Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

05.02.2021 10:31 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 05.02.2021 г.

Обыкновенная богиня

Автор: Александра Харитонова

Заголовок к этому материалу возник сам собой, моя героиня – в прошлом учительница русского языка и литературы школ №24 и №25, рассказывая о своих учениках, показала стенгазету, которую они подготовили ко встрече выпускников спустя 40 лет с окончания школы. Среди стихотворений и фото из школьной жизни центральное место занимает, конечно же, портрет любимого педагога. А над ним подпись «Обыкновенная богиня». Трудно не заметить в этих словах трепет, любовь и почитание. Чем же удалось Лидии Федоровне заслужить такое отношение учеников к себе?

Учительская чета

Детство Лидии Федоровны пришлось на военные годы. Ее семья сполна ощутила на себе удар того времени – сразу после объявления войны на фронт забрали отца Федора Андреевича. Больше они его не видели. В 1944 году пришла похоронка, из которой семья узнала, что Федор Андреевич погиб в боях под Витебском. Чтобы поднять на ноги двух детей, мама Прасковья Григорьевна трудилась на износ. «Мы с сестрой практически не видели мать, она до позднего вечера пропадала на работе, — вспоминает Лидия Федоровна, — трудилась заведующей столовой, продавщицей в буфете и магазине». После окончания школы Лидия поехала вместе с подружками поступать на юридический факультет Томского института. Девушка с блеском сдала все экзамены, однако ее подругам повезло меньше, поэтому они отправились искать счастья в другом месте. Не желая терять подруг, вслед за ними пошла и Лидия. Через несколько недель она уже с гордостью носила звание студентки литературного факультета Томского государственного педагогического института. «Учиться было одно удовольствие, — вспоминает Лидия Федоровна, — а вот учить детей оказалось сложнее. Сейчас есть множество методик преподавания, а в то время молодым учителям приходилось изобретать их самим».

Между занятиями, штудированием литературы и практиками в томских школах будущие учителя, как и прочая молодежь, ходили на танцы. На одном из таких вечеров Лидия познакомилась с будущим мужем Евгением Васильевичем, который учился на историческом факультете на курс младше. После окончания института, сыграв свадьбу, учительская чета переехала из Томска в Салаир. На выбор города повлияли родители Евгения Васильевича, которые тогда жили в Барите. «До переезда я не знала, где находится Салаир, — вспоминает Лидия Федоровна. — Незнакомый город произвел на меня хорошее впечатление, в 50-х годах здесь началось масштабное строительство. А в 1955 году появился Дворец культуры, который выглядел так же величественно, как сейчас после реставрации». Сразу после приезда учительскую чету позвали работать в школу №24.

По своему методу

Лидия Федоровна окунулась в беспокойные школьные будни с головой. А могло ли быть иначе, если молодому педагогу поручили вести русский язык и литературу в старших классах? «В 9 и 10 классах учились ребята немного моложе меня, — рассказывает Лидия Федоровна. — Завладеть их вниманием, добиться того, чтобы ребята шли на урок с желанием, а не как на каторгу, было очень важно». Профессиональных советов начинающей учительнице никто не давал, поэтому формулу успешного преподавания она выводила самостоятельно. И главное, в ней были искренность и дар рассказчика, которым от природы обладала Лидия.

«До сих пор помню, как Лидия Федоровна рассказывала нам биографии на уроках литературы, — говорит ученица Лидии Федоровны, выпускница школы №24 Галина Михайловна Зубакова. — За несколько минут мы успевали влюбиться в поэта или писателя. Благодаря интересным историям и деталям он становился для нас родным. Когда учительница говорила о смерти творца, то мы, девчонки, плакали». Конечно, чтобы настолько проникновенно говорить о писателях, Лидия Федоровна тщательно готовилась к уроку – находила критическую и исследовательскую литературу, а после «насыщения» составляла конспекты, которые заучивала наизусть.

Под каждым сочинением ребенка Лидия Федоровна вместе с оценкой оставляла послание, где отмечала сильные стороны работы, хвалила ученика. Порой ребята писали ей в ответ трогательные письма — говорили о любви к ее урокам, восхищались преподавательским талантом. Отвечать на такие признания для Лидии Федоровны было большим счастьем. «В каждом ребенке я старалась разглядеть личность, относилась к детям уважительно, никогда не допускала назидательного тона, — говорит Лидия Федоровна. — И, конечно, с удовольствием поддерживала их инициативы».

Одной из таких придумок детей было стихотворное приветствие. Ребята решили, что дежурный в классе должен обязательно приветствовать учительницу четверостишьем. Дети читали строки из сочинений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов. С этим ритуалом однажды вышла забавная история. В школе №25 проходили открытые уроки, аттестационная комиссия оценивала работу педагогов. Открыв дверь в класс Лидии Федоровны, члены комиссии услышали от школьников «Реквием» Роберта Рождественского. Педагоги опешили, так их не встречали еще ни в одной школе! Члены комиссии поначалу решили, что все это подстроено, но Лидия Федоровна объяснила, что приветствовать учителя в стихах придумали сами дети.

Сложнее для молодой учительницы было влюбить детей в русский язык – дисциплину, требующую большого труда и внимательности. Но и тут Лидия Федоровна нашла решение. Она придумала для школьников специальные формулы и таблички, по которым легко было запоминать даже самые запутанные правила.

Движение вверх

Но не только уроки Лидии Федоровны запали в сердца ученикам. Много времени молодая учительница уделяла внеклассным занятиям. «В старших классах Лидия Федоровна организовала «Университет культуры», — вспоминает Галина Михайловна Зубакова. — Мы с ребятами готовили лекции о художниках, скульпторах, музыкантах и композиторах, а потом рассказывали о них младшеклассникам. Приятно было почувствовать себя педагогом».

Но больше, чем «Университет культуры», дети ждали встреч в клубе «Литературная мозаика», который вела Лидия Федоровна сначала в школе №24, а затем и в школе №25. На вечерах дети вместе с педагогом читали стихотворения кузбасских поэтов Виктора Баянова, Василия Федорова, Михаила Небогатова, Владимира Измайлова… В 60-е годы в Салаире было сложно купить сборники стихотворений, поэтому в клубе собирались все, кто искренне любил поэзию. «Мы не только общались на литературные темы, но и ставили спектакли, — вспоминает Лидия Федоровна, – «Русалку», сцены из произведений Гоголя и Чехова. Посмотреть наши выступления собирались многие гурьяне и салаирцы». В постановке хореографии для спектаклей помогал преподаватель танцев Максим Денисович Козак, а с костюмами — специалисты ДК г. Салаира и Салаирского рудоуправления.

Развивала Лидия Федоровна в детях и стремление к самовыражению. Ребята, мечтавшие стать журналистами, писателями и художниками, создавали школьный журнал «Улыбка». В нем они писали заметки, небольшие рассказы, стихотворения, размышления о своем поколении и о том, как в будущем изменится страна. А художники создавали к ним иллюстрации цветными карандашами. Новогодний выпуск этого журнала Лидия Федоровна хранит до сих пор, иногда перелистывая страницы, чтобы вспомнить повзрослевших учеников.

Теплом на тепло

Вместе с тем журналом в папке лежит и множество черно-белых фотографий разных лет. На одной из них Лидия Федоровна вместе с выпускниками 1965 года на Красной площади. Эту поездку организовала она, а деньги на нее ребята частично заработали сами – сдавали макулатуру и собирали металлолом. Вместе с Лидией Федоровной школьники пробыли в столице неделю, посетили мавзолей Ленина, Красную площадь, Музей Московского Кремля, Останкинский дворец, зоопарк, планетарий, а счастливчики, удачно вытянувшие жребий, попали на спектакль в Большой театр. О поездке дети тогда написали репортаж для газеты «Знамя Ильича».

С гордостью Лидия Федоровна показала мне письма, которые присылали и присылают ей ученики из разных уголков страны. Особенно трепетно она относится к стихотворениям. Так, выпускник 1957 года Анатолий Борисовский отправил любимой учительнице сборник своих стихов. «Сейчас ему 81 год. Толя со школы мечтал о море. И вот он моряк, дважды совершивший кругосветное путешествие, — с улыбкой говорит Лидия Федоровна. – Он с ранних лет писал стихи и показывал их мне. Эта традиция живет уже более 60 лет, и я не устаю восхищаться его талантом». Лидия Федоровна помогла поверить в свои литературные способности поэтам Николаю Кузьмину, Надежде Алексеевой, Анатолию Борисовскому. Еще больше у Лидии Федоровны последователей в педагогике, ее выпускники преподают в школах и университетах не только Кузбасса, но и далеко за его пределами. О своих учениках Лидия Федоровна может говорить часами, вспоминать их первые сочинения, смешные эпизоды из школьной жизни, летние походы на Салаирский кряж, спектакли… И любовь выпускников к учительнице, которая подарила им эти яркие моменты юности, с годами не угасла. Они звонят, рассказывают ей о своей жизни, поздравляют с праздниками, приезжают издалека и забегают в гости. А если не застают Лидию Федоровну дома, то оставляют в двери записки с теплыми словами. «Любимая Лидия Федоровна, Ваш интеллект – моя путеводная звезда по жизни. Спасибо Вам за все!» — написала в послании одна выпускница. Для них, уже взрослых людей, Лидия Федоровна по-прежнему учитель, друг и «обыкновенная богиня», на которую хочется равняться.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

169