Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

28.04.2020 09:10 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 28.04.2020 г.

Да пусть же не прервётся связь…

Автор: Михаил Шкабарня

За кем смерть на войне ходила по пятам? Кто-то скажет – за танкистами, ведь на поле боя танк в среднем жил 3-5 минут, кто-то вспомнит пехоту — царицу полей, на которых эти пехотинцы и принимали смерть от вражеских пуль. А вот на третьем месте по так называемому в исторической литературе «проценту убыли» на войне были не летчики, не артиллеристы, как кто-то может подумать, а связисты.

В то время связь в войсках держалась на обычном полевом проводе. При артиллерийском налете его секло осколками, и связисту, несмотря ни на что, нужно было идти и искать обрыв. Пока другие солдаты укрывались в траншеях, связисту под градом пуль и снарядов нужно было найти обрыв и восстановить связь. Одна такая ходка туда и обратно – это все равно, что сходить в атаку. Кроме того, фашисты особо охотились за связистами, чтобы взять их в плен – ведь они знали намного больше обычных солдат, практически столько же, сколько командование.

Мой дядя Борис Михайлович Шкабарня почти всю войну, с апреля 1942 года и до Победы, прошел старшим радистом в составе 104-го отдельного полка связи 33-й армии. Что знаменательно: в боевом пути этой армии сплошь – наступательные операции: Ржевско-Сычевская, Ржевско-Вяземская, Спас-Деменская, Витебская… Эта армия приняла самое активное участие в так называемом «Пятом ударе» — разгроме фашистов в Белоруссии, Прибалтике.

Наступательная операция на Оршанском направлении Борису Михайловичу запомнилась особо: было тяжело, но самоотверженность связиста была отмечена командованием, он был награждён медалью «За боевые заслуги». Потом армия освобождала Польшу, Германию. И там, уже на чужой земле, в январе 1945 года Борис Михайлович совершил подвиг, за который был награждён орденом Красного Знамени – одним из высших орденов Советского Союза. Вот строки из наградного листа: «20 января во время налёта авиации тов. Шкабарня, будучи ранен в голову и руку, не оставил экипажа и, превозмогая боль, остался на боевом посту, отказавшись от госпиталя». А отказался потому, что осознавал, как отсутствие связи, незнание обстановки приводят войска к обреченности: большие потери, плен. Вот такой он, подвиг связиста. Он далёк от внешнего эффекта, но его значимость выходит далеко за пределы одиночного подвига, от связиста на войне часто зависит успех боя или всей военной операции.

В победном 45-м к наградам Бориса Михайловича добавились медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Но еще до 1947 года он служил в армии.

Вернувшись домой, он уже в 24 года окончил 10-й класс школы и поступил в Казахский горно-металлургический институт, и вовсе не потому, что мечтал стать горным инженером, а потому, что студентов там обеспечивали бесплатной формой: война закончилась, а жизнь была очень тяжелой. Тогда он вряд ли предполагал, что эта профессия станет любимым делом всей его жизни…

Здесь же, в институте, он познакомился со своей будущей женой – Верой Федоровной Александровой. Она, уроженка Казахстана, после окончания восьми классов поехала учиться во Владивосток, где её и застала война. С апреля 1942 года по октябрь 1945 она служила прожектористом в 25-м отдельном батальоне, который прикрывал Хабаровск. Службу сержант Александрова закончила начальником прожекторной станции.

Поженились они в студенчестве, там, в Алма-

Ате, у них родился сын. А в 1953 году по распределению приехали в Салаир, дочка уже родилась сибирячкой. Вера Федоровна возглавила химлабораторию Салаирского рудоуправления, Борис Михайлович сначала работал горным мастером на свинцово-цинковом руднике, начальником участка, а потом стал главным инженером Салаирского горно-

обогатительного комбината. Сегодня в краеведческой литературе мало найдешь свидетельств о состоянии градообразующего предприятия Салаира в 80-е годы. Зная о событиях 90-х и последующих лет, потрясших и практически уничтоживших комбинат, можно предполагать, что уже в 70-80-х остро стоял вопрос о модернизации производства, повышении его эффективности. И этим Борис Михайлович занимался вплотную: под его руководством в 1980 году группа инженеров из Салаира запатентовала новый способ флотации баритовых руд. Экономический эффект превысил 800 тысяч рублей. Под руководством Бориса Михайловича на предприятии максимально внедрялись разработки местных рационализаторов – самоходная погрузочно-доставочная техника, механизация взрывных работ. В 1982 году под его руководством на золотоизвлекательной фабрике была освоена промышленная переработка отвалов старательских работ прошлых лет. Экономический эффект – 400 тысяч рублей. Тогда такие суммы «делали погоду» на предприятии. Не занимайся он всем этим, может, лихие времена для комбината настали бы раньше. За свой уже мирный труд Борис Михайлович награжден орденом «Знак Почета» и областной медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса».

…Он всегда был в поиске – неудержимом, целеустремлённом, как тогда, в годы войны, когда провод был перебит снарядом, и обязательно надо было найти то место, чтобы восстановить связь. И эти строки я пишу с единственной целью – да пусть же не прервётся связь…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

38