего 6 лет. Мама работала на ферме, дети ходили в школу, а после прибегали к ней, чтобы помочь пасти телят, кормить поросят. Так и жили до 1941 года.

Жарким июньским днем Роза с сестрой шли на ферму, как вдруг в небе увидели самолеты. Девочки стали прыгать, радоваться и махать руками – они никогда прежде не видели летающих машин. Но детскую радость прервала страшная весть – началась Великая Отечественная война.

Уже через неделю в деревню на мотоциклах въехали немцы. Фашисты ходили по домам, присматривая себе жилье. «Немецкие солдаты забирали у нас скотину, зерно, муку, — вспоминает Роза Ивановна, – а потом заставляли работать на них за еду — заготавливать лес, выращивать хлеб, молоть зерно. Кормили нас два раза в день похлебкой с кусочком черного хлеба. Я слышала, как женщина, которая варила еду для немцев, рассказывала, из чего была та самая похлебка. Когда варили суп немцам, кусок мяса клали в большой бак, вода закипала, поднималась пена, мясо вытаскивали, а в бак бросали картофельные очистки. И мы ели это, чтобы не умереть с голоду».

Тюрьма

Роза Ивановна рассказывает: чтобы выжить в холодные зимы, жители деревни ходили за 8 км на железнодорожную станцию менять овощи на спички и керосин. Обычно это делали взрослые, но однажды зимой на станцию с соседскими женщинами пошла Роза и попала в облаву. «Мы уже подходили к станции, как вдруг нас окружили немецкие солдаты в белых маскировочных костюмах и закричали на ломаном русском: «Руки верх!», — вспоминает Роза Ивановна. – Нас завели в какой-то дом, народу было много, но людей приводили и приводили. На второй день на поезде нас переправили в г. Толочино. В здании школы была комендатура, нас завели в кабинет, за столом сидели немцы, а возле стены на лавке лежал мужчина, которого два солдата били плетками. Мужчина не кричал от боли, он только тихо стонал, а потом стал хрипеть. Я заплакала и отвернулась».

В комендатуре пленных переписали и отвели в тюрьму. Эта была небольшая грязная и душная комната в сыром подвале, вдоль стен были прибиты нары, на которых не было матрасов, в одном углу стояло ведро для туалета, в другом – стул, куда ставили еду. Взрослых каждый день выгоняли на работу, благо, детей не трогали. Спали сидя, плотно прижавшись друг к другу — так было теплее. А с потолка каждую ночь на людей сыпались тараканы, клопы, червяки… «Было страшно каждый день, каждую ночь, — рассказывает Роза Ивановна. – Однажды вечером в камеру немцы затащили двух избитых женщин. Одна еле дышала, была вся в крови. Утром полицаи забрали их и больше не приводили. «Что же с нами будет дальше? Вернемся ли мы завтра в камеру или также сгинем», — причитали женщины, прижав к себе детей.

Выпросили пощаду

Однажды в камеру вошли немецкий офицер и переводчик. Маленькая Роза со слезами бросилась в ноги к немцу, худенькими ручонками обняла и стала причитать: «Пан, отпустите меня, я к матке хочу». Офицер погладил девочку по голове: «Гут, гут», — а переводчик добавил: «Не плачь, девочка, пойдешь к маме». Рядом с Розой на колени упала женщина: «Пан, у меня два киндера, они у чужих людей. Мне надо к детям, они без меня погибнут». Тут и другие женщины стали слезно просить о пощаде. Офицер что-то записал в тетради и вышел.

На следующий день детей и женщин отвели в комендатуру, выписали им пропуска и отпустили домой. «Не помню, как добралась до дому, — рассказывает Роза Ивановна. – Я была настолько слаба, что сил не было даже радоваться. Я упала на руки мамы и долго плакала, не могла вымолвить ни слова, а она гладила меня по голове и шептала: «Живая доченька, живая!».

Под пулеметным дождем

Роза Ивановна вспоминает, что в их деревню часто приходили партизаны, в основном ночью. Несмотря на то, что за связь с ними любому жителю грозила смерть, люди тайком кормили их и с собой сухарей давали. Однажды Роза пошла накопать картошки, смотрит, а по огороду идут двое мужчин с оружием. «Неужели партизаны днем пришли в деревню?» — только и успела подумать девочка, как с противоположной стороны огорода застрочил пулемет – это немцы, заметив партизан, стали стрелять. Пули свистели совсем рядом, Роза сначала остолбенела, а потом упала на землю и закрыла лицо руками. «Хочу жить, хочу жить», — повторяла она шепотом. Когда все стихло, девочка подняла голову, рядом лежали убитые партизаны, а земля дымилась. Она встала, докопала картошку и пошла домой готовить ужин. За вечер Роза не промолвила ни слова, только кулачком смахивала слезы. Как она осталась жива – одному Богу известно. Значит, нужна на земле эта смелая и отважная девчонка. А смелости Розе было не занимать. Однажды они вместе с мамой спасли от пожара несколько деревенских домов. Когда люди узнали, что немцы хотят поджечь дома, спасаться ушли в лес. Просидев в лесу сутки, женщины решили вернуться в деревню, чтобы на мельнице смолоть зерно — то ли будут фашисты жечь деревню, то ли нет, а есть что-то надо. «Едва мы заправили мельницу, как слышим, застрочили пулеметы, — вспоминает Роза Ивановна. – Немцы стреляли по домам. Первым загорелся дом старосты, потом соседний. Я со всех ног бросилась к своему дому: «Матка, наша хата сгорить, где мы жить будем! Спасать надо!» Мама побежала за мной. Подбегаем к дому, а соседская крыша загорелась, благо, рядом колодец, крышу затушили. Смотрим, возле нашей стайки поленница горит, мы и ее потушили. В общем, спасли от огня мы свою хату и еще несколько домов».

Освободили советские войска Белоруссию от фашистских захватчиков летом 1944 года.

Секрет ее долголетия

После войны Роза Ивановна закончила 7 классов и уехала работать на текстильную фабрику в г. Толочино. Здесь она встретила своего мужа Дмитрия Васильевича Сигедина. Родом он был из Салаира, сюда и привез молодую жену.

С мужем прожили душа в душу 48 лет. К сожалению, до золотой свадьбы он не дожил всего 2 года. Супруги вырастили шестерых детей, помогали воспитывать 12 внуков и 13 правнуков. «Ох и весело у нас было летом, — вспоминает бабушка Роза. – На каникулы к нам приезжали погостить по 10, а то и больше внуков. Сейчас все уже взрослые стали, но все равно не бросают меня, помогают».

Недавно Роза Ивановна Сигедина отметила 90-летний юбилей. Гости говорили много добрых слов и пожеланий юбилярше, при этом интересовались секретом долголетия и счастливой супружеской жизни. «Все очень просто: надо много работать, любить жизнь и беречь мужа, — с улыбкой отвечала Роза Ивановна. — Я не помню, чтобы без дела сидела, проснусь и как волчок кручусь-верчусь до ночи. Сейчас вот плохо вижу, так я на кровати делаю зарядку. А женам хочу дать такой совет: уважайте, любите и берегите своих мужей, тогда вы будете самыми необходимыми для них, они дышать без вас не смогут».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

49