От Москвы до Дальнего Востока…
Не пойти в армию 18-летнему Сашке Курапову (фото на стр. 1) было никак нельзя. Два его деда прошли Великую Отечественную войну, дошли до Берлина. Все друзья тоже честно собирались отдать долг Родине, когда придет их час. В восьмидесятые годы, на которые пришлась юность ветерана пограничных войск, машиниста экскаватора Бачатского разреза Александра Николаевича Курапова, по-другому было нельзя. «В наше время тот, кто не служил в армии, считался каким-то неполноценным, ущербным, что ли», — говорит ветеран и рассказывает о том, как служил сам и как служили его родные.
Александр Николаевич вспоминает, что деды о войне рассказывали очень мало. Дед по отцу Дмитрий Васильевич Курапов или «дед Митя», как звал его Саша, прошел всю Великую Отечественную с 1941 по 1945 год. Дед рассказывал, что половину войны он прошел пешком, а половину проехал – сначала на ЗИСе, а потом, когда немцы его разбомбили, на тракторе «Сталинец» с телегой — подвозил боеприпасы. Дед был тамбовским цыганом и утверждал, что пули его не берут, потому что он, якобы, заговоренный. Так это или нет, достоверно никому не известно, но дед действительно прошел всю войну, не получив ни единой царапины, хотя иной раз попадал в такие передряги, что выбраться из них, казалось, было невозможно. Он вспоминал, как однажды его отделение форсировало реку. Когда прогремел взрыв, он стоял на мостике. Словно в замедленной съемке оглянулся вокруг и увидел, что все были в воде – кого ранило, кого убило… Нетронутыми остались лишь две доски на мосточке, на которых он стоял, и кусок перил, за которые держался.
Еще дед рассказывал случай, как утопил в болоте свой «Сталинец». «Не достанешь его, я тебя расстреляю», — сказал командир, и дед нырял в ледяное болото до тех пор, пока не зацепил трактор крюком и не вытащил.
После войны деда с сослуживцами посадили в эшелоны и отправили транзитом на Дальний Восток, где шла война с Японией. Домой он вернулся лишь в 1946 году.
Второй Сашин дед — Михаил Михайлович Торгаев — тоже рассказывал про войну немного, говорил только, что подавал снаряды. Он попал на фронт с первых дней войны в составе Сибирской дивизии и участвовал в знаменитой битве за Москву. Был ранен в руку. Пулю ему потом, конечно, вытащили, но правая рука так и не действовала.
Самого Александра Николаевича во время службы в армии судьба занесла на Дальний Восток, на остров Кунашир. Служить ему довелось вместе с гурьевскими ребятами Алексеем Мартюшовым и Владимиром Сальниковым. Они все окончили школу сержантского состава, потом друзья остались в этой школе преподавать, а Александр сначала был направлен для подготовки новобранцев в «учебке», а потом — на заставу «Алёхино» в качестве командира отделения. Ходил в дозор, выдавал оружие, выпускал наряды на охрану государственной границы. В его задачу входило защищать все то, что когда-то отвоевал у японцев его дед Митя и еще тысячи советских солдат. Японские рыбаки, которым рыбачить в собственных водах было очень дорого, так и норовили пересечь нейтральные воды и зайти на территорию СССР, но спуску им советские пограничники и моряки не давали.
За полгода до демобилизации, когда в школе сержантского состава неожиданно отстранили от службы одного из командиров, Александра, как он говорит, «выдернули» с границы и перевели на службу в школу. На «дембель» они ушли с друзьями втроем, как и призывались. Все со службы вернулись с наградами. У Александра Курапова есть два знака «Отличник погранвойск» 1 и 2 степени. Его друг Вовка впоследствии стал профессиональным военным, Алексея Мартюшова мы знаем как командира гурьевского пограничного братства, Александра Курапова — как одного из главных его помощников. После службы Александр женился на дождавшейся его из армии любимой девушке Галине.
…Старший сын Александра Николаевича Николай от службы в армии тоже не бегал. Когда пришла его очередь защищать все то, что отстояли его прадеды и отец, он надел солдатские сапоги и честно отслужил. Много про свою службу родным не рассказывал, сказал лишь, что служил связистом в летных войсках в Забайкалье. Но думаю, что его предки, под пулями защищавшие каждую пядь родной земли от Москвы до Дальнего Востока, им бы гордились.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.