Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

06.10.2020 14:16 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 06.10.2020 г.

Как одолеть детскую лень

Автор: Ольга Силиванова

Еще в прошлом году мальчик с удовольствием учился, ходил в спортивную секцию, успевал везде и всюду. А сейчас ничего не хочет делать, лежит на диване либо  играет в компьютер. Домашнее задание выполняет через «не хочу», помочь по дому вообще заставить невозможно. «Он способный мальчик, умный, но лентяй», — в голос говорят про ребенка и педагоги в школе, и родители. Но почему он таким стал? Кто или что делает ребенка ленивым? Разобраться в этой проблеме поможет психолог центра «Здоровье и развитие личности» Наталья Александровна Чебакаева.

Медвежья услуга

Дети не рождаются ленивыми, они ими становятся. Малыши с рождения любознательны, активны, стараются все узнать, а когда подрастают, многое хотят попробовать сделать самостоятельно. «Мама, давай я помогу помыть посуду!», «Я тоже хочу пол пылесосить, и кровать заправлю сам!» — дети рвутся помогать по хозяйству. Но родители, можно сказать, бьют их по рукам: «Не мешай, я сама все сделаю, это будет и быстрее, и проще для меня, ведь потом все равно придется переделывать».

Быстрее и проще для родителей помыть детскую обувь после прогулки, сложить аккуратно одежду ребенка, и даже когда воспитательница дает задание сделать поделку, мама и папа стараются сами вырезать картинку, приклеить ее покрепче, а их чадо сидит рядышком и смотрит, как его работу выполняют другие.

И вот ребенок пошел в первый класс. На него сразу наваливается столько обязанностей! Он должен ходить в школу, самостоятельно выполнять домашнее задание, по утрам заправлять постель, мыть посуду, следить за одеждой и обувью и еще много-много чего. Но он не привык это делать, да и попросту не умеет. За него всегда и все делали взрослые.

«Ты почему такой ленивый?» — сердятся родители. Да не ленивый он, а неумеха, не приучен к работе и к обслуживанию себя. А кто его таким сделал? Конечно же, родители, а именно их излишняя опека. Делая все за ребенка, родители оказывали ему медвежью услугу.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок приучился к труду, был самостоятельным и ответственным, с раннего детства поощряйте его инициативу, принимайте помощь и никогда не ругайте, если что-то у малыша не получилось.

Лень надо лечить

С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Родителям нужно искать причины этого заболевания, а потом лечить. Вот только целебной пилюли от лени нет, и лечение не будет простым и быстрым, взрослым надо набраться сил и терпения. Главное, не закрывать глаза на проблему и не отмахиваться, мол, все пройдет, ребенок перерастет свою лень. Это не так, со временем лень может перерасти в апатию, безразличие к жизни.

Родителям стоит помнить, что «вдруг» и «сразу» ничего не бывает, что есть ряд причин, по которым ребенок из успешного школьника становится «нехочухой» и получает ярлык «лодыря». Прежде чем лечить лень, надо разобраться с причинами ее возникновения.

Усталость.

Многие родители первоклассников уверены, что их ребенок кроме школьных предметов должен осваивать кучу дополнительных образований. Они записывают его в спортивную секцию, в музыкальную школу, а еще в кружок макраме, лепки и т.д. Малыш, едва выйдя из детского сада и не научившись распределять свое время и силы, теряется, паникует, а потом становится рассеянным, безразличным. И уже к середине учебного года, растратив всю свою энергию, ложится на парту и ничего не делает. «Ты почему такой лентяй стал?» — негодуют взрослые. А это вовсе и не лень, это — усталость. Здесь важно родителям вовремя увидеть и понять, что ребенок не в силах больше выдерживать такую нагрузку. В 1 классе лучше всего не нагружать малыша дополнительными занятиями, пусть он освоится и привыкнет к школьной жизни, а уж потом начинает развивать свои творческие и спортивные таланты.

Усталость может одолеть и старшеклассника, когда, готовясь к ОГЭ и ЕГЭ, он днями и ночами сидит с книжками, ходит на дополнительные занятия. Тут как раз наоборот, ему могут помочь спортивные секции или другие занятия по душе. Он лишний раз отвлечется, займется другим видом деятельности, что положительно повлияет на его самочувствие. Не будет усталости — не будет лени.

Заниженная самооценка.

Семиклассник Максим вдруг стал приносить двойки по математике. «Не хочу, не буду, все равно она не пригодится мне в жизни», — отнекивался подросток. Мама обратилась за помощью к психологам: «Он же у меня умненький, так хорошо учился, а сейчас стал лениться, почему — не знаю». Специалисты нашли причину подростковой лени. Как оказалось, у Максима сменился учитель математики, и ребенок перестал понимать предмет. Признаться в этом и попросить помощи ученик постеснялся. Стал отставать от сверстников, его самооценка пошла вниз, он стал двоечником и прослыл лодырем. Но это вовсе не лень. Ребенку необходимы помощь, понимание, поддержка.

Отсутствие силы воли.

Вот чего зачастую не хватает и детям, и взрослым. Безвольный человек со стороны кажется ленивым. Силу воли, как и любую другую мышцу, надо постоянно тренировать, иначе она перестанет работать, и вас одолеет лень-матушка. Бывает, что ребенок в начальной школе и учился хорошо, и спортом занимался, а в 6 классе вдруг сник: «Не хочу, не буду, мне неинтересно». Объясняется это просто: все запасы природной выносливости он использовал, дальше должна работать сила воли, а ее у него нет. Поэтому родители с раннего детства своим примером должны показывать, что такое сила воли, насколько она важна в жизни. Если мама и папа, придя с работы домой, не заваливаются на диван, а начинают что-то делать по дому, занимаются с детьми, идут всей семьей на прогулку, тем самым тренируя «волевую мышцу», то и ребенок привыкает так жить. Лениться в такой семье некогда.

Особенности темперамента.

Не все дети рождены быть «электровениками», у которых всегда есть энергия и желание чем-то заниматься. Темперамент у всех разный: меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик. Детская лень может быть не столько ленью, сколько нерасторопностью и медлительностью меланхолика или флегматика. Обладателям такого темперамента нужны задачи, для выполнения которых требуются усидчивость, концентрация, а не максимальная скорость. «Ну что ты копаешься, я бы уже давно посуду вымыла! Лень вперед тебя родилась», — ругает сына мама. А мальчик не ленивый, он медлительный. А вот холерикам и сангвиникам лучше давать задания на быстроту реакции, на частую смену видов деятельности.

Если ребенку по каким-то причинам нужно справляться с заданиями, не подходящими ему по типу темперамента, то это вполне может стать причиной детской лени. Никто не хочет делать то, что у него плохо получается, от чего ему некомфортно, в чем он не сможет достичь успеха. Поэтому узнайте, какой тип темперамента у вашего ребенка, и подбирайте для него те занятия, которые ему подходят.

Главное правило для родителей: не оскорбляйте и не высмеивайте ребёнка. Если его постоянно называть лодырем, он привыкнет и охотно будет следовать этой роли. «Да я же все равно лодырь, что с меня взять», — и, перевернувшись на другой бок, останется лежать на диване. Лучше станьте для ребенка другом, поддержкой, выясните причины его лени и вместе победите этот недуг.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

32