Меню
16+

«Знамёнка». Газета Гурьевского района Кемеровской области

30.07.2014 09:44 Среда
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 25.07.2014 г.

Дорога жизни

В июле этого года отмечается 40-летие с начала строительства БАМа – Байкало-Амурской железнодорожной магистрали – колоссальной стройки, одной из крупнейших железных магистралей в мире, мегапроекта стратегического развития советской страны и в то же время – «дороги в никуда», брошенной на произвол судьбы на четверть века. Сегодня Президент России говорит о возрождении БАМа, подчеркивает его особое значение для Сибири и Дальнего Востока. И эти слова вызывают гордость и надежду у бывших «бамовцев» – первопроходцев, комсомольцев-строителей, которые самоотверженно трудились, километр за километром прокладывая путь через тайгу, болота и тундру, и верили в то, что делают большое, нужное стране дело.
О своей работе на БАМе вспомнил и наш земляк Иван Иванович Татюшев.

В поиске нелегких дорог


Иван Иванович приехал в столицу БАМа г. Тында в 1976 году. К тому времени он, профессиональный водитель, вдоволь помотался по дорогам Сахалина с геофизической партией, проводившей зондирование земли и испытывающей первые сейсмические приборы. Но душа просила трудового героизма, романтики. «Хотелось след оставить…», — говорит Иван Иванович. Но на саму железную дорогу он попал не сразу, поначалу на длинномере возил продукты. И только когда на одной из станций запил водитель, Ивану Ивановичу передали его еле живую машину, и он попал в самую гущу событий. Бригада, в которой оказался Татюшев, прокладывала путь от Тынды на запад. Татюшев стал участником строительства участка дороги от разъезда Курьян до станции Кувыкта, что составляло примерно 26 километров. Его машина была на участке незаменимой. «Ездил по всем надобностям, – вспоминает Иван Иванович. – Работали сутками, порой спал прямо в машине, каждый метр дороги был на счету, торопились закончить участок к 7 ноября».


И действительно, праздник встретили в Кувыкте. Бригадиры тогда получили большие награды, министры жали бамовцам руки, все радовались успеху. А между тем стройка продолжалась.
Никогда не забыть Татюшеву первую «бамовскую» зиму — минус 62 градуса. Слава Богу, старенькая машина в дороге не подводила, да и, как говорит Иван Иванович, тяжелая работа и суровый климат только сплачивали людей. Недаром эта стройка считалась комсомольско-молодежной. Татюшева в его 35 лет уже все уважительно называли Иванычем. «Жили здесь все дружно, – рассказывает бывший бамовец. – Двери на замки не закрывали, все знали друг друга и доверяли друг другу. Сюда приезжали целыми семьями, обустраивались, рожали детей». У Татюшева была особая «миссия»: его как водителя частенько поднимали ночью отвезти роженицу в больницу. Причем была такая примета: если в роддом везет напарник Татюшева, то родится девочка, а если он сам – жди сына. Так что, чаще именно Татюшеву приходилось ночами ездить по больницам! А утром опять трудовая вахта, общее большое дело, которое он полюбил и которым гордился…


Иван Иванович всегда увлекался фотографией, и за годы работы на БАМе у него накопился большой архив снимков друзей-бамовцев, строек, непролазных таежных дорог и, конечно, праздников, на которые к бамовцам приезжали известные певцы и актеры. На фотографиях Татюшева есть композитор Микаэл Таривердиев, актриса Наталья Крачковская, ансамбль «Орфей» и даже американский киноактер Дин Рид.

Возвращение на БАМ


В 1984 году строительство БАМа было завершено. Бамовцам были открыты все пути и дороги. И Татюшев с семьей отправился в Подмосковье. Там работал в совхозе на самосвале. С его-то опытом работы на технике, да еще и в условиях севера, он мог найти работу где угодно! Потом семья перебралась в Калугу, но и там они прожили недолго. Друзья, оставшиеся на БАМе, звали обратно. И Иван Иванович решил опять связать свою судьбу с этим суровым краем. Он переехал на север Бурятии в пос. Таксимо и опять сел «за баранку», встал на очередь на жилье. И все бы хорошо, но наступила перестройка, а вместе с ней и перемены, которые поставили на стройке века крест. Люди оказались на распутье. БАМ разделили на части между двумя железными дорогами –Восточно-Сибирской и Дальневосточной. Иван Иванович вспоминает, как опустели автобазы, новые хозяева поделили склады, запчасти, технику. Надо было либо уезжать, либо искать другую работу. Уезжать стало страшно: «северные» надбавки выплачивать перестали, льгот не стало, будет ли работа и жилье и на новом месте – тоже было сомнительно. Татюшев расстался с автомобилем и перешел работать помощником машиниста дизельной машины, выполнявшей монтажные, ремонтные работы сетей на электрифицированных железных дорогах. Там Татюшев проработал 17 лет.

Позвал Салаир


У него всегда вызывала жгучий интерес запись в паспорте: место рождения – г. Салаир. Он был совсем маленьким, когда родители увезли его на Сахалин. Мать умерла рано, а мачеха была не очень-то добра к пасынку, и он страшно торопился повзрослеть. В пять лет выпросился в школу, еще в старших классах получил права, а сев за руль, начал зарабатывать свои кровные. К слову сказать, трудовой стаж Ивана Ивановича Татюшева насчитывает более 50 лет.


Он знал, что его дед в свое время был выслан в Салаир со всей большой семьей, а это значило, что наверняка в этих краях должны быть родственники. Так и оказалось. Когда Иван Иванович вместе с сыном приехали «на разведку» в наши края, здесь отыскались сестра и жена одного из дядей. В итоге Татюшевы перебрались в Гурьевск, купили дом, обустроили его, воспитали здесь детей.
Один из сыновей Ивана Ивановича служит на Дальнем Востоке – именно там, где и отец в годы своей молодости проходил армейскую службу. Иван Иванович удивляется тому, что жизнь повела его сына по тем же дорогам, и… завидует ему. Признается, что и сейчас, если б не возраст, рванул бы в неизведанные края за заработками, романтикой, трудностями, новыми встречами и яркими впечатлениями.


И что бы ни говорили политики, БАМ для таких отчаянных, как Татюшев, был не только стройкой века, он был их жизнью, в которой они закалились и научились самоотверженно трудиться, дружить, ценить друг друга и любить родину.


На торжестве в честь 40-летия БАМа Президент России В.В. Путин сообщил о том, что из Фонда национального благосостояния и федерального бюджета на развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей будет выделено 150 млрд. рублей. Планы по возрождению БАМа масштабны. К 2017 году пропускную способность БАМа собираются увеличить в два раза – до 32 поездов в сутки, для этого необходимо реконструировать более 500 км путей, 90 станций, 85 мостов, построить новый Байкальский тоннель. А это значит, что у дороги есть будущее, а у будущего есть БАМ. И, возможно, вырастет еще одно поколение бамовцев, которому достанется в наследство отчаянное трудолюбие первопроходцев и их безграничная гордость за свой труд.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

338